Радиоастрономическая Зеленчукская обсерватория: описание, расположение и история

Зеленчукская обсерватория включена в сеть РСДБ (радиоинтерферометрия со сверхдлинными базами) «Квазар-КВО». Помимо неё в РСДБ входят аналогичные наблюдательные пункты в Ленинградской области (поселок Светлое), в Республике Бурятия (урочище Бадары) и в Крыму (Симеиз).

Задача Зеленчукской обсерватории – радиоинтерферометрические наблюдения за внегалактическими радиоисточниками и обработка полученных данных.

История

Радиоастрономическая обсерватория «Зеленчукская» (РАО) была создана в соответствии с решением Правительства СССР и Президиума Академии Наук (АН). Местом её размещения стала станица Зеленчукская Карачаево-Черкесской автономной области (КЧАО). Предгорья Северного Кавказа оптимально подходили для решения поставленных перед обсерваторией задач.

Зеленчукская обсерватория

Начала свою работу в июне 1966 года, имея статус научно-исследовательского института АН СССР.

В настоящее время обсерватория (Зеленчукский район, КЧАО) считается основным наземным центром исследований космоса в стране, а телескопы входят в число крупнейших в мире.

Техническое оснащение обсерватории

Для решения поставленных задач Зеленчукская обсерватория оснащена большим азимутальным телескопом (БТА), а также радиотелескопом РАТАН-600.

Обсерватория Зеленчукский район

Оптический телескоп БТА имеет зеркало диаметром 6 метров. РАТАН-600 оснащен 600-метровой кольцевой антенной. Эти объекты были введены в эксплуатацию в период с 1975 по 1977 годы.

В 17 километрах от поселка Нижний Архыз, помимо БТА, размещаются оптические телескопы с зеркалами диаметром 1 метр и 0,6 метра.

Несколько далее, вблизи станицы Зеленчукская, находится РАТАН-600 с лабораторным корпусом и гостиницей.

При создании радиотелескопа были использованы разработки Кайдановского Наума Львовича.

Что же внутри БТА?

Внутренние помещения телескопа напоминают компьютерную игру с апокалиптическим сюжетом: чёрные двери из металла, мрачные лестницы с минимумом освещения, ведущие к таинственным комнатам с не менее таинственной аппаратурой.

Здесь вы не увидите огромного увеличительного стекла на конце телескопа (именно такое представление о телескопе имеет большинство людей). В верхней части телескопа находится металлический люк, а в самой широкой его части – огромное зеркало с вогнутой поверхностью. Между ними находится рабочее место астронома-наблюдателя. Это небольшое помещение, которое, скорее всего, напоминает атомное бомбоубежище или кабину первого космонавта, астрономы прозвали «стаканом» за ограниченность его пространства.

При открытом люке свет попадает на зеркало. Сфокусировавшись на вогнутой поверхности зеркала, он дает картинку звездного неба в увеличенном виде. Над этой картинкой и «колдуют» в дальнейшем сотрудники обсерватории.

Правда, сейчас астрономам не приходится сидеть в «стакане», так как человека уже заменили «умные» приборы, которые размещены здесь и управляются человеком извне.

Но все это находится в верхней (рабочей) части телескопа. В нижней же его части всё выглядит с точностью до наоборот: светло и торжественно, так как здесь размещается парадный вестибюль. С него обычно начинаются экскурсии.

Обсерватория Зеленчукский район отзывы

Достижения обсерватории

Проводимая коллективом РАО «Зеленчукская» работа позволила внести весомый вклад в копилку человечества в деле изучения космического пространства. Коллективу, состоящему из 120 научных работников, удалось:

• определить массы полутора тысяч галактик;
  • обнаружить более пятисот галактик, имеющих активные ядра;
  • открыть голубую карликовую галактику SBS 0335-052;
  • обнаружить пространство, существование которого не вписывается ни в одну из существующих теорий космологов.

Также учеными было установлено, что активное обогащение тяжелыми элементами Млечного Пути закончилось около пяти миллиардов лет тому назад.

Интересные факты

Радиоастрономическая обсерватория (Зеленчукский район), отзывы о которой носили и носят неоднозначный характер, однажды стала объектом для критики членов высокопоставленной комиссии.

РАО Зеленчукская

Дело в том, что при осмотре обсерватории комиссия неожиданно услышала кваканье лягушек. А так как это «пение» было связано у проверяющих с болотом, то и вывод был сделан соответствующий: обсерватория построена на болоте.

Чего стоило руководству обсерватории убедить комиссию в обратном - история умалчивает. Но то, что обсерватория работает по сей день, говорит об успешно закрытом вопросе, касающемся присутствия лягушек на территории объекта.

Кстати, сама идея строительства такого объекта, как Зеленчукская обсерватория, на территории Российской Федерации подвергалась критике многими специалистами. Главным их доводом был астрономический климат в стране (в России всего 200 безоблачных ночей в году).

Есть ли перспектива у «Зеленчукской»?

Вопрос далеко не праздный, с учётом того, что сегодня для исследований космоса уже используется космический телескоп «Хаббл», выведенный на орбиту Земли.

Конечно, «Хаббл» делает прекрасные снимки космических объектов, но он обошелся науке в сумму, на несколько порядков большую, нежели любая наземная обсерватория. При этом специалисты не видят большой разницы между снимками, полученными космическим телескопом, и снимками наземных телескопов.

Радиоастрономическая обсерватория Зеленчукская

Однако Зеленчукская обсерватория и подобные ей центры не могут работать в спектральных областях, где непрозрачная атмосфера. Поэтому космическая информация в рентгеновском диапазоне волн недоступна для наземной обсерватории. Здесь преимущество орбитального телескопа «Хаббл» налицо, так как ему не мешает земная атмосфера.

Но здесь снова все нивелируется вопросом стоимости проектов, в частности, выводом «Хаббла» на орбиту нашей планеты, который тоже обошелся в круглую сумму.

Таким образом, говорить о наземных обсерваториях как о бесперспективных проектах пока не приходится.

Российская астрономия сегодня, ее перспективы

К сожалению, вопрос о перспективах российской астрономии нельзя отнести к категории риторических. По мнению специалистов, сегодня Россия не в состоянии строить большие телескопы, отвечающие современным требованиям.

Причин для этого предостаточно – это отсутствие необходимых средств на их строительство, дефицит кадров, способных выполнить эту работу, и, в конце концов, наличие плохого астроклимата. Все это, конечно, никоим образом не мотивирует российскую науку на столь грандиозные проекты.

Однако российские астрономы лелеют надежду попасть в консорциум «Европейская южная обсерватория». Это позволит им получить доступ к новейшим телескопам мира.

Но это членство будет стоить порядка 120 миллионов в европейской валюте, что представляет немалую сумму для нынешнего бюджета страны, находящейся в экономическом кризисе.