Ивар Бескостный - вождь датских викингов, сын Рагнара Лодброка. Биография, история
Знаменитый викинг Ивар Бескостный был сыном еще более легендарного Рагнара Лодброка. Мстя за гибель отца, этот язычник собрал огромную армию, с которой высадился в Британии. Результатом его небывалого похода стало покорение части острова данами (предками датчан), где на столетие установилась власть скандинавов. Сам Ивар прослыл неистовым воином, чьи подвиги воспевали во многих средневековых сагах. Его жизнь, полная белых пятен, окружена многочисленными легендами и домыслами.
Сын конунга
Датский конунг Рагнар Лодброк мог похвастаться не только своими ратными успехами, но и большим потомством. Ивар – только один из многочисленных сыновей легендарного героя. Из-за отрывочности и неточности тогдашних документов историки и сегодня не знают, когда родился этот викинг. Большую часть достоверных сведений об Иваре оставила после себя «Сага о Рагнаре и его сыновьях». Но и в ней нет фактов о детстве и юности будущего предводителя данов.
Нет сомнений, что Ивар с самых ранних лет обучался военному ремеслу. Отец воспитывал из него настоящего викинга, для которого в жизни не существует ничего кроме походов и грабежей в христианской Европе. Как раз именно IX век стал эпохой расцвета кровопролитных и разорительных набегов скандинавов. Чаще всего они нападали на Францию и Британию. Именно этому авантюрному делу посвятил всю свою жизнь Ивар Бескостный. Он даже не завел семьи и не оставил собственных детей.
Загадка имени
Исследователи до сих пор не пришли к единой точке зрения, что означало прозвище, которое носил Ивар Бескостный (почему Бескостный?). Мнения противоположны. Возможно Бескостным Ивара назвали за небывалую ловкость, которую он демонстрировал на поле боя. С другой стороны, некоторые историки предполагают, что причиной прозвища могла стать неизвестная болезнь.
Даже если у Ивара был какой-то недуг, он не помешал ему отправиться в длительный поход. В 865 году его отец Рагнар пережил кораблекрушение у берегов Британии. Король Нортумбрии Элла II, ненавидевший язычников, казнил легендарного викинга. Расправа оказалась ужасной. Рагнара бросили в яму, полную ядовитых змей. Весть о гибели отца настигла Ивара на родине. В этот момент история Дании сделала крутой поворот. Дети Рагнара отправились на далекий остров, для того чтобы отомстить за своего отца.
Путешествие за море
Осенью 865 года Великое войско язычников село на свои драккары и отправилось в Британию. Первыми флот Ивара увидели крестьяне, жившие на морском побережье Кента. Язычники уже не раз грабили Британию, но никто из местных жителей не помнил так много парусов на горизонте. По разным оценкам, Ивар Бескостный собрал эскадру из 300–400 кораблей, на которых оказалось 5 тысяч человек. Для IX века это были невероятные цифры. Казалось, что целый народ сдвинулся с места, как это уже бывало во время Великого переселения народов, когда предки самих англосаксов покинули материковую Европу и обосновались в Британии.
Вместе с Иваром за отца мстить отправились еще два сына Рагнара - Хальфдан и Убба. После первых грабежей в Кенте и на острове Тенете флотилия викингов ушла дальше. Язычники выбрали своей следующей целью Восточную Англию, которой правил король Эдмунд. Скоро стало ясно, что речь идет не о разовом набеге данов. Пришельцы собирались остаться в Англии надолго.
Огромный флот данов внушал настоящий ужас. На военные корабли драккары устанавливались деревянные фигуры драконов. Армия язычников придавала большое значение всевозможным символам. Корабли Ивара и его братьев не были исключением. Викинги верили, что деревянные истуканы помогают отгонять злых духов и приносят победу над противниками. Ладьи данов обладали уникальной для своего времени конструкцией. Суда не только пересекали северные моря, но и отлично двигались по мелководью. Эта последняя особенность была крайне важна для детей Рагнара. Даже оказавшись в британской глубинке, Ивар по руслам рек смог провести за собой корабли, на которых хранились запасы и награбленная добыча.
