Естественно, кровавые фильмы воздействуют на психику человека. Причем влияние таких кинопроектов как негативное, так и позитивное.
Тренинг зрительских нервов
Хорроры и ленты других жанров, использующие неимоверное количество бутафорской крови, призваны напугать смотрящего, вызвать укрытые глубоко в подсознании страхи. Они эффективно концентрируются на темной стороне человеческой личности, войне, голоде, убийствах, насилии. Ежегодно количество любителей подобных картин растет. Такая тенденция объясняется тем, что человеческая культура становится более гуманной и обывателям катастрофически не хватает адреналина. Поэтому кровавые фильмы в нашу сумбурную современность позиционируются экспертами как тренинг для человеческих нервов.
По результатам искусствоведческого проекта
Совсем недавно были проведены тематические исследования искусствоведческого проекта Director's Cut, согласно его гипотезе, самые кровавые фильмы - те, в которых больше всего экранных убийств. Специалистами был составлен список из 653 картин.
Лидером среди них оказался фантастический боевик «Стражи Галактики» (IMDb: 8.10). За 121 минуту хронометража на экране демонстрируется 83 871 убийство, при этом лента имеет лишь рейтинг RG-13 (детям до 13 лет просмотр не рекомендован). Значительно отстает по количеству душегубства (5 687), но занимает вторую позицию «Дракула» режиссера Гари Шора. В ТОП-10 входят: последняя часть трилогии о Кольце Всевластия «Возвращение короля» (2 798 убийств и 4-е место), третья серия киноцикла «Матрица. Революция» (1 647 убийств и 7-е место), «Храброе сердце» Мэла Гибсона с 1 297 убийствами на 9-ой позиции.
Удивительно, но наименее кровавыми были названы: «Дэдпул» с рейтингом R и 51 умерщвлением, вторая часть фантастической картины «Безумный Макс» с названием «Воин с дорог» и 50 смертоубийствами и не утратившая своей живости японская картина «Самурай: Путь воина» также с пятью десятками жертв.
«Кровавый» режиссер
Среди бесконечного перечня особенностей, которые определяют режиссерский стиль Квентина Тарантино, основной является его расположение к крови и насилию. Большинство его работ - сильно стилизованные боевики, очень кровавые фильмы. В работах режиссера обилие крови и убийств, но большинство из них все же происходит за кадром, зритель видит лишь их последствия. Тарантиновское насилие не особо пугает смотрящего, так как представляет собой фантазию, красиво оформленную и профессионально сыгранную. Тем не менее только во время производства эстетского гангстерского боевика с восточными единоборствами «Убить Билла» Тарантино заказал и израсходовал до последней капли 1 700 литров бутафорской крови. Конечно, обилие кровавых сцен в работах Тарантино может быть обусловлено спецификой и стилистикой жанра, в котором творит режиссер, но сам постановщик говорит иначе. По его словам, это «просто очень забавно».
Сплэттеры
Кровавые фильмы ужасов в большинстве своем относятся к поджанру splatter, в них создатели преднамеренно делают акцент на крайне натуралистическую демонстрацию крови.
Прародителем данного поджанра кинематографа считается Гершел Гордон Льюис. Его «Кровавый пир» (1963 г.) является настоящей скандальной легендой хоррор-кинематографа. Фильм ужасов с рейтингом IMDb: 5.00 официально признан мировыми кинокритиками первым в истории gore-фильмом.
Термин splatter был придуман Джорджем Ромеро для «Рассвета мертвецов» (IMDb: 8.00), в картине 80 % экранного времени заполнены демонстрацией потоков кров и отрезанных частей тела. Детище Ромеро с заслуженным рейтингом MPAA –R, тонкой иронией, недурным философским подтекстом и черным юмором достойно лидирующих позиций в категории «Лучшие кровавые фильмы».
Веселье в бутафорской крови по-азиатски
Сплэттер-проекты, согласно анализу именитого кинокритика Майкла Арнцена, являются «скромным весельем в бутафорской крови и формой современного искусства». Для перечисленных ниже сплэттеров характерна демонстрация физического уничтожения тела, кровь в этих лентах является фундаментально вплетенной частью фильма.
«Клуб самоубийц» (IMDb: 6.60). Авторский проект Сиона Соно представляет будоражащий коктейль из черной комедии, ужастика, детектива и молодежной драмы. История о том, как однажды 54 школьницы спрыгивают под поезд в определенный момент. Трагедия практически превращается в натуральный трэш, в котором литры крови хлещут во все стороны.
Фильм японского режиссера Ёсихиро Нисимура «Токийская полиция крови» (IMDb: 6.00) можно описать одним предложением - трэшево, ярко, зло и жестоко. Экшн-сцены с компьютерной графикой отличаются высокой техничностью. Сотни галлонов крови, резня, расчленение тел, безумные убийства и на удивление красивая операторская работа.
