Первый арктический конвой в истории

В этом году исполнилось семьдесят пять лет с того дня, когда в Мурманск начали поступать военные грузы, поставлявшиеся Америкой и Великобританией для борьбы с общим врагом – фашистской Германией. Их доставка являлась необыкновенно сложной задачей, но была крайне необходима фронту, и начало ей положил первый арктический конвой, вошедший в историю под названием «Дервиш».

Арктический конвой

Вновь востребованный опыт минувших веков

Арктические конвои Второй мировой войны явились продолжением традиции, начало которой было положено испанцами ещё в XVI веке. В те, давно прошедшие времена, они конвоировали галеоны, перевозившие через Атлантику тонны золота и серебра, награбленного в Южной Америке. Поскольку следовать с таким грузом было весьма опасно, корабли собирались на рейде Гаваны, и уже под прикрытием испанских пушек, шли через просторы, кишевшие английскими пиратами.

И вот, когда в июле 1941 года Москва и Лондон подписали соглашение о взаимных действиях в борьбе с Германией, и Черчилль обещал Сталину помочь, во всём, что будет в его силах, британцы вспомнили, тот метод, которым четыреста лет назад морские перевозчики оборонялись от их агрессивных соотечественников.

Это оказалось весьма кстати, поскольку буквально через две недели Советский Союз заключил с Америкой соглашение о военных поставках, конгрессом которой была принята государственная программа снабжения союзных войск боеприпасами, техникой, продовольствием и медикаментами, вошедшая в историю под названием ленд-лиз. В связи с этим в полной мере встал вопрос – как доставить грузы союзников в советские порты.

Пути решения проблемы

Существовало три варианта решения этой проблемы. Один маршрут пролегал через Тихий океан, но из всех советских дальневосточных портов, лишь Владивосток был соединён железной дорогой с прифронтовыми районами. У его причалов регулярно швартовались суда союзников, и, несмотря на то что Транссибирская магистраль имела сравнительно невысокую пропускную способность, за годы войны именно по ней было доставлено 47% военных грузов. Но, проблема состояла в том, что этот маршрут занимал очень много времени.

Второй, и наиболее безопасный путь пролегал через персидский залив и Иран. Однако, ввиду технических сложностей, им удалось воспользоваться лишь в середине 1942 года, тогда как помощь фронту требовалась незамедлительно. Поэтому северные арктические конвои, являвшиеся третьим вариантом доставки грузов, рассматриваемым союзным командованием, имели ряд преимуществ перед двумя другими.

Во-первых, он требовал сравнительно немного времени. Арктический конвой мог доставить груз всего за десять – двенадцать суток, а во-вторых, Архангельск и Мурманск, где производилась разгрузка, находились достаточно близко к району военных действий и к центру страны.

Арктические союзные конвои 1941-1945 гг

Однако, этот путь был чреват опасностями, проистекавшими из того, что корабли были вынуждены двигаться вдоль берегов Норвегии, оккупированной немцами. Значительную часть пути им приходилось преодолевать в непосредственной близости аэродромов и военно-морских баз противника. Однако, несмотря ни на что, этот путь был незаменим, и арктические союзные конвои 1941-1945 года внесли существенный вклад в разгром врага. Особенно велика их роль была в первый военный год.

Метод проводки транспортных судов

Для отражения возможных атак противника, союзным командованием была разработана тактика, благодаря которой арктический конвой мог максимально обезопасить перевозимый груз. Транспорты выстраивались не единым караваном, а короткими кильватерными колоннами, двигающимися фронтом на значительном удалении друг от друга, и часто меняющими курс. Это не только позволяло более эффективно управлять ими, но создавало дополнительные сложности немецким субмаринам.

Для борьбы с подлодками предназначался малый корабельный эскорт, состоявший из тральщиков, фрегатов и эсминцев. Они находились на некотором расстоянии от конвоируемых ими судов. Кроме них, боевую задачу выполняли более крупные корабли, следовавшие ближе к берегу, и предназначенные для отражения надводных сил противника и его авиации.

