Система хозрасчета в экономической теории считается одной из самых сложных для изучения. Эта категория обладает исторически переходящим характером. Принципы хозрасчета обусловливаются законом стоимости. Рассмотрим эту категорию подробнее.
Общая характеристика
Хозрасчет – это один из инструментов, который используется при решении социально-экономических задач. Он предполагает применение стоимостных категорий и показателей, адекватных им. Хозрасчет – это метод устранения противоречий между потребительской стоимостью и ценой товара в условиях функционирования социально ориентированной рыночной модели.
Особенности развития
Введение хозрасчета началось с 1922 г. Первоначально он именовался коммерческим. По мере укрупнения плановых начал в сфере управления он стал хозяйственным. Прежде предприятия финансировались бюджетными средствами. Средства направлялись в соответствии с фактическими расходами на выпуск товаров. При таком финансировании производительность труда почти не повышалась. Введение хозрасчета направлено на формирование экономического стимула для ее роста. Кроме этого за счет него обеспечивается экономия финансовых, трудовых и материальных ресурсов.
Специфика внедрения
В социалистической практике было предпринято несколько попыток перейти на такую систему финансирования. Однако все они проваливались. Причин этому было много. В качестве основной из них выступало отсутствие конкуренции, состязательности экономических субъектов – продавцов, собственников, потребителей. В условиях рынка хозрасчет – это необходимое условие развития бизнеса. Он становится одним из важнейших экономических инструментов.
Принципы хозрасчета
Организация финансирования строится на основании:
- Окупаемости затрат и рентабельности. Хозрасчет – это инструмент, обеспечивающий всем нормально работающим организациям возмещение производственных расходов и получение дохода. Каждая компания должна извлекать прибыль, достаточную для покрытия затрат и формирования свободного капитала.
- Хозяйственно-оперативной самостоятельности. Каждой компании предоставляется возможность по собственному усмотрению распоряжаться имуществом, планировать производство, реализовывать продукцию, нанимать сотрудников. Все предприятия на хозрасчете имеют свой счет в банке, получают кредиты. У организаций есть свой баланс, отчетность.
- Материальной ответственности. Организация и ее сотрудники отвечают за неисполнение обязательств, нерациональное использования ресурсов и прочие действия, которые осуществляются в процессе работы. Если компания не достигает плановых показателей, снижается качество товара, допускается простой, брак и так далее, то доходы ее уменьшаются. Это обстоятельство оказывает влияние на взаимоотношения с заказчиками, потребителями, поставщиками, кредиторами. Начинаются задержки оплаты, поставок, отчислений в бюджет. Соответственно, возникают негативные последствия для бизнеса в виде санкций.
- Материальной заинтересованности. Все операционные расходы покрываются предприятием из собственных средств. Таким образом, платежеспособность и затраты зависят непосредственно от прибыли. Чем лучше будет работать компания, тем устойчивее ее финансовое положение. Эффективная деятельность важна персоналу. Это обусловлено тем, что из доходов формируется фонд поощрения, выступающий в качестве материального стимула для сотрудников.
- Контроля рублем. Данный принцип означает, что итог деятельности компании должен зависеть от ее вклада, а не от других причин (инфляции или наличия неденежного рыночного сегмента). Существенное значение для такого контроля имеет порядок, в соответствии с которым осуществляется финансирование капвложений. Вкладывая в производство, банковские организации способствуют более полной мобилизации ресурсов и повышению эффективности работы.
Выводы
Как видно из приведенных выше положений, суть рыночной модели в полной мере отражает именно хозрасчет. Год принимается за отчетный период. По его окончании проводится анализ достигнутых показателей. В ходе него выявляются слабые и сильные стороны принятой концепции развития предприятия. На основании сделанных выводов формируются задачи на следующий период.
Развитие модели
При таком способе хозяйствования встает вопрос о переносе принципов, приведенных выше, с предприятия в целом на конкретного сотрудника. Речь, в частности, о формировании внутренней модели, выступающей как инструмент повышения результативности труда. Эффективная деятельность организации в условиях рынка возможна при четком и правильно организованном взаимодействии всех подразделений, заинтересованности коллективов и отдельных служащих в достижении высоких показателей. Как показывает практика, выдвижение хозрасчета в качестве метода и принципа хозяйствования на уровне первичных звеньев, базирующихся на сравнении результатов с расходами, непосредственно и прямо не стимулирует работников и не усиливает их ответственность за итоги деятельности. В этой связи требуется приближение модели к конкретному сотруднику. Другими словами, цели и ориентиры хозрасчета переносятся на внутрихозяйственные взаимоотношения.
Ключевые задачи
Внутренний хозрасчет предполагает финансирование цехов, производственных единиц, служб, отделов и прочих подразделений, участвующих в экономических отношениях. Он необходим для эффективного использования резервов и достижения более высоких результатов в работе всей компании в целом. В качестве ключевых задач внутреннего хозрасчета выступают:
- Усиление оперативно-хозяйственной самостоятельности отдельных подразделений с одновременным ужесточением ответственности за достигнутые показатели.
- Эффективная координация коллективной деятельности.
- Усиление заинтересованности подразделений и сотрудников в результатах.
- Формирование механизма имущественных взаимодействий между персоналом и собственниками предприятия.
- Совершенствование системы начисления зарплаты. В данном случае в качестве основы будет выступать оценка конечного результата труда на рынке.
- Улучшение культуры производства, условий работы и быта сотрудников, усиление социальной защиты.
- Повышение социальной и трудовой активности коллектива.
Внутренний хозрасчет выступает как органическая часть общей системы хозяйствования предприятия. Он формируется при сочетании самостоятельности подразделения и централизованного планового руководства, рентабельности и окупаемости, материальной ответственности и заинтересованности, единства интересов каждого сотрудника и всего коллектива в целом.