Управленческий процесс – это организация всех видов хозяйственной деятельности предприятия. Исходя их этого определения, управление не может быть отделено от его объекта, а характер функций управленческого цикла зависит от специфики производственного или торгового процесса.
Общие и специальные функции управления
В процессе организации хозяйственной деятельности компании реализуется два вида функций: относящиеся к общим (которые могут касаться всех систем) или характерные только для данной системы.
Общие функции касаются тех сфер, которые на разных предприятиях организованы сходным образом, например, контроль доставки почты, уборки офисных помещений, ремонта офисной техники. Специфические функции присущи управленческому процессу на конкретном предприятии (поиск специалистов для программирования роботов-упаковщиков или ремонта конвейерной ленты).
Управленческий цикл организации
В целом управление компанией предусматривает осуществление таких задач:
- Разработка перспективных и текущих планов.
- Организация и регулирование производственной (торговой, консалтинговой или другой) деятельности.
- Мотивирование и координация персонала.
- Контролирование и учет результатов производственного процесса.
Эти группы функций составляют этапы управленческого цикла, который выражается в планировании, организации, мотивации и контроле.
Циклом менеджмента его называют потому, что эта последовательность управленческих действий характеризуется непрерывностью. Она имеет начало, затем должна повторяться в течение определенного периода времени (неделя, декада, месяц, квартал, год).
Значение планирования в разрезе деятельности предприятия
Эту функцию по праву называют наиболее важной во всем процессе управления. Ее выполнение обеспечивает пропорциональные объемы производства, бесперебойную работу различных подразделений, а также рациональное использование имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Актуальное и грамотное планирование необходимо для организации правильного хода производства, то есть для динамического равновесия внутреннепроизводственных процессов.
Фактически, планированием можно назвать постановку целей и определение путей для их достижения.
Виды планирования: стратегическое
Разработка планов, как первая из стадий управленческого цикла, предшествует всем остальным. Для каждого уровня организации характерен конкретный вид планирования.
На высшем уровне разрабатывают стратегические планы. В сфере производства стратегией называют оптимальную совокупность правил и приемов, способствующих реализации миссии, а также достижению общих и частных целей компании. Главной задачей стратегического планирования становится определение основного курса, то есть стиля поведения компании в занятой рыночной нише.
Определение путей для обхода кризисных ситуаций или для занятия новых позиций на рынке также включает в себя такое управление. Управленческий цикл, этапом которого выступает стратегическое планирование, как правило, довольно продолжителен. Обычно разработка глобальных планов происходит раз в один, три или пять лет.
Что такое тактическое и оперативное планирование
На среднем и низшем уровнях управления разрабатывают соответственно тактические и оперативные планы.
Тактическим планированием называют определение промежуточных целей, призванных обеспечить осуществление стратегических задач. Этот тип деятельности входит в управленческий цикл менеджеров среднего звена.
Результат оперативного планирования – это те цели, которые разрабатывают управленцы непосредственно на местах выполнения. В их обязанности входит постановка ежедневных задач (краткосрочная тактика).
Описанные типы планирования представляют собой общую систему - генеральный или общий план (бизнес-план работы предприятия). Планирование – единственный способ снизить уровень рыночных рисков и неопределенности.
Принципы планирования
Исходя из того, что весь управленческий цикл зиждется на планировании, оно должно осуществляться с позиций:
- Комплексности. Это значит, что в процессе должны быть учтены все значимые события и ситуации.
- Точности. Построение актуальных и реальных планов становится возможным при использовании всех доступных средств, тактик, процедур и методов прогнозирования, которые предоставляет современная техника.
- Непрерывности (взаимосвязь перспективного и текущего планирования).
- Гибкости (иногда для достижения приоритетных целей необходимо отказаться от балласта).
- Экономичности. Соблюдение пропорциональности расходов на планирование с получаемым в результате выигрышем позволяет избежать неоправданно высоких издержек.
Принцип целостности, объединяющий процесс разработки перспективных и текущих планов, считается главным условием, необходимым для непрерывности производственного процесса, бесперебойной работы предприятия и стабильности его хозяйственных контактов.
Стадия организации
Организация – это следующий после планирования этап, который продолжает управленческий цикл. На этой ступени задачей менеджера становится создание оптимальных условий для того, чтобы деятельность всех участников коллектива была эффективной. Ему нужно скоординировать усилия персонала и направить их на достижение поставленных целей.
Осуществление этой функции становится возможным благодаря формированию организационной структуры на предприятии. Для успешного воплощения запланированных мероприятий менеджеры определяют ответственных лиц и назначают исполнителей на конкретные задания. Кроме того, в их обязанности входит забота о том, чтобы на протяжении всего технологического процесса не было недостатка в ресурсах (обеспечение оборудованием, финансами, рабочей силой).
Несколько слов о мотивации
Неотъемлемым компонентом каждого успешного предприятия становится заинтересованность персонала в выполнении своих трудовых функций. Побуждение сотрудников к активной деятельности, их вовлечение в совместное достижение корпоративных целей, а также поиск путей для качественного повышения их работоспособности называется мотивацией.
Наиболее распространенными методами, способствующими укреплению «боевого духа» работников организации, становятся поощрения:- Материальные.
- Моральные.
К средствам материальных поощрений относятся премии, бонусы и льготы, дополнительные выплаты и подарки.
Поощрения морального характера – это похвала, публичное выражение благодарности, размещение фотографии на доске почета и другие.
Контроль – завершающая стадия управленческого цикла
После того как были предприняты действия по достижению целей, их результат должен быть измерен, оценен и сопоставлен с плановыми показателями.
В практике менеджмента различают контроль трех видов:
- Предварительный.
- Текущий.
- Заключительный.
Изменение принятых ранее решений и внесение корректировок в алгоритмы, инструкции и правила становятся началом нового управленческого цикла. Ведь необходимо заново спланировать деятельность с учетом новых параметров, распределить задания и проследить за их выполнением. Результат нового цикла также в обязательном порядке подвергается изучению и анализу.
Длительность цикла менеджмента
Основные управленческие циклы характеризуются протеканием в пространстве и времени. Длительность их может составлять от нескольких минут до месяцев, местом применения становятся группы, бригады исполнителей и сама компания.
Поэтому можно говорить о двух видах измерения цикла управления:
- Время.
- Пространственные рамки.
Хороший менеджер заинтересован в том, чтобы максимально сократить время, затраченное на каждый цикл. При детальном рассмотрении можно увидеть, что на длительность управленческого процесса оказывает влияние скорость выполнения основных действий: сбор, передача и обработка информационных данных, цикл управленческих решений (выработка и принятие), а также организация исполнения.
Экономия временных ресурсов возможна при упрощении организационных и документальных процедур, использовании технических средств в процессе выполнения ряда процедур, а также при сокращении времени, предназначенного для отдельных операций.