Дополнительные причины нашествия
Все хронисты того времени соглашались, что Ивар и его братья отправились в Британию ради мести за гибель отца, и эта мысль не вызывает сомнений. Но что заставляло идти за ними огромную армию и большое количество сторонников, присоединившихся на более позднем этапе вторжения? Каков исторический подтекст той длительной кампании?
К примеру, норвежцы покидали родную страну из-за дефицита плодородной прибрежной земли и перенаселения. Но дети Рагнара и их воины были данами, значит, ими двигали иные мотивы. Говоря о глубинных причинах нашествия Великой языческой армии (а не только о красивом сюжете о мести за гибель Рагнара), нельзя не сказать о том, что именно в то время (в IX веке) после длительного кризиса, последовавшего за падением Западной Римской империи, в Европе начался заметный рост торговли. В этот регион хлынул огромный поток серебра и всевозможных товаров. Появились новые купеческие города, в том числе и британский Лунденвик (Лондон). Подобные поселения были богатыми, но не обладали прочными укреплениями (из-за расположения на водных путях или морском берегу). Таким образом, викинги оказывались перед двойным соблазном – не просто богатой добычей, но еще и плохо охраняемой богатой добычей.
Причины появления огромного флота у британских берегов были не только экономическими, но и политическими. На протяжении всего IX века в Дании происходила борьба между централизованной королевской властью и военными лидерами викингов. Монархи хотели контролировать нашествия. Честолюбивые и привыкшие к свободе пираты сопротивлялись этому желанию. В 854 году военные расправились с королем Хориком I. Этот монарх заключил мир с королем Франции и мешал походам соотечественников. После смерти Хорика Дания на долгое время осталась без власти, которая могла бы держать в узде желавших авантюрных походов викингов. Этой возможностью воспользовался в том числе и Рагнар, и та же свобода сыграла на руку его сыновьям, сумевшим сплотить вокруг себя большое число сторонников.
Стоянка в Восточной Англии
В следующем, 866 году, викинги, грабившие Францию, узнали о том, что Ивар Бескостный создал в Восточной Англии опорный пункт. Туда стали стекаться язычники со всей Скандинавии. В Восточную Англию стремились и только что закончившие рейды в других европейских странах. Дети Рагнара провели в Британии всю зиму. Количество лагерей скандинавов увеличивалось – туча над головой Эдмунда становилась все больше. Викинги не ушли даже после того, как к ним присоединились товарищи, заработавшие во Франции колоссальное состояние – король Карл Лысый откупился от них 4 тысячами фунтов серебра. Для многих воинов это был предел мечтаний, однако Ивар Бескостный лелеял гораздо более далеко идущие замыслы.
Отправляясь в чужую страну, военачальник подготовил детальный план. Он решил отказаться от классической для скандинавов пешей стратегии и сделать свою армию конной. Для этого в Восточной Англии чужаки отобрали у местных жителей большое количество лошадей. Кавалерия была необходима для быстрого передвижения по незнакомому краю. Добираясь до места сражения, викинги спешивались и действовали щитом к щиту в пешем строю. Каждый воин защищал своего товарища - армия билась как единый организм.
Поход в Нортумбрию
Язычникам, вторгшимся в Британию, было на руку то обстоятельство, что на острове не существовало единой власти. Англия была разделена на семь королевств. Их отношения представляли собой запутанный клубок противоречий. Как правило, они враждовали, а с приходом чужаков пытались объединить свои усилия против общего врага. Получалось это далеко не всегда.
Обо всех политических перипетиях знал и вождь датских викингов Ивар. Первой он решил атаковать Нортумбрию. Это королевство страдало от внутренних распрей. Накануне его жители изгнали собственного монарха Осберта. На его место пришел Элла II. Именно по его приказу был убит Рагнар Лодброк, которого бросили в яму со змеями.
Таким образом, Ивар и его братья выбрали Нортумбрию ради собственной мести и по той причине, что именно это королевство тогда больше всех остальных страдало от междоусобиц. Местная знать была расколота. Одна ее половина поддерживала узурпатора. Другая надеялась на возвращении Осберта, который принадлежал к королевской династии и имел легитимные права на престол (в отличие от худородного Эллы II).
