Автотехническая экспертиза — исследование, при проведении которого используются специальные знания в области судебных автотехнических и криминалистических средств для установления фактов о ДТП. Познания касаются механики, математики, технических данных, безопасности при езде на автомобильном транспорте и тому подобного.
Исследование проводится в рамках уголовного делопроизводства при расследовании преступлений, которые связаны с безопасностью движения, а также гражданских дел по возмещению материального вреда вследствие ДТП.
Объекты исследований
В данном случае роль непосредственного объекта принадлежит ДТП, объяснениям очевидцев и участников и прочим доказательствам. Также они получаются при осмотре места происшествия.
Проводится независимая автотехническая экспертиза в негосударственных и государственных учреждениях. При этом обязательно изучаются протокол осмотра, схема к нему, другие сопутствующие документы, фотоматериалы обстановки и повреждений машин.
Виды автотехнических экспертиз
Выделяются следующие виды судебных исследований:
- транспортно-трасологическая экспертиза и анализ следов на ТС и месте ДТП;
- определение технического состояния ТС и обстоятельств ДТП;
- анализ дорожных условий, технического состояния дороги и условий на месте происшествия.
Помимо этого, иногда требуется комплексное психологическое транспортное исследование, где обследуется состояние самого водителя на момент ДТП. Рассмотрим, как проводится автотехническая экспертиза каждого из этих видов по отдельности.
Транспортно-трасологическая экспертиза
Целью этого вида исследования становится установка механизма произошедшего ДТП или его следов. К последнему относятся следы ТС, имеющие отношение к ДТП.
Объектами экспертизы являются следы колес, полозьев, гусениц, неходовой части. Колеса разнятся от типа, модели, марки, механизма и обстоятельств образования. Важную информацию получают при исследовании ширины колеи, шины, рисунка оставленного протектора и т. п.
К предметам относятся следы неходовой части ТС, то есть сцепных устройств, бамперов и прочего.
Если автотехническая экспертиза необходима для идентификации ТС, то перед специалистом ставятся следующие вопросы.
- Остались ли следы ТС на месте ДТП?
- Принадлежит ли деталь или ее обломок данному ТС?
- Образованы ли следы данным ТС?
Кроме того, задаются диагностические задания относительно механизма ДТП, отдельных этапов, при которых оставлены следы, и прочее. Вопросы в данном случае могут касаться следующих моментов:
- режима движения и угла столкновения ТС;
- взаимного расположения при столкновении;
- расположения ТС и пешехода при наезде;
- последовательности наложения следов;
- установления факта, что следы образованы в результате столкновения;
- прочие вопросы.
Исследование технического состояния транспортного средства
Данный вид экспертизы необходим для выявления неисправностей, их причин и проявления дефектов. Она проводится для установления обстоятельств ДТП и других дел. К примеру, автотехническая экспертиза потребуется при появлении споров о продаже ТС со скрытыми дефектами или неисправностями либо некачественного ремонта и обслуживания в сервисном центре. Тогда специалисту предстоит ответить на вопросы, касающиеся:
- общего технического состояния ТС и его отдельных систем и деталей;
- исправности ТС;
- соответствия его технического состояния требованиям о допуске к эксплуатации;
- наличия недостатков и, при положительном ответе, уточнении каких;
- причине и времени их появления;
- характера неисправности (эксплуатационный, конструктивный или производственный);
- характера дефекта (значительный или нет);
- распространения или нераспространения на недостатки гарантии;
- возможности появления недостатка вновь после устранения.
Исследование обстоятельств ДТП
Автотехническая судебная экспертиза данного вида связана с транспортно-трасологической, так как имеет одну цель: выяснение обстоятельств происшествия. Однако рассматриваемый вид направлен на восстановление картины ДТП в целом, а транспортно-трасологическое исследование решает более узкий спектр задач.
Эксперту задаются вопросы о:
- скорости движения ТС перед столкновением;
- длине остановочного и тормозного пути;
- времени, при котором автомобиль преодолел конкретное расстояние;
- возможности остановки автомобиля в конкретных обстоятельствах;
- причинах опрокидывания или заноса;
- возможности предотвращения ДТП;
- взаимного расположения ТС в определенный момент, в том числе перед столкновением.