На всём протяжении пути вплоть до острова Медвежий, находящегося в западной части Баренцева моря, северные арктические конвои находились под защитой британского флота и авиации. На заключительном этапе эта обязанность ложилась на советских моряков и лётчиков.

Арктические союзные конвои 1941-1945 г. формировались, и брали в свои трюмы груз в шотландском порту, расположенном в бухте Лох-Ю. Далее их путь лежал в Рейкьявик, где суда заправляли баки горючим, после чего следовали к пункту назначения. С учётом ледяной обстановки, курс следования прокладывался как можно севернее. Это делалось для максимального удаления от берегов, занятых противником.

Две различные точки зрения

Любопытно отметить одну деталь, являвшуюся в те годы причиной определённых трений между советским командованием и их британскими коллегами. Согласно инструкции, изданной адмиралтейством Её Величества, и распространявшейся на все военные корабли, а не только те, что входили в арктические морские конвои, с транспортов, повреждённых или потерявших в боевых условиях управление, экипажи переходили на другие суда, а сами они добивались торпедами и отправлялись на дно.

Это делалось, потому что жизнь моряков ставилась несравненно выше материальных ценностей, а всякая попытка спасти гибнущий корабль подвергала их смертельному риску. Даже с практической стороны, англичане считали, что подготовить первоклассный экипаж, гораздо сложнее, чем построить судно. Такой подход был абсолютно не понятен советской стороне, и нередко давал повод обвинить союзников в стремлении доставить в порт назначения как можно меньше грузов.

Первый арктический конвой

Удача, сопутствовавшая «Дервишу»

Первый арктический конвой, получивший кодовое название «Дервиш», покинул порт Рейкьявика 21 августа 1941 года. В его состав входили шесть британских транспортных судов и одно советское. Их безопасность обеспечивали семь тральщиков и два эсминца. Благополучно достигнув Архангельска, 31 августа транспорты выгрузили на берег пятнадцать истребителей «Харрикейн», около четырёх тысяч глубинных бомб, несколько десятков грузовиков, а также тонны каучука, шерсти и всевозможного обмундирования.

Арктические союзные конвои 1941-1945 гг. в сводках командования носили кодовое название, начинавшееся литерами PQ. Это были первые буквы имени офицера британского адмиралтейства Питера Квилина (Peter Quelyn), отвечавшего за организацию охраны транспортных судов. Следом за литерами шёл порядковый номер очередного конвоя. Караваны, следовавшие в обратном направлении, обозначались QP, и также имели порядковый номер.

Первый Арктический конвой, вошедший в историю, как PQ-0, достиг Архангельска без особых трудностей главным образом потому, что немецкое командование, ориентированное на «блицкриг» – молниеносную войну, рассчитывало закончить Восточную кампанию ещё до наступления зимы, и не обращало должного внимания на то, что происходило в Заполярье. Однако, когда стало очевидно, что война будет долгой, борьба с арктическими конвоями приобрела особое значение.

Концентрация сил врага на борьбу с конвоями союзников

Стоит отметить, что после того, как в мае 1941 года британцами был потоплен флагман немецкого флота линкор «Бисмарк», Гитлер вообще запретил экипажам своих надводных судов вступать в открытые бои с англичанами. Причина была самая простая – он опасался лишний раз дать врагу повод для торжества. Теперь же картина изменилась.

В начале зимы 1942 года в район возможного появления британских конвоев были срочно переброшены три тяжёлых крейсера и один лёгкий. Кроме того, их должны были поддерживать пять эсминцев и пятнадцать субмарин. Параллельно с этим, численность самолётов, базировавшихся на аэродромах Норвегии, была увеличена до пятисот единиц, что позволило в апреле того же года приступить к регулярным авианалётам на Мурманск.

Подобные меры возымели действие, и относительное спокойствие, в обстановке которого совершали свой переход первые конвои, сменилось по настоящему боевой обстановкой. Первую потерю союзники понесли в январе 1942 года, когда немцами было потоплено британское транспортное судно «Вазиристан», входившее в состав конвоя PQ-7.

