В составе любого автомобиля присутствуют несколько основных систем, без правильного функционирования которых вся польза и удовольствие от владения могут быть сведены на нет. Среди них: система питания двигателя, система выпуска отработавших газов, электрическая система, а также система охлаждения двигателя. Можно долго спорить, какая из них важнее или главнее и которой стоит уделить основное внимание. На самом деле каждая система и даже отдельный узел нуждаются в заботе и опеке. Легче всего это понять, проведя аналогию между автомобилем и живым организмом. Запусти всего лишь один орган - и получишь неприятности.
В данной статье речь пойдёт о системе охлаждения автомобиля «Нива Шевроле». Будут рассмотрены такие вопросы, как:
- структура и состав системы охлаждения;
- слабые места – на что стоит обратить особое внимание;
- профилактика и осмотр – залог долгой эксплуатации всего устройства в целом;
- варианты неисправностей и способы их эффективного устранения.
Структура и основные компоненты системы
Для того чтобы было хорошее понимание работы системы, достаточно увидеть перед собой ее структуру и составные части. Уже только исходя из схематического рисунка можно составить картину работы и увидеть слабые места. Не исключение и система охлаждения. «Нива Шевроле» представлена замкнутой, принудительно циркулируемой структурой.
Как видно из рисунка, в составе системы присутствуют такие важные компоненты:
- радиатор;
- вентиляторы охлаждения;
- термостат;
- патрубки охлаждения и печки;
- насос вентилятора;
- расширительный бачок;
- датчик температуры охлаждающей жидкости.
Без правильной работы любого из этих элементов будет неэффективна вся система охлаждения двигателя. «Шевроле Нива» фактически зависит от этих компонентов.
Назначение и принцип действия
Двигатель автомобиля в процессе эксплуатации испытывает значительный нагрев. Внутри цилиндров температура газов достигает 2000 градусов по Цельсию. Для снятия такого температурного напряжения и предназначена охлаждающая система. Для этого в составе двигателя предусмотрена так называемая водяная рубашка – система каналов, по которым проходит охлаждающая жидкость. Благодаря принудительной циркуляции тепло выводится наружу.
Патрубки, помпа, термостат - вот и вся система охлаждения. «Нива Шевроле», схема течения тосола или антифриза которой представлена на рисунке выше, охлаждается достаточно быстро. Это обеспечивается водяным насосом, который, в свою очередь, работает от шкива коленчатого вала через поликлиновый ремень. На холодном двигателе (температура ОЖ до 78°С) термостат закрыт, и происходит циркуляция по «малому кругу», минуя радиатор охлаждения. В «малом круге», кроме рубашки двигателя, в обязательном порядке участвует радиатор отопителя и блок подогревания дросселя.
После прогревания двигателя, а значит, и антифриза (свыше 80°С), термостат открывается, происходит циркуляция ОЖ через основной радиатор охлаждения. В составе радиатора имеется два вертикальных пластиковых бачка и алюминиевая центральная часть горизонтальных канальцев. Антифриз поступает через верхний патрубок в правый бачок, а покидает радиатор через выпускной патрубок от левого бачка. Здесь же находится пробка слива с радиатора.
Система управления
Электроника в автомобиле главенствует над элементами любой системы, не является исключением и система охлаждения. «Нива Шевроле» имеет управление контуром циркуляции антифриза, основанное на работе контроллера, данные на который поступают с датчика температуры, и блока управления. На радиаторе охлаждения закрепляется кожух с двумя спаренными вентиляторами. В народе их называют «карлсонами». Информация о превышении температуры тосола поступает с датчика температуры, который устанавливается в блоке двигателя. А уже управление осуществляется непосредственно ЭБУ (электронным блоком управления).
При определённом, заданном программно превышении температуры включается сначала один правый вентилятор, а затем - оба и в усиленном режиме. Для разных прошивок блока управления первый вентилятор включается с 98°С, а сразу оба - со 100°С или 102°С. Усиленный режим работы выключается после падения температуры до 93°С. Есть варианты, когда срабатывают только два вентилятора одновременно, что не всегда удобно. Этот нюанс – один из слабых звеньев системы охлаждения. Иногда достаточно перепрошить ЭБУ для достижения оптимального режима работы вентиляторов, и всё налаживается.
Другие составляющие системы охлаждения
Кроме основных важных составляющих системы охлаждения, таких как радиатор, термостат, водяной насос и спарка вентиляторов, не стоит забывать и о вспомогательных элементах. Есть ещё патрубки системы охлаждения. «Шевроле Нива» зависит от этих элементов тоже. Иногда простой не затянутый хомут патрубка может привести к перегреву охлаждающей жидкости. А все потому, что через негерметичное соединение будет происходить течь.
Расширительный бачок автомобиля имеет пробку с впускным и выпускным клапаном. Самый интересный для нас - выпускной - предназначен для поддержания необходимого давления в системе. Это сделано для того, что при повышенном давлении быстрее происходит нагревание, а значит, двигатель быстрее выйдет на рабочий температурный режим. В случае быстрого подъёма температуры (термостат подклинивает и не успевает открываться) клапан в пробке бачка срабатывает и стравливает избыточное давление.
Возможные неисправности системы охлаждения
Необходимый температурный режим должна поддерживать система охлаждения двигателя. «Шевроле Нива» может достаточно быстро перегреться, а это практически всегда приводит к ремонту силового агрегата. Поэтому важно любые возможные проблемы предотвращать заранее. Профилактика - прежде всего. На что следует обратить внимание в первую очередь?
К слабым местам «Нивы Шевроле» следует отнести:
- расширительный бачок и его пробку с клапаном;
- водяной насос;
- электрическую систему управления радиаторами;
- термостат;
- радиатор;
- ремень генератора;
- патрубки системы.
Неисправности системы охлаждения «Нивы Шевроле» хорошо изучены. Ведь эта модель эксплуатируется с 2002 года. Следуя рекомендациям, возможно избежать практически всех проблем, связанных с перегревом двигателя.
Расширительный бачок
Казалось бы, в чем может быть проблема? Простое изделие из пластмассы, а стоит на первом месте в списке слабых мест. Дело в том, что качество материала для емкости оставляет желать лучшего. По поводу треснувшего бачка исписаны многие страницы форумов. Он просто не выдерживает рабочего давления системы. Из наиболее популярных решений этой проблемы существуют два.
Самый простой вариант в том, чтобы убавить рабочее давление. Да, двигатель будет набирать рабочую температуру медленнее, чем запланировано конструкторами. Как показывает практика, задержка в несколько минуток не критична, а целый расширительный бачок – награда за такое решение. При этом нет никаких материальных затрат – шилом протыкается пробка либо не закручивается до конца.
Во втором варианте родной расширительный бачок меняют. Самая популярная замена - на аналоги от европейского концерна VW. Форма и размеры для российских Кулибиных не имеют значения. Главное, чтоб был прочным и не трескался. Материальные вложения при замене вместе с материалами - примерно 500-700 р.
Частичное решение вопроса достигается заменой только пробки бачка, рассчитанной на меньшее давление. Этот вариант получается средним по затратам, но самым сложным по поиску вариантов.
С 2013 года производитель автомобиля также решил проблему, начав выпуск расширительных бачков из более надежного и качественного материала.
Водяной насос от «Нивы Шевроле»
Что может быть проще: помпа и система охлаждения. «Шевроле Нива» гарантирует грамотную работу при наличии качественных комплектующих. Но вот как раз водяной насос здесь и является слабым звеном. Встречаются случаи, когда эта деталь превращается буквально в расходник и меняется так же часто, как фильтры.
Причин выхода из строя помпы может быть несколько. Чаще всего это маленький ресурс и некачественная сборка. Благо сейчас большой выбор производителей, и можно выбрать для себя наиболее долговечную деталь.
Самостоятельная замена помпы не представляет особых сложностей. Но, как и в любой работе, здесь есть нюансы. Особое внимание следует уделить необходимым зазорам при установке, чтобы приводной ремень был в одной плоскости со всеми точками крепления.
Неисправности в электрических цепях
Среди основных проблем, которые могут возникнуть в цепочке ЭБУ, – вентиляторы, это банальная проводка, а также предохранители. Проще всего проверяются предохранители. Затем, если не помогло, путём «прозвонки» ищется проблема в проводах. Иногда вентилятор попросту заклинивает из-за недостаточной смазки. Проверяется это механическим путем на заглушенном автомобиле. Если рукой крыльчатка проворачивается туго – это и есть причина.
Сбоит система охлаждения? «Нива Шевроле» может расклеиться в системе анифриза из-за старой прошивки блока управления. Важно, чтобы вентиляторы включались в нужный момент и выключались также своевременно. В разных прошивках запрограммировано различное значение контрольных параметров температуры. В обязательном порядке при проблемах с вентилятором проверяются реле включения.
Термостат и возможные проблемы
Стабильная работа термостата заключается в своевременном открытии канала, по которому охлаждающая жидкость направляется в радиатор. Если этого по каким-то причинам не происходит - антифриз циркулирует только по малому кругу и достаточно быстро нагревает двигатель до критических температур. Также не будет работать термостат. Как при этом может повести себя «Нива Шевроле»? Воздух системе охлаждения совсем не нужен, ведь он образует пробку. За эффективную работу термостата отвечает термочувствительный элемент. Если он перестает справляться со своей функцией – термостат следует заменить.
Новый термостат перед установкой рекомендуется проверить на работоспособность. Это делается нагреванием воды в емкости с опущенным термостатом. При достижении температуры открытия следует убедиться, что он срабатывает, а затем, после остывания, закрывается.
Радиатор «Нивы Шевроле»
Родной радиатор на автомобиле – достаточно надёжный узел. В целях профилактики его рекомендуется чистить и мыть снаружи. Алюминиевая решетка радиатора не должна засоряться, так как это значительно уменьшает теплоотводящие свойства. Также следует регулярно осматривать его на механические повреждения и течи. При длительной эксплуатации автомобиля имеет смысл внутренняя промывка каналов радиатора. Для этого существуют специальные добавки и готовые растворы.
Если появляется необходимость в замене – имеет смысл подумать над медным вариантом. Теплоотводящие свойства меди лучше алюминия, и устройство в целом будет намного эффективнее охлаждать антифриз.
Что касается качества тосола, то не стоит забывать проверять его плотность ареометром. Особенно это актуально в зимнее время эксплуатации автомобиля. Может совсем отказать система охлаждения. «Нива Шевроле» и возможные неисправности её радиатора не должны испортить настроение. Лучше всего всегда иметь в запасе концентрат. Тогда в случае недостаточной плотности охлаждающей жидкости будет возможность всё поправить.
Почему важен ремень генератора
Ремень генератора через шкив коленчатого вала приводит в движение помпу. Если он рвётся, то, кроме того что генератор перестаёт заряжать аккумулятор и питать всё электрическую начинку автомобиля, помпа также перестает функционировать. При этом двигатель имеет высокие шансы перегреться, ведь циркуляция тосола при этом прекращается.
От того, как будет натянут ремень генератора, зависит вся система охлаждения. «Нива Шевроле» при слабом натяжении будет работать в узле водяного насоса лишь в часть мощности, из-за проскальзывания помпы. Всё это приводит к дополнительному нагреванию двигателя. Своевременный осмотр и подтяжка ремня обезопасят и вас, и ваш автомобиль.
Патрубки системы охлаждения
Как на работу автомобиля могут влиять шланги системы охлаждения? «Шевроле Нива» в этом не отличается от других авто. Патрубки требуют простого внимания и своевременной затяжки хомутами во всех точках крепления. Слабым местом является соединение выпускного патрубка с радиатором. При избыточном давлении любое некачественное крепление может дать течь, что недопустимо. Не стоит также забывать про патрубки в системе отопления. Они реже, чем подкапотные, но тоже могут дать течь. Как и любое резиновое изделие, со временем шланги просто стареют и требуют своевременной замены.
Заключение
Подводя итоги, стоит отметить, что в автомобиле спроектирована грамотная система охлаждения. «Нива Шевроле» 2123 при должном уходе долго сохраняет работоспособность. Достаточно вовремя осматривать и доливать при необходимости охлаждающую жидкость.