Мартин Бубер – великий еврейский гуманист и философ, а также известный общественный и религиозный деятель. Личность эта неоднозначная, очень сложная. Одни исследователи считают его теоретиком, основоположником сионизма. Другие называют экзистенциальным философом первой величины. Кем же был на самом деле Мартин (Мордехай) Бубер? Его биографии и основным трудам будет посвящена наша статья.
Философ прожил долгую, но бедную внешними событиями жизнь. Но, тем не менее, ему посвящено много биографических трудов и исследований. Имя Бубера имеет мировую известность. Он работал в самых разных областях культуры. Касался не только философии человеческого существования, но и образования, искусства, социологии, политики, религии (в частности библеистики). Его работы по хасидизму переведены на многие языки мира. Но русскому читателю доступно не так много трудов этого философа. Были переведены лишь «Еврейское искусство», «Обновление еврейства» и ряд статей. В семидесятых и они были перенаправлены в спецфонды. Работы Бубера перепечатывались и обращались среди прогрессивных советских граждан в самиздате.
Биография Мартина Бубера. Детство и юношеские годы
Родился Мордехай (Мартин) Бубер в Вене 8 февраля 1878 года в довольно зажиточной еврейской семье. Мальчику не исполнилось и трех лет, как родители развелись. Отец увез сына в Лемберг (современный Львов, Украина), который тогда находился в составе Австро-Венгерской империи. В этом городе проживали дедушка и бабушка Мартина с отцовской стороны - Соломон и Адель. Шломо Бубер (умер он в 1906 году) был зажиточным банкиром. Но славился он во Львове не этим, а тем, что был блестящим специалистом в текстологии мидраша. А потому считался большим авторитетом в хасидской общине Львова. Дедушка и привил мальчику любовь к древнееврейскому языку. Он буквально открыл его сердцу двери в увлекательный и мистический мир хасидизма – религиозного движения, которое возникло в середине восемнадцатого века в еврейской среде Восточной Европы. Бабушка читала мальчику отрывки из Каббалы, а дед научил его ивриту, привил любовь к литературе и религии.
Хасидизм и философия диалога Мартина Бубера
Именно во Львове будущий философ узнал о «благочестивом» иудаизме. Основатель хасидизма, Исроэль Баал-Шем-Тов, считал, что истинная вера состоит не в учении Талмуда, а в привязанности к Богу всем сердцем, мистическом выходе восторженной души из телесной оболочки в горячей и искренней молитве. В этом религиозном экстазе и происходит диалог человека с Творцом Универсума. Поэтому хасиды отходят от внешних ограничительных запретов иудаизма. Те, кто постоянно общается с Богом, цадики, обладают способностью пророчества и ясновидения. Эти благочестивые люди помогают и другим хасидам обрести спасение уши и очищение от грехов. Весь этот таинственный и мистический мир очень повлиял на юного Мартина Бубера. В своей книге «Мой путь к хасидизму» он рассказывает, что в одно мгновение осознал суть всех человеческих религий. Это общение, диалог с Богом, взаимоотношения Я и Ты.
Образование. Юношеские годы
Дед-банкир позаботился о том, чтобы у его внука было блестящее образование. В восемнадцать лет Мартин Бубер поступил на учение в Венский университет. Окончив его, он продолжил образование в высших школах Цюриха и Лейпцига. В Берлинском университете его учителями были В. Дильтей и Г. Зиммель. В двадцать лет юноша увлекся сионизмом. Он был даже делегатом на третьем Конгрессе этого еврейского движения. В тысяча девятьсот первом году занимал пост редактора сионистского еженедельника «Де Вельт». Когда в партии произошел раскол, Бубер, живший на то время в Берлине, основал свое собственное издательство под названием «Юдишер Ферлаг». Оно выпускало еврейские книги на немецком языке. Не ослабевал интерес юноши к вопросам хасидизма. Он перевел на немецкий язык серию рассказов и притч раввина Нахмана из Брацлава. Позже посвятил хасидизму труды «Гог и Магог» (1941), «Свет сокровенный» (1943) и «Пардес ха-хасидут». Уделяет Бубер много внимания и общественной деятельности.
Сионизм и социализм
В 1916 году Мартин Бубер стал главным редактором ежемесячника «Дер Юде». Это издание стало рупором духовного возрождения иудеев. Он основал Национальный еврейский комитет, который в начале Первой мировой представлял интересы восточноевропейского ишува. И, наконец, в 1920-м философ сформулировал свои социальные позиции. Он провозгласил их в Праге на съезде сионистов. Эта позиция близка по своему классовому звучанию к социализму. Что касается национального вопроса, то Бубер провозгласил «мир и братство с арабским народом», призывая обе национальности дружно сосуществовать «на новой общей родине». Позиция Я – Ты, диалог, где каждая сторона может слышать и понять «правду» другого, легли в основу философии мыслителя.