Потери союзников и их ответные меры

Развивая успех, германское командование организовало настоящую охоту, за следующим конвоем PQ-8. На его перехват вышли линкор «Тирпиц», являвшейся точной копией потопленного прежде «Бисмарка», а также три эсминца и несколько подлодок. Однако, несмотря на все старания, своевременно обнаружить арктический конвой им не удалось, и их единственной, но весьма прискорбной для нас жертвой, стало советское транспортное судно «Ижора», по техническим причинам отставшее от основной группы.

Памятник арктическим конвоям

К сожалению, в дальнейшем потери союзников значительно увеличились. Согласно сводкам тех дней, в марте 1942 года немцам удалось потопить пять британских транспортов, а в следующем месяце, к ним присоединились ещё девять судов входивших в состав четырёх конвоев, направлявшихся в Мурманск.

Главная же военная неудача постигла англичан 30 апреля, когда торпедой, выпущенной из немецкой субмарины, был потоплен крейсер «Эдинбург», возвращавшийся к берегам Британии. Вместе с ним отправились на дно, находившиеся в его артиллерийских погребах пять с половиной тонн золота, полученные от советского правительства в уплату за военные поставки, которые были для нас отнюдь не дармовыми.

Впоследствии это золото было поднято в ходе спасательных операций, проходивших в период с 1961 по 1968 год. В соответствии с заключённым ранее договором, всё оно было поделено между Советским Союзом, Британией, а также фирмами, осуществлявшими подводные работы.

Тогда же в 1942 году ввиду осложнившейся обстановки, союзниками были предприняты экстренные меры. Американский флот направил для охраны конвоев достаточно внушительную эскадру, состоявшую из двух линкоров, двух крейсеров и шести эсминцев. Не осталось в стороне и советское командование. Если прежде Северный флот осуществлял проводку транспортных судов лишь специально выделенными для этой цели кораблями, то теперь им навстречу высылались все без исключения наличные силы.

Подвиг экипажа «Старого большевика»

Даже в условиях, когда участие в каждом рейсе требовало от экипажей мужества и героизма, возникали ситуации, при которых эти качества становились особенно необходимы. Примером тому может служить спасение советскими моряками транспортного судна «Старый большевик», вышедшего из Рейкьявика вместе с конвоем PQ-16. 27 мая 1942 года оно было атаковано немецкими самолётами, и в результате попадания авиабомбы, на борту начался пожар.

Несмотря на то что на борту находились десятки тонн взрывчатых веществ, моряки отказались от предложения своих английских коллег перейти на борт одного из их кораблей, и всем экипажем боролись с огнём. Через восемь часов пожар, постоянно грозивший взрывом, был потушен, и «Старый большевик» благополучно догнал остальные суда, с которыми продолжил свой путь в Мурманск.

Фильм "Арктические союзные конвои 1941-1945 гг"

Катастрофа арктического конвоя PQ-17

Судьба этого конвоя, вышедшего из Хваль-Фьорда 27 июня 1942 года, стала самой большой трагедией за весь период доставки союзнических грузов по арктическому пути. Произошла она, как впоследствии было единодушно отмечено военными экспертами, исключительно по вине главы британского адмиралтейства адмирала Паунда.

Всё началось с того, что уже через четыре дня, конвой был обнаружен немецкими самолётами, осуществлявшими контроль за акваторией Норвежского моря. Ему наперехват незамедлительно были высланы значительные морские и военно-воздушные силы, атаки которых британцы отражали в течение трёх суток, потеряв при этом три транспортных судна. Возможно, что оставшиеся суда и достигли бы пункта назначения, но 4 июля стало известно, что от причала отошёл и приближается к ним самый крупный на тот момент корабль немецкого флота – линкор «Тирпиц».

Этот гигант, оснащённый восемью пятнадцатидюймовыми орудиями, был способен один уничтожить не только все транспортные суда союзников, но вместе с ними и корабли охраны. Узнав об этом, адмирал Паунд принял роковое, решение. Он приказал кораблям охраны не вступать в бой с линкором, а отойти на значительное расстояние. Транспортные же суда должны были рассредоточиться, и поодиночке следовать в Мурманск.

