Почему люди путешествуют? На этот вопрос нет, и не может быть однозначного ответа. Кто-то ждёт от поездки новых впечатлений, кто-то мечтает о роскоши пятизвёздочного отеля, кого-то привлекает возможность укомплектовать альбом с фотографиями из серии «я на фоне достопримечательности». А кое-кто ни на что и не надеется, при выборе путёвки полагаясь на мнение друзей, рекомендации модных журналов или туроператора. Стремление к подобным целям присуще современному человеку, на первый план для которого выходит потребление. Потребление веселья, развлечений, материальных благ, комфорта и улыбок местного населения. И это не так уж плохо. Но если задуматься об истинном, масштабном смысле путешествий, то кажется, что слова, способные описать его звучать примерно так: познание и ощущение – культуры, менталитета и особенностей интересующей страны и народа. Отправляясь в страну, окруженную Великой Стеной, необходимо настроится именно на такой лад.
Здесь поражает абсолютно всё: великолепные нерушимые тысячелетние пагоды – истинные шедевры архитектуры Китая, совершенно особенная изысканная кухня, ужасающая «не прощающая ошибок» дорога, выбитая в скале над пропастью, мощнейшая экономика и индустрия и древнейшая в мире культура Китая, уцелевшая, чудом не канувшая в небытие вместе с многочисленными войнами и сменами политического режима. Даже пришедшая к власти коммунистическая партия убеждённых материалистов осознала, что именно многовековая духовная культура Китая – самый прочный стержень страны, не только её прошлое, но и будущее.
Духовное богатство государства, в современном мире называемого КНР – это высочайшие моральные качества, такие как нравственность, добродетель, уважение, честь, преданность и справедливость. А все вместе они – и есть истинная красота. Основы этих качеств были заложены тремя величайшими мудрецами: Конфуцием, Лао Дзы и Буддой, и столетиями внедрялись в сознание китайцев с помощью произведений искусства – поучительных философских историй, мифов и легенд, символичной живописи и ремесленных изделий, утонченной поэзии и своеобычного театра. Наверное, именно поэтому культура Китая, его искусства столь синкретичны, неразрывно связаны и взаимопроникающи.
Все пути ведут к «Книге Перемен»
Как уже было сказано, культура Китая имеет очень глубокие мифологические корни и крайне развитую систему образов и символов, которые одновременно существуют на всех уровнях искусства, будь то поэзия Древнего Китая, философская литература или живопись.
В притче про мотылька из трактата «Чжуан-цзы» раскрывается философское понятие различия и тождества. Чжуан-цзы приснилось, что он – мотылёк. Проснувшись, он стал сомневаться: ему ли приснился мотылёк или мотыльку приснилось, что он – Чжуан-цзы. Образ мотылька, который в своей жизни познаёт множество метаморфоз, иллюстрирует философскую идею о том, что тождество – одна из форм различия. Мотив мотылька – один из самых распространенных и в китайской живописи и поэзии. А значит, символы в культуре этой страны – не просто тайный, условный вещественный знак, а отдельная философская категория, формирующая сознание и подсознание, восприятие и мироощущение с самых древних времён.
Именно поэтому между европейским ценителем и китайским искусством существует огромная пропасть. Всё дело в том, что европеец приписывает восточной живописи и литературе те качества, которыми они не обладают, неверно расставляет акценты и неправильно трактует соотношения. Так, для нас традиционная восточная ветка цветущей сливы – лирическая весенняя картина, наполненная импрессионистской свежестью и непосредственностью. Между тем, для каждого обыкновенного китайца, не имеющего художественного образования – это вовсе не предмет отвлеченного удовольствия. Это конкретный и очень глубокий символ, который одновременно и является сущностью. Цветущая ветка мэйхуа, как и всё в этом мире, созданы по принципу ин (цветы) и ян (сама ветка). Пять лепестков цветка символизируют такое же количество первоэлементов, тычинки, растущие из середины цветка – 5 планет, Луну и Солнце. Подобные примеры можно привести и с самим символом Первоначала, и с эстетикой пустого пространства, и с другими не менее известными символами.
Итак, можно сделать вывод, что культура Китая – неимоверно многогранна и полноводна. Изучив хотя бы малую её часть, дойдя до сути хотя бы в самом маленьком вопросе, мы становимся внутренне и духовно лучше и богаче. А значит, наше путешествие не прошло даром.