Вторая мировая и поздние годы
В период между двумя войнами Бубер работал в университете Франкфурта-на-Майне. Он занимал пост профессора на кафедре этики и философии иудаизма. Когда же к власти в тридцать третьем пришли национал-социалисты, философ лишился работы. Вскоре он вынужден был бежать из Германии в Швейцарию. Но позже эмигрировал и из этой страны, соблюдавшей нейтралитет во Второй мировой. Мартин Бубер, цитаты которого о мирном сосуществовании между евреями и палестинцами, увы, были «гласом вопиющего в пустыне», переехал в Иерусалим. В этом святом городе философ и прожил с 1938 по 1965 год. Скончался он 13 июня в возрасте восьмидесяти семи лет. В Израиле Бубер работал профессором на кафедре социологии в Иерусалимском университете. В начале шестидесятых получил почетный титул первого президента Израильской академии наук.
Антропологический подход в философии Мартина Бубера
Еще будучи студентом, философ живо участвовал в ницшеанских дискуссиях молодежи. Учение о лидере и толпе, «человечишках» было для него неприемлемым. Вместе с тем он понимал, что Ницше пытался поставить во главу угла проблему уникального человеческого существования в мире, где «Бог отказывает людям в Своем присутствии». Однако решать ее нужно исходя из ценности каждой личности, считал Мартин Бубер. «Проблема человека» - это прежде всего полемический труд, в котором ученый критикует постулаты Ницше. «Воля к власти» не может, по его мнению, служить путеводной звездой для сильных личностей и свободных умов. Такой подход приведет лишь к еще большей диктатуре. В ницшеанских дискуссиях, а также под влиянием Дильтея и Зимера, его учителей, у Бубера вызревает его собственная концепция антропологии.
Мартин Бубер, «Я и ты»: краткое содержание
Этот труд, безусловно, можно назвать главным в философском творчестве мыслителя. В нем Бубер ставит на разные чаши весов отношение «Я – Оно» и «Я – Ты». Лишь в последнем случае возможен Диалог, межличностное живое общение. Когда личность относится к чему-то или кому-то как к «оно», получается лишь утилитарное использование. А ведь личность – это не средство, а цель. Отношение к другому как в «Ты» наделяет участника диалога духовной, ценностной природой. Бронислав Малиновский ввел в философский оборот термин «мана». Это полинезийское слово очень точно отражает ощущение дорелигиозного озарения, ощущения невидимой силы, которую несет в себе личность, животное, дерево, феномен и даже предмет. По мнению Бубера, такие два типа отношений порождают противоположные концепции мира. Конечно, человеку трудно постоянно пребывать в состоянии «Я – Ты». Но тот, который всегда относится к внешнему миру как к «Оно», утрачивает свою душу.
Религиоведение
Еще один фундаментальный труд, который написал Мартин Бубер, - «Два образа веры». В этой книге философ вспоминает о своих детских впечатлениях о вхождении в мир мистического, немного чувственного хасидизма. Он противопоставляет его талмудическому иудаизму. Также можно различить два основополагающих подхода к вере. Первый, пистис, - это рациональный «греческий» подход. В этом смысле вера – принятая к сведению информация. Ее можно назвать знанием или даже «научной гипотезой». Такой вере «пистис» противостоит «эмуна». Она основывается на доверии, живой любви, отношении к Богу как к «Ты». Бубер прослеживает, как раннее христианство постепенно отходило от библейского духа, связанного с сердечным, чувственным восприятием Отца Небесного, к церковной догматике с ее мертвым набором шаблонов.
Мистицизм
В университетах Цюриха и Вены Мартин Бубер, философия которого все больше склоняется к экзистенциализму, слушал курсы психоанализа. Его интересует человеческая личность во всех ее аспектах. Идеи мистицизма ученый воспринимает вовсе не как психическую патологию. Темой его докторской диссертации стало комплексное исследование философии Майстера Экхарта и Якоба Бёме. Эти немецкие мистики позднего Средневековья оказали большое влияние на Бубера. Как ученик Дильтея, философ постарался вжиться в религиозный опыт опального доминиканца Экхарта. Для того все паломничества, покаяния и посты, всё то, что навязывает ортодоксия, не имеет никакой ценности, если человек не ищет общения с Богом. Бёме также утверждает, что заповеди должны находиться внутри, быть записаны на скрижалях сердца, а не находиться вовне, как догматы.
«Хасидские предания»
Мистическое направление в иудаизме – это страсть, к которой до конца жизни тяготел Мартин Бубер. Книги о хасидизме этого автора переведены на многие языки. В них он пытается раскрыть веру как диалог с Богом, как живое доверие к Творцу. Итоговым стал труд «Хасидские предания». На русский язык был переведен лишь первый его том. В этой книге Бубер придал хасидизму новый образ – литературного жанра. Бог раскрывается через ряд доверительно рассказанных историй. Только так, по мнению Мартина Бубера, возможно налаживание диалогового моста между человеком и «сакрум», между «Я» и «Ты». Такой подход был раскритикован Гершомом Шолемом, основателем академического изучения мистического движения в иудаизме. Он считал, что Бубер игнорировал философское наследие хасидизма.
Потому и мало комментариев.
Его "Я и Ты" входит в обязательный список литературы для психологов, но мало кто из моих знакомых его осилил полностью.