В результате «Тирпиц», не обнаружив скопления противника, возвратился на базу, а транспорты, рассыпавшиеся согласно адмиральскому приказу по морю, стали лёгкой добычей для вражеской авиации и подводных лодок. Статистика этой трагедии ужасна. Из тридцати шести транспортных судов союзников, двадцать три были потоплены, и вместе с ними на дно ушли, перевозимые в их трюмах, три с половиной тысячи автомашин, четыреста сорок танков, двести самолётов и около ста тысяч тонн иных грузов. Два судна повернули назад, и только одиннадцать достигли порта назначения. Сто пятьдесят три человека погибли, а тремстам жизнь была спасена лишь вовремя подоспевшими советскими моряками.

Последствия трагедии

Эта трагедия едва не стала причиной прекращения поставок в Советский Союз военных грузов, и лишь под давлением Москвы, британцы были вынуждены продолжить выполнение ранее взятых на себя обязательств. Однако, после того как следующий конвой потерял три судна, торпедированных немецкими субмаринами, дальнейшие отправки были отложены до начала полярной ночи.

После трагически погибшего конвоя британское командование сменила несчастливое, по их мнению, кодовое название PQ на YW и RA. Была предпринята также попытка провозить грузы одиночными транспортными судами, но и она не принесла желаемого результата также закончившись их потерей и гибелью людей.

75-летие арктическим конвоям

Лишь в декабре 1942 года военная удача улыбнулась британцам. В течение месяца два их конвоя сумели без потерь достичь Мурманска. Есть сведения, что это привело Гитлера в неописуемую ярость, и стоило поста главнокомандующему военно-морского флота гросс адмиралу Редеру.

Удача, отвернувшаяся от нацистов

Однако, к тому времени в ходе войны наступил явный перелом. Большинство надводных немецких кораблей были переброшены в другие районы, и за период 1943-1945 год против союзнических конвоев действовали почти исключительно субмарины. Их число уменьшалось ввиду боевых потерь, а промышленность Германии к тому времени была уже неспособна их восполнять.

В конце декабря 1943 года немецкий флот лишился одного из своих лучших военных кораблей – крейсера «Шарнхорст», потопленного британцами при попытке атаковать арктический конвой, носивший название YP-55. Столь же печальную участь разделил и флагман военно-морских сил Германии – линкор «Тирпиц». Так и не вступив в бой, он был уничтожен британской авиацией прямо у причала.

Вклад моряков союзных держав в общую победу

За годы войны арктические конвои, фото которых представлены в статье, доставили в нашу страну четыре с половиной миллиона тонн различных военных грузов и продовольствия, что составило около тридцати процентов от размеров всей союзной помощи. Что же касается непосредственно оружия, то его северным путём было доставлено не менее половины от общего количества, предоставленного Советскому Союзу Англией и Америкой. Всего арктическими конвоями было проведено в непосредственной близи от оккупированных немцами берегов 1398 транспортных судна.

В этом году общественность нашей страны, а также США и Великобритании отмечала юбилей первого арктического конвоя. Это была весьма знаменательная дата. Бывшие союзники отмечали его 75-летие. Арктическим конвоям довелось сыграть столь важную роль в ходе разгрома фашистской Германии, что её значение трудно переоценить, и поэтому торжества, организованные по этому случаю в Поморье, приняли надлежащий размах. В них участвовали делегации девяти стран.

Катастрофа арктического конвоя

Кроме Северодвинска и Архангельска, мероприятия, приуроченные к этому торжеству, проводились также в Мурманске и Санкт-Петербурге, где два года назад появился памятник арктическим конвоям. Ранее, монумент в память об участниках тех героических событий был установлен в Мурманске.

В дни торжеств по российскому телевидению демонстрировался, снятый американскими кинематографистами в 2001 году документальный фильм «Арктические союзные конвои 1941-1945 гг.». Благодаря этой киноленте наши соотечественники смогли узнать много нового о событиях, развернувшихся в годы войны на морских просторах северных широт.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.