Кровная месть
Язычники вторглись в Нортумбрию 1 ноября 866 года. Армию численностью около 10 тысяч человек вел вождь датских викингов Ивар. У христиан это был День Всех Святых – дата, когда они по традиции забывали об оружии и мирно посещали церковь. Викинги застали их врасплох. Кроме того, сыграли свою роль и споры среди знати. До последнего дня нортумбрийские лорды не предпринимали никаких серьезных мер по защите отечества, надеясь, что гроза минует их и обрушится на соседнюю Мерсию.
В результате англосаксы не смогли оказать никакого серьезного сопротивления. Оба короля спешно бежали. Ивар вместе с братьями и армией вошел в Йорк. Город, когда-то основанный римлянами, на столетие перешел к данам. Там викинги и перезимовали, чиня разрушенные укрепления и готовясь к новому противостоянию с христианами.
К следующей весне (867 года) изгнанники Осберт и Элла, наконец, помирились и решили действовать сообща. Они атаковали Йорк 23 марта, в Вербное Воскресенье. Внезапность гарантировала англосаксам первый успех. Казалось, что противники поменялись ролями. Теперь теснимые врагами викинги оказались на грани поражения. Однако армия двух королей угодила в ловушку. Через бреши в стенах она прорвалась в Йорк и оказалась окруженной еще большей толпой викингов.
Грозный воин Ивар был не только замечательным ратником. В трудную минуту он мог воспользоваться тактической хитростью и победить противника собственным умом. Англосаксы были разгромлены. Элла и Осберт поплатились собственными жизнями. Отдельно стоит отметить смерть убийцы Рагнара. Эллу привели к Ивару и на глазах жаждавшей мести публики подвергли изощренной языческой казни – «кровавому орлу». Жертве вспороли грудь, вырвали легкие, а на спине вырезали «крылья». «Кровавый орел» посвящался Одину. Язычники благодарили своего бога войны за важную и памятную победу.
Война с Мерсией
Став фактическим хозяином Нортумбрии, хитрый Ивар Рагнарссон отказался занимать престол. Он сделал королем свою марионетку Эгберта. Сведения об этом человеке отрывочны. Скорее всего, он принадлежал к англосаксонской знати, при этом не имея ничего общего с прежней королевской династией. Эгберт во всем слушался викингов и давал проход их войскам во время последующих походов.
Теперь настала очередь Мерсии. Именно туда с войском двинулся Ивар Бескостный. Король Бургред начал спешно искать помощи в Уэссексе. Тем временем викинги остановились у стен Ноттингема, где разбили временный лагерь. Наконец войско короля Уэссекса Этельреда пришло на выручку армии Бургреда. Однако новый союз, ровно как и предыдущий, ничего не смог сделать с чужаками. Англосаксы попытались взять приступом лагерь викингов, но эта попытка провалилась.
Сын Рагнара Ивар Бескостный добился своего. Мерсия выплатила язычникам большую контрибуцию, после чего те удалились. На этот раз Ивар использовал излюбленную тактику своего отца – устрашение. Он соглашался быть миролюбивым, но в обмен за это требовал больших выкупов. В 869 году даны вернулись в Йорк.
Победа над Эдмундом
После продолжительного отдыха Ивар отправился в исходную точку своего путешествия – Восточную Англию. Это королевство славилось своими богатыми по британским меркам монастырями. Во время единичных рейдов скандинавы стремились грабить именно храмы, так как в них можно было найти самую богатую добычу (в первую очередь золото). Убба (которого Ивар поставил во главе армии) выбрал в качестве своей цели монастырь Потерборо. Все служители этой обители (в том числе и аббат) были перебиты. Для монахов викинги стали живым воплощением библейского пророчества Иеремии. Еще в ветхозаветную эпоху он предсказал, что кровожадные пришельцы, прибывшие из северных краев, будут нести разрушения и свирепствовать на христианской земле. Неудивительно, что католики, жившие в Британии, относились к викингам как к абсолютному непомерному злу, свалившемуся ни их головы в виде Божьей кары за прежние грехи.
Продемонстрировав мощь данов, Ивар отправил королю Восточной Англии Эдмунду послание, в котором призывал того стать вассалом язычников точно так же, как это сделал Эгберт в Нортумбрии. Монарх отказался. Было ясно, что выступить против Ивара означало смертный приговор. Однако Эдмунд не испугался нависшей над ним опасности. Возможно, он понимал, что ему не удастся победить данов, но надеялся отвлечь их, пока сам не заручится поддержкой союзников.
