В мае 2016 года ледокол «Капитан Хлебников» отметил свое 35-летие. Судно построено в Финляндии в 1981 году. Носит имя известного в СССР человека Ю. К. Хлебникова (1900-1976). О полярном капитане, участнике Великой Отечественной войны, обладателе ордена Нахимова и других высоких наград Советского Союза можно рассказать много. Ограничимся следующими сведениями: он командовал ледокольным пароходом «Александр Сибиряков», ледоколами «Литке», «Северный ветер» и др. Судно его имени заслугами скромнее, но стремится к подвигу преодоления. Не исключено, что «Капитан Хлебников» вот-вот попадет в Книгу рекордов Гиннесса.
Обогнуть Гренландию
Что за чудо-действие готовится предъявить миру туристический ледокол водоизмещением пятнадцать тысяч тонн, длиной сто тридцать, шириной свыше 24, бортовой высотой чуть более двенадцати метров, «бегающий» со скоростью до 35,2 км/час (18 узлов)? Чем решил прославить себя дружный экипаж из 59 моряков FESCO (так называется транспортная группа, которой принадлежит ледокол, по договору тайм-чартера судно арендовала североамериканская компания)?
Известно, что летом 2016 года с туристами из разных стран на борту «Капитан Хлебников» двинулся в Арктику, намереваясь обогнуть Гренландию. Сложная задача выбрана не случайно. Легендарный ледокол-труженик предназначен для того, чтобы бороздить полярные моря, преодолевая условия любой сложности.
Ни одно другое из когорты экспедиционных судов не способно перемещаться в полярных водах. Как известно, «Капитан Хлебников» стал первым судном, сумевшим обогнуть Антарктиду с пассажирами на борту. Немного о датах из истории ледокола: туристическим он стал в 1992 году, на волне перестройки, происходившей в бывшем советском обществе. С 1992 по 2011 год ходил в Арктику (летом) и в Антарктиду (зимой). С 2012 по 2015 год временно «отдыхал».
Обзор судна
Долгожданное возвращение в строй произошло в марте 2015-го. Тогда же был взят курс на арктический сезон 2016 года. Просчитывались мельчайшие детали. Потому что любая ошибка во льдах обходится особенно дорого. Как известно, «Капитан Хлебников» укомплектован кадрами в составе высококвалифицированных российских офицеров и экипажа (представители разных стран).
На борту находится «созвездие» из десантных кораблей, включающих вертолеты для взлета и посадки на льды, разведки дикой природы. На открытых многоуровневых палубах оборудованы отличные смотровые площадки.
Зоны общего пользования включают две столовые, салон и бар, зрительный зал, крытый небольшой бассейн, тренажерный зал и сауну. На корабле есть библиотека, магазин, пассажирский лифт и небольшой медицинский центр. В общем, путешествие во льдах проходит в полном комфорте.
Путь через Северный Ледовитый океан
110 пассажиров может вместить ледокол «Капитан Хлебников». Каюты есть трехместные (6), двухместные (41), люкс (3) с гостиной, TV/DVD и угловой люкс (4). Все каюты оборудованы санузлами и минимум одной форточкой для проветривания.
Одинокие путешественники заселяются в трехместные и двухместные каюты по половому признаку. Учитываются пожелания экскурсантов. Есть мнение, что это единственное судно для доступа к незамерзающим областям, заблокированным льдом. При этом туристам обеспечен комфорт и гарантирована безопасность.
В грандиозном 75-дневном кругосветном путешествии (10 июля - 23 сентября 2016 года), проходившем в традиционном стиле экспедиций на могучем ледоколе «Капитан Хлебников», туристы открыли для себя Северо-Восточный проход, исследовали северную Гренландию.
Направления движения
Путешествуя по морскому пути через Северный Ледовитый океан вдоль северного берега Северной Америки, туристы наслаждались изумительными видами с воздуха, поднимаясь ввысь на двух бортовых вертолетах. Фотографируя и записывая интересные факты, все желающие смогли собственноручно составить для себя интересную полярную летопись.
Путешествие начинается с северо-восточной оконечности, покрытой толстым слоем льда. Это уникальные геологические образования российской Арктики. Мощная сила, которую демонстрировал ледокол «Капитан Хлебников», словно на парусах, доставила путешественников в таинственный, труднодоступный регион мира. Длительность похода составила 25 дней.
Следующее направление привело людей к оконечности Гренландии. Были посещены остатки лагерей искателей Северо-Западного прохода. Говорят, невозможно забыть великолепие "переулка айсбергов", короткое, но яркое прикосновение к образу жизни местных жителей, природу тундры. На это отвели срок в 21 день.
Третий маршрут вылился в знакомство с достопримечательностями Канадской Арктики. Путешествие по тихим прибрежным городам, наблюдение за бытом коренных народов Северной Америки инуитов заняло 18 дней. Заключительная часть путешествия пришлась на окончание Северо-Западного прохода.
Шампанское на льдине
Закругляясь, народ с удовольствием наблюдал за китами, тюленями, белыми медведями, морскими птицами. Думается, посещение островов и архипелагов Северного Ледовитого океана пришлось туристам по душе.
Напомним: когда ледокол вышел из владивостокского порта, с ним в ледяную даль уходили 4 странника. Львиную долю пилигримов забрали в порту Анадырь. Это были граждане Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Канады, других государств. «Проколесив» по российской Арктике, обогнув Канаду, 23 сентября ледокол вернется в чукотский порт.
Торговые и пассажирские суда не способны преодолеть толстые слои льда, а «Капитан Хлебников» спокойно идет через преграды, доставляет туристов в экзотический мир снежной королевы. В «гренландском круизе» иностранцы мечтали выпить шампанское и сделать барбекю на льдине. Их мечты сбылись, независимо от того, «светят» ли судну рекорды Гиннеса. Антарктида, ледокол «Капитан Хлебников», Арктика навсегда останутся в памяти всех путешественников, побывавших там, где всегда мороз, где трутся спиной медведи о земную ось.