Стратегический план компании

С того времени, как экономика страны перешла на рыночные отношения, стратегический план и любые виды планирования были отставлены и забыты. Этот факт можно объяснить тем, что многие бизнесмены и менеджеры крупных компаний стали больше доверять «невидимой руке рынка». В то же время практика ведения дел заставила пересмотреть такой подход и вернуться к рычагам управления, в том числе и к стратегическому планированию.

Прежде всего, надо сказать, что стратегический план - это документ, который выражает долгосрочные задачи и цели компании. В нем содержится информация о состоянии внешней среды и о внутренней структуре предприятия. Если говорить о временном отрезке, то документ разрабатывается на 10-15 лет. Его основой является так называемая миссия предприятия. Эта основополагающая идея должна присутствовать в плане, независимо от сферы и масштабов его деятельности.

Стратегический план развития предприятия включает в себя три взаимоувязанных раздела. Для того чтобы более четко ответить на вопрос о том, что такое миссия компании, надо представит, какой она будет через эти полтора десятка лет. В настоящее время эта информация вполне конкретно прописана в уставных документах, если речь идет об акционерном обществе или обществе с ограниченной ответственностью. Хотя и индивидуальный предприниматель вправе ставить себе такие же задачи и намечать соответствующие перспективы.

На практике многие бизнесмены сводят стратегический план к получению прибыли. Конечно, это важнейшая характеристика результатов деятельности предприятия за определенный период. Как известно, бывают периоды, когда работа приводит к убыткам. Есть мнение, что прибыль относится к сугубо внутренним проблемам. И выставлять ее в качестве стратегической задачи на много лет вперед - не совсем точное решение. К примеру, стратегическая миссия концерна «Газпром» заключается в том, чтобы создавать для людей более комфортные условия для проживания.

Второй момент, после того как основная цель поставлена, заключается в том, чтобы сформулировать долгосрочные и краткосрочные задачи, которые надо решить в процессе достижения поставленной. Стратегический план должен содержать общую направленность по развитию производственной базы и подготовки кадров. Сегодня многие компании занимаются производством и установкой пластиковых окон. Многие из них довольствуются тем, что живут текущими заказами. Более продвинутые, если можно так выразиться, занимают другую позицию.

Они проводят модернизацию действующего оборудования. Расширяют производственные площади. Добавляют в линейку своей продукции новые позиции. Вдобавок к установке окон, клиентам предлагаются услуги по монтажу натяжных потолков. А для того чтобы расширять сферу деятельности, необходимо привлекать дополнительные кадры. И не просто привлекать, но и повышать их квалификацию. Все эти и многие другие процессы должны найти отражение в документе, который называется "стратегический план".

Здесь надо сделать одно замечание. Все вышеперечисленные мероприятия необходимо проводить для того, чтобы закрепить свое присутствие на рынке. По своей сути, это и будет той стратегической целью, о которой говорится в плане. В действующем законодательстве имеются нормы, которые ограничивают максимальную долю рынка, которую может занимать одна компания. Значит, можно поставить именно эту цель. К примеру, надо занять 30% рынка в производстве и установке пластиковых окон. Если этот рубеж будет превышен, вступят в действие антимонопольные механизмы. Этого допускать не следует.

С учетом этого обстоятельства, стратегический план должен содержать и третий раздел - тот, который регламентирует механизм управленческих решений. Всем известно, что знаменитый предприниматель Форд принимал важные решения самостоятельно. В тоже время он опирался на мнения экспертного совета, который действовал в его компании. На этот аспект деятельности - механизм принятия решений - нужно обращать особое внимание при стратегическом планировании.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 7
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.