Иногда автотехническая судебная экспертиза включает и вопросы, которые не всегда входят в компетенцию специалистов. Тогда эксперты вправе не отвечать на них. Примером могут служить следующие.
- Как водитель должен был себя вести при конкретной ситуации, чтобы обеспечить безопасность движения?
- Действовал ли водитель в соответствии с ПДД?
Эти вопросы относятся к компетенции юристов. Следовательно, отвечать на них должны соответствующие специалисты, а не автотехнические эксперты.
Исследование дорожных условий
Автотехническая экспертиза, вопросы которой касаются дорожных условий, назначается при необходимости проверки показаний участников дорожного движения в случае, если они сослались на объективные причины, приведшие к ДТП.
Также исследование актуально в ряде случаев по административным правонарушениям. Если привлеченное лицо по главе 12 КоАП отказывается признать факт своей вины (например, ссылаясь на отсутствие дорожных знаков или дорожной разметки), то эти обстоятельства проверяются. С этой целью назначается автотехническая экспертиза. Вопросы эксперту тогда ставят следующие.
- Могли ли стать причиной происшествия отсутствующие знаки или их неточное расположение?
- Установлены ли знаки в соответствии с требованиями существующего ГОСТа?
- Укладываются ли «лежачие полицейские» в действующий ГОСТ?
- Были ли причины, относящиеся к организации движения на дороге, которые способствовали ДТП?
- Была ли техническая возможность избежать ДТП?
Может быть поставлена задача определить момент возможности предотвращения ДТП, если бы водитель вовремя снизил скорость.
Исследование по оценке автотранспорта
Если при оценке транспортного средства назначается автотехническая экспертиза, вопросы на ней ставят следующие.
- Какие необходимо использовать технологии для ремонта ТС?
- Во сколько обойдется ремонт ТС?
- Сколько стоит ТС в конкретном состоянии, указанного года выпуска, с учетом износа и особенностей комплектации, а также установленного в машине дополнительного оборудования?
- Сколько стоят пригодные к использованию остатки ТС?
- Какой размер утраты стоимости пострадавшего транспортного средства?
Комплексная психологическая автотехническая экспертиза
Определение этого вида подразумевает привлечение экспертов, умеющих оценить «человеческий фактор» при ДТП, то есть обладающих специальными знаниями в области психологии и психофизиологии. В данном случае, когда проводится независимая автотехническая экспертиза автомобиля, оценивается реакция водителя на ту или иную ситуацию на дороге, когда было необходимо принимать решение. Принимается во внимание опыт вождения ТС, состояние человека, темперамент и иные обстоятельства, которые должны быть исследованы.
Это, безусловно, имеет важное значение. Поэтому, когда назначается автотехническая экспертиза при ДТП, целесообразно требовать и проведение данного вида исследования. Она особенно необходима тогда, когда в результате происшествия есть пострадавшие. Специалисту могут быть поставлены вопросы, касающиеся:
- времени реакции человека, находящегося за рулем на появление помехи в конкретной ситуации;
- конфликтной ситуации между водителем и другими участниками происшествия, которая повлияла на психическое состояние;
- влияния этого состояния на выполнение функций вождения;
- соответствия его психофизиологических возможностей тем требованиям, которые необходимы для обеспечения безопасного вождения;
- возможности своевременного правильного восприятия водителем создавшейся ситуации на дороге;
- возможности предотвращения ДТП при имеющемся психофизиологическом состоянии водителя.
Заключение
Из-за огромного количества аварий на дорогах автотехническая экспертиза при ДТП - один из самых распространенных видов исследований, назначаемых для установления фактов по делу. К сожалению, некоторые из аварий имеют тяжкие последствия. Поэтому так важна точная доказательная база при происшествиях.
Нередко по делам такого вида главными источниками версии следствия становятся результаты, которые дает автотехническая экспертиза. Стоимость в столице на данный вид услуг начинается, в среднем, от 20000-25000 рублей. Но потерпевшая сторона вправе взыскать эту сумму в дальнейшем у виновника происшествия.