Как бы ни предполагал король, его планы не сбылись. Эдмунд решил оттянуть время, согласившись стать вассалом Ивара, в случае если тот примет христианство. Язычник не оценил предложения. Немногочисленная армия Восточной Англии была разбита. Эдмунда казнили. Этот король стал одним из самых почитаемых английских святых. По легенде викинги сделали его мишенью для стрел, предав мучительной и медленной смерти.
Вояж в Ирландию
После событий в Восточной Англии и расправы над Эдмундом жизненный путь Ивара вновь становится загадкой. С одной стороны, согласно хронике Этельверда, этот викинг погиб вскоре после того похода. Однако историки пришли к выводу, что это свидетельство ошибочно. Вторая и более распространенная точка зрения гласит, что, отпраздновав победу в Восточной Англии, скандинавы разделились. Одна армия осталась в Британии и вскоре начала войну против Уэссекса, другая же отправилась в Ирландию. Это второе войско и возглавил Ивар Бескостный.
Биография викинга отличается фрагментарностью. И если о его британской кампании известно достаточно много, то о следующем вояже сына Рагнара осталось гораздо меньше достоверных свидетельств. Оставив армию в Англии под руководством своего брата Хальфдана, Ивар выступил против коренных жителей Ирландии пиктов.
Этот остров долгое время был для викингов страной легкой добычи. Скандинавы без особого труда захватывали здесь скот, богатства и рабов. Если в Англии было семь королей, то в Ирландии правили десятки царьков, чьи владения отличались еще меньшим размером. Такая раздробленность являлась залогом успешных набегов. Кроме того, местные туземцы жили в условиях первобытного строя. Никакой обороноспособной армии в Ирландии не было. Однако за несколько десятилетий прежде мирное население освоило оружие чужеземцев и научилось элементарным военным приемам. С таким противником и пришлось столкнуться Ивару. Однако подробных свидетельств о его пребывании в Ирландии не осталось.
Ивар на поле боя
Современники и потомки причисляли Ивара к берсеркам. Так называли самых яростных и нечувствительных к ранам и боли викингов-воинов. Сложно было найти лучшего товарища в бою. Рык, с которым он бросался на противника, вселял ужас на неприятеля, еще больше ужаса внушала его репутация беспощадного противника. Образ жизни берсерков был окружен завесой тайны. Об этих воинах говорили, что они могли вырывать с корнем деревья, глотать горячие угли и рассекать человека одним ударом своего острого топора.
На поле боя Ивар выходил под знаменем своего отца Рагнара. На этом полотне был изображен распространенный у викингов символ – черный ворон-падальщик. Этот знак был необходим как для укрепления духа товарищей, так и для устрашения врагов. Армия викингов Ивара часто использовала тактику «стены щитов». Подобный прием был распространен еще у римлян с их знаменитой «черепахой». Воины строились в круг и ставили вместе свои щиты. В результате получалось подвижное укрепление. Это был пункт сосредоточения и защитный заслон.
Смерть и судьба могилы
Согласно средневековым источникам, Ивар скончался в 873 году. Обстоятельства его ухода из жизни остаются неизвестными. Даже если военачальник погиб в Ирландии, он определенно завещал похоронить себя на новой родине – в Нортумбрии. Судьба тела Ивара на протяжении долгого времени оставалась загадкой. И только в XVII веке фермер из города Рептона наткнулся на древнее захоронение, которое позже ученые идентифицировали как могилу знаменитого викинга.
Скандинавские саги сохранили любопытную легенду о мощах Ивара. Язычник хотел быть похороненным в Нортумбрии, веря в то, что его могила поможет данам побеждать всевозможных противников. Когда в Англию вторгся конунг Харальд, он действительно потерпел поражение и не смог покорить страну. Зная о проклятии, которое источает курган Ивара, Вильгельм Завоеватель, приплывший в Британию в середине XI столетия, первым делом раскопал могилу. После этого ритуала норманну удалось завоевать всю Англию. Правда это или миф - в точности уже сказать нельзя. Тем не менее Ивар заслуженно стал героем многих средневековых легенд. История Дании знает мало таких удивительных и ярких военачальников.