Американские сплэттеры
Кровавые фильмы производства США пересчитать невозможно, их неимоверное количество. Поэтому стоит ограничиться классическими представителями жанра:
- «Земля мертвых» (IMDb: 6.20) режиссера Джорджа А. Ромеро. Фильм был высоко оценен критиками, отдельные кинодеятели позиционировали проект как эсхатологическую социальную притчу, другие - как весьма дерзкое кинематографическое упражнение на тему зомби. Попытка режиссера снять постапокалиптическую антиутопию удалась, мясной сплэттер получился на диво жутким и правдоподобным.
- Молодёжный костоломный фильм ужасов «Хостел», срежиссированный Элайем Ротом, окупил в прокате в десять раз свой скромный бюджет в $4 800 000. В течение 94 минут хронометража на экране разворачивается леденящее кровь, ужасающее, натуралистическое и изощрённо жестокое действо. Несмотря на всю специфику жанра, первый фильм породил два продолжения: «Хостел 2» и «Хостел 3», режиссером которой стал Скотт Шпигель. Эти две ленты в трилогии получились на порядок мощнее и жестче первой картины.
Слэшеровая эпопея
Слэшеровая эпопея «Техасская резня бензопилой» началась в 1974 году с работы Тоуба Хупера. Оригинальная лента имеет рейтинг IMDb: 7.50. Отдельные кинокритики называют ее первым слэшером в истории кино. Фильм имел феноменальный успех. Картина являет собой абсолютно авторский проект, который импонирует смотрящему своей удушающей, чудовищной атмосферой и парадоксально холодной демонстрацией расчленений всевозможными способами.
Усердием корифея жанра хоррор, режиссера Маркуса Ниспела в 2004 году история о зверски жестоком маньяке-убийце - небезызвестная «Техасская резня бензопилой» - обзавелась ремейком (IMDb: 6.20). Картина снята грамотно и, главное, красиво, если так можно охарактеризовать кровавое безумство, творящееся на экране.
Ремейк был успешным, поэтому в 2006 году появляется приквел с подзаголовком «Начало». Режиссеру Джонатану Либесману не удалось приблизиться к успеху ныне ставшего классическим хоррору о «Кожаном лице». В атмосфере работы Либесмана, конечно, страх витает, но он смешан с отвращением, которое вызывает кровавое месиво, воспроизводимое на экране.
А новомодный проект Джона Льюсенхопа «Техасская резня бензопилой 3D» (IMDb: 4.80) была названа кинокритиками нестрашным слэшером о преемственности семейных традиций. Несмотря на то что фильм собрал неутешительные рецензии экспертов, а его 3D-эффекты были признаны худшими в истории, он окупил свое производство за один уик-энд показа.
О кино по названию не судят
Фильм «Кровавый спорт» (IMDb: 6.80) режиссера Ньюта Арнольда, несмотря на свое название, трудно назвать кровавым кинопроектом - это спортивный боевик. Фабула ленты довольно проста и основана на отдельных фактах из биографии Фрэнка Дюкса. Драматургия ленты по-своему выглядит совершенной, хотя основная часть повествования до отказа напичкана поединками. Впечатляет и мастерки примененная съемка в рапиде, правильно подобранные ракурсы, бойкий монтаж, в том числе и «перекрёстный». Да и исполнитель главной роли Жан-Клод Ван Дамм, демонстрирующий коронные приемы, приятно удивляет актерской игрой, доказывая, что является обладателем харизмы подлинной звезды.
История об ужасных деяниях
Фильм «Кровавая леди Батори», обладающий возрастным рейтингом 16+, начинается с красивого эпизода, в котором за девушкой, поднимающейся по ступенькам древнего замка, тянется кровавый след. После увиденного смотрящий поневоле настраивается на взрослое, жесткое и кровавое зрелище. Однако история об ужасных злодеяниях венгерской графини Елизаветы Батори в дальнейшем более схожа со страшной детской сказкой. Режиссёр Андрея Конста и сценарист Мэттью Джейкобс всячески старались передать ужасающую и кровавую историю графини-убийцы, но мрачная атмосфера в их фильме поддерживается благодаря лишь несмолкаемой зловещей музыке. Таким образом, лента, позиционируемая как триллер о Кровавой графине, как ни парадоксально, получилась почти без крови и напряженной атмосферы.
Популярное название
Кинолент с названием «Кровавая луна» за всю историю мировой киноиндустрии вышло в прокат множество. Это и фильм ужасов с элементами триллера 1989 года режиссера Enzo Milioni, и австралийский триллер постановщика Алека Миллза 1990 года, и американский боевик с элементами триллера, срежиссированный Тони Люн Сиу Хунгом в 1997 году, и британский хоррор-вестерн Джереми Вудинга 2014 года выпуска. Но самым зловещим среди перечисленных является фильм «Кровавая луна» производства ФРГ, который создал Хесус Франко в 1981 году. Постановщик картины прославился своеобразными арт-хаусными работами с эротической подоплекой. На его счету несколько удачных работ в жанре хоррор: «Дракула», «Оазис зомби», «Особняк живых мертвецов» и «Белая богиня каннибалов». Его «Кровавая луна» является превосходным красочным слэшером. Очень зрелищные убийства и атмосфера безотчетного ужаса подняли проект на достаточно высокий уровень среди других кровавых фильмов.