"Жанна", спектакль. Театр Наций. История женщины

В Театре Наций зрителям предлагается поразмышлять о цене успешной жизни. Здесь в феврале 2014-го на малой сцене состоялась премьера трагикомедии молодого драматурга Ярославы Пулинович «Жанна». Спектакль представляет собой историю женщины с железным характером. Главную роль сыграла Ингеборга Дапкунайте.

спектакль жанна театр

«Жанна», спектакль. Театр Наций

Постановка осуществлена недавним выпускником ГИТИСа Ильей Ротенбергом. «Жанна» - спектакль, продолжающий экспериментальную работу театра с молодыми режиссерами и новой драматургией. Илья Ротенберг в 2011-м возглавлял Лысьвенский театр драмы, где им были поставлены гоголевские "Игроки". Постановка получила Гран-при на фестивале театров малых городов. «Жанна» - спектакль, являющийся второй по счету работой режиссера с драматургией Пулинович. Первой была поставленная им пьеса "Как я стал…" (Томский театр юного зрителя).

В спектакле «Жанна» задействованы актеры: Ингеборга Дапкунайте (в главной роли), Екатерина Щанкина, Александр Новин, Анна Гусарова, Андрей Фомин, Надежда Лумпова.

О вечном: история женщины

По мнению режиссера, «Жанна» - спектакль, жанр которого следует определить как психологическую драму, восходящую к эпической. Главную героиню пьесы Пулинович режиссер считает абсолютно эпическим персонажем. Ее история касается вечных вещей, волнующих многих в течение веков — любви, семьи, ревности, мести, зависти. "«Жанна» - спектакль, который представляет собой историю женщины. В каждой женщине есть определенная тайна, в которой интересно было бы разобраться", - поделился с журналистами режиссер. Такая попытка и представлена в спектакле. Режиссер попытался пересказать историю Жанны так, как он ее понимает.

Успешная деловая женщина имеет, на первый взгляд, все блага, о которых многие только мечтают. Зрителю предлагается подумать: какой ценой это добывалось? Чем ради этого пришлось пожертвовать? С чем она остается в итоге?

Сюжет

Жанр пьесы Ярославы Пулинович, легшей в основу спектакля («Дальше будет новый день»), определяется как мелодрама с элементами фарса. В ней рассказывается о некой одинокой и решительной бизнеследи Жанне, которая сумела пробиться из «грязи в князи»: она с нуля построила свою жизнь, многого добилась, но так и не нашла своего счастья. В течение пяти лет продолжаются ее отношения с инфантильным Андреем, который почти вдвое моложе нее. Героиня ревностно его опекает. В какой-то момент закомплексованный юноша решает начать самостоятельную жизнь. Он сбегает от Жанны к нерадивой и смешной студентке Кате. Но для молодых это заканчивается печально - они оказываются выброшенными на улицу. Жанна не находит себе никого взамен.

Об авторе

Ярослава Пулинович, несмотря на ее молодой возраст (ей нет 30) - один из наиболее известных и востребованных российских драматургов. Выпускница Екатеринбургского театрального института. Первые пьесы - "Учитель химии", "Карнавал заветных желаний", "Мойщики" - находятся в шорт-листах фестиваля драматургии "Евразия", являются лауреатами премий "Дебют" и "Голос поколения". Пулинович также постоянный участник фестивалей "Любимовка" и "Новая драма". Пьесы драматурга идут на подмостках театров Англии, Польши, Эстонии, США, Украины и более чем 40 театров России.

По мнению критиков, пьесы Пулинович отличаются от многих других российских драм последнего поколения тем, что выстроены в идеальном соответствии с театральными канонами. В них непременно присутствуют психологическая добротность образов, стремительное развитие интриги, серьезный и понятный зрителю смысл. Возможно, именно в этих особенностях заключается секрет ее успеха.

Режиссура

Специалисты считают, что в спектакле молодого режиссера Ильи Ротенберга все продумано идеально и работает как часы. Художницей Полиной Гришиной, ученицей знаменитого Дмитрия Крымова, пространство концептуально поделено на черное и белое. Зрителю предложен мир без полутонов.

Первый план занимает роскошная квартира Жанны: мраморный пол, большая кровать и джакузи. Второй занят съемной каморкой Андрея и Кати с ее убогой обстановкой. Действие движется от эпизода к эпизоду, работают все решения, ничего не остается неиспользованным. Метафоры являются хлесткими и лаконичными: например, когда с кровати снимают постельное белье, она превращается в могилу отца Жанны. Действие выстроено режиссером, как клиповый монтаж, кадры в нем сменяются довольно быстро, новые эпизоды естественно вырастают из предыдущих.

Измененный финал

В финале пьесы Андрей с женой и ребенком, оставшись без денег, жилья и работы, приходят к Жанне. При виде малыша сердце героини тает. Она оставляет молодых у себя переночевать. Читатель остается с надеждой, что дальше всех ожидает «новый день».

Но для постановки Театра Наций драматургом переписан финал, в корне изменен его смысл. В спектакле Жанна спрашивает у своего знакомого, могущественного депутата, как можно оперативно лишить кого-то родительских прав. И получает ответ, что в этом нет ничего сложного.

Она принимает решение украсть ребёнка. Этот шаг становится для нее вершиной всех ее амбиций, последним желанием, которое предстоит реализовать. Жанна действует со всей бескомпромиссностью героини античности. Пережившая гибель женской любви, она стремится к реваншу в любви материнской. Новым финалом пьеса Пулинович выводится на глобальный уровень. Ее героиня получает соответствие масштабу актрисы, исполняющей главную роль.

Дапкунайте: внешняя хрупкость в сочетании с внутренней силой

Из нескольких пьес, предложенных режиссером на выбор, решили ставить именно спектакль «Жанна». Театр Наций остановился на этом варианте. Ингеборга Дапкунайте на главную роль была приглашена Евгением Мироновым, худруком театра.

жанна спектакль

Этот выбор, по мнению режиссера, является очень точным. Участие этой замечательной актрисы придает пьесе особый новый оттенок.

Драматург Я. Пулинович считает, что в Дапкунайте имеется необходимое для ее образа: в ней внешняя хрупкость сочетается с внутренним напором и силой.

Актриса и зритель

Киноактриса Дапкунайте в представлении как отечественному, так и мировому зрителю не нуждается. Театралам же нелишне было бы узнать о том, что кинозведа играет в театре давно и много. В 80-е годы она работала со знаменитым Э. Някрошюсом, литовским режиссером, основавшим театр «Мено фортас». Выступала на подмостках европейских театров, а также в Британии и Америке.

Актриса и роль

По мнению критиков, Ингеборга Дапкунайте в этом спектакле действует четко и стремительно: она не допускает ни лишнего жеста, ни необыгранных деталей, ни случайных интонаций.

спектакль жанна отзывы

В ее героине сочетаются нежность и хищная хватка, открытость миру и строгость, железная жесткость и ранимость. Она по-настоящему обворожительна, изворотлива, хитра, грациозна. В ней актерское озорство и женское кокетство сочетается с глубиной и тщательным психологизмом. В итоге ее Жанна - не просто персонаж или актриса. Это настоящий живой человек, которому зритель верит от первого до последнего слова.

Спектакль «Жанна»: отзывы

Работа творческого коллектива театра не оставила зрителей равнодушными. В своих отзывах они называют спектакль потрясающим. Актерская игра в нем заставляет зрителей проживать с героями, движущимися по жизни, как по лезвию ножа, все превратности их судьбы. Зрители благодарны Ингеборге Дапкунайте за ее пронзительную, потрясающую игру. Тонкая и откровенная передача актрисой душевных переживаний одинокой женщины вызывает у многих гамму чувств: восхищение, жалость, презрение и осуждение. Зрители в своих отзывах благодарят актеров за убедительную и правдивую работу, отмечают хорошую режиссуру и удачное, по их мнению, решение сценического пространства.

жанна спектакль театр наций

Заключение

Постановка Театра Наций – крепкий, добротный спектакль, способный заставить переживать любого. Креативный зритель оценит еще и свежую, и одновременно доступную форму. Единственные, кому не стоит этот спектакль рекомендовать - ценители сомнительных, рискованных экспериментов. Таковое в данной работе отсутствует.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.