Пилот самолета – профессия, о которой мечтают многие. Романтики видят в ней возможность облететь весь мир, амбициозные люди – неплохой заработок, а любители острых ощущений – работу мечты. Хотя последних стараются не допускать к управлению пассажирскими лайнерами, так как в этом деле на первом месте стоит «трезвая» голова.
Однако, по правде говоря, остальным также тяжело дается эта профессия. Пилот – это специальность, которая осваивается не один год. И в конечном счете лишь немногие способны пройти тот путь, который ведет к штурвалу самолета.
Кто может стать летчиком?
Естественно, одного желания недостаточно для того, чтобы стать пилотом. По факту, эта профессия требует наличия определенных внутренних качеств, жизненно необходимых для любого летчика. Среди них наиболее важными являются следующие:
- Отменное здоровье. Без него человека попросту не допустят до управления самолетом. При этом особое внимание при проверке уделяется зрению и сердечно-сосудистой системе.
- Устойчивая психика. Каждый вылет – это сильный эмоциональный всплеск, который необходимо держать в узде. Не говоря уже о том, что большая высота сама по себе является испытанием, способна сломить волю слабых людей.
- Незаурядные умственные способности. Это очень сложная профессия: пилот обязан изучить множество дисциплин, прежде чем он сможет корректно управлять самолетом. А это, в свою очередь, требует наличия хорошей памяти и аналитического склада ума.
Принципиальный выбор
В нашей стране есть два основных направления в авиации: гражданская и военная. Поэтому изначально человек должен определиться с тем, кем он хочет стать. Конечно же, зачастую людей больше привлекает мирная профессия. Пилот в военно-воздушных силах часто рискует жизнью, что подходит далеко не каждому.
И тем не менее каждое из направлений ежегодно набирает в свои ряды не одну сотню добровольцев. Происходит это посредством летных училищ и академий, попасть в которые можно следующим образом.
Пилоты военно-воздушных сил РФ
Большинство военных летчиков окончило Военно-воздушную академию им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина. Это учебное заведение находится в Воронеже и вот уже несколько десятилетий выпускает лучших небесных асов. Попасть сюда можно по достижении совершеннолетия, сдав ряд вступительных экзаменов и физподготовку.
Однако