Здислав Бексински – властитель мрачных дум

Польша исторически известна как родина великих учёных и колыбель научных открытий; однако же становление изобразительного искусства Польши историки и искусствоведы незаслуженно лишили своего внимания. Это легко объяснить тем, что в эпоху Ренессанса, а также в то время, когда в Европе развивались такие художественные направления, как импрессионизм, модерн и дадаизм, породивший, в свою очередь, немало прочих стилей, Польша оказалась на периферии мира искусства. Тем не менее, двадцатый век стал расцветом культурной жизни этого государства, и польский художник З. Бексински, ставший практически иконой постапокалиптики, – тому подтверждение.

здислав бексински

Здислав Бексински: биография и творческое становление

Художник родился 24 февраля 1929 года в Саноке, небольшом польском городке, где провёл свои детские годы. В 1955 году, завершив обучение архитектурному ремеслу в Кракове, Бексински вернулся в родной город, где начал работать в качестве бригадира на стройке. Ненавистная работа побудила будущего художника к поиску путей творческой самореализации: именно в этот период Бексински увлекается фотоискусством, живописью и скульптурой из гипса и проволоки. Уже тогда проявились основные характерные черты художественной манеры, наполнившей все картины Здислава Бексински, – внимание к мельчайшим деталям и подробностям, изображение бугристых поверхностей, морщинистых лиц, искажённых страданием, а также метафорическая проекция индивидуального переживания на холст или в скульптурную форму. Образный ряд мрачен – изломанные фигуры, изуродованные и безликие куклы, иссушённые пейзажи.

Развитие Здислава Бексински как живописца

Первые живописные полотна художника, несмотря на наличие чётких форм и образов, тяготели к абстрактному искусству, однако этот период был недолог. В шестидесятых годах Бексински проникается одним из главенствующих принципов сюрреализма – доверием к своим снам и превращением их в основной источник творческого вдохновения. Тем не менее, искания художника не были остановлены на сюрреализме, сколь благодатна бы ни была его почва для воплощения самых болезненных и тайных фантасмагорий. До конца восьмидесятых годов в творчестве Бексински наступает «фантастический» период. Именно тогда были созданы наиболее узнаваемые образы, вписанные в канву постапокалиптической реальности: всепоглощающие распад, смерть и хаос царят на полотнах художника. Практически все картины этого периода написаны на больших холстах, что производит на зрителя ещё большее впечатление: живописное пространство практически поглощает и затягивает внутрь.

К хронологическому концу «фантастического» периода работы художника стали более аскетичны технически – исчезли многочисленные детали, цветовая гамма стала практически монохромной, что, впрочем, не сказалось на выразительной силе полотен. Некоторое время спустя Здислав Бексински освоил принципы и особенности различных техник компьютерной графики и работал с различными графическими программами практически до конца своих дней.

Сам художник разделял свою творческую манеру на два типа: барочный, в котором преобладает детализация и образная насыщенность, и готический, где уделено особенное внимание форме. Несложно догадаться, что в последних работах преобладала готическая стилистика.

Ещё одной необычной особенностью наделил свои работы Здислав Бексински: картины с названиями в его творческом наследии отсутствуют. Бексински никогда не давал названий своим полотнам, позволяя зрителю самому погружаться в мрачный мир и рефлексировать над индивидуальным переживанием, получаемым от опыта его созерцания.

все картины здислава бексински

Признание и мировая известность

Оригинальность и стилистическая неповторимость художника снискали ему общемировое признание. Дебютная выставка в Варшаве состоялась в 1964 году, принеся художнику не только славу, но и материальный успех – все картины были распроданы.

Немногим позднее, в восьмидесятых годах, Здислав Бексински стал популярен в Западной Европе, США и Японии.

Однако, несмотря на успех и признание публики, он не утратил критичного отношения к своему творчеству: в конце семидесятых годов, накануне переезда в Варшаву и расцвета выставочной деятельности, художник уничтожил многие полотна, объяснив это тем, что счёл их неудовлетворительными и маловыразительными.

здислав бексински биография

Мир внутренних переживаний Здислава Бексински

До сих пор неизвестно, под влиянием каких страстей и переживаний рождались гениальные полотна художника, насыщенные эстетикой боли, ужасом и абсурдистским безумием, свойственным в той же мере разве только соотечественнику Бексински – писателю Сигизмунду Кржижановскому.

Знакомые и друзья художника отмечали его доброжелательность и весёлый нрав, сам же Бексински находил некоторые из своих работ «забавными». Однако доподлинно известно, что, несмотря на мягкий характер, он не чурался философии и тенденций садомазохизма – об этом он упоминал в письмах, а также посвятил этой теме серию графических работ.

Однако в конце девяностых годов художник переживал трудные времена: в 1998 году умерла от болезни его жена София, а годом позже покончил с собой сын Томаш – известный музыкальный обозреватель. Бексински так и не сумел смириться с этой утратой.

здислав бексински картины с названиями

Смерть творца

Художник трагически погиб в возрасте 75 лет 22 февраля 2005 года – был убит подростками, которым он отказался одолжить денег. Его тело со следами многочисленных ножевых ранений было найдено в варшавской квартире.

Огромное живописное и графическое наследие Здислава Бексински до сих пор является художественным достоянием как Польши, так и всего мира; копии его картин нередко используются в качестве обложек альбомов метал-групп, а также польские издания альбомов индустриальной формации The Legendary Pink Dots были оформлены с их использованием после гибели Томаша Бексински, бывшего их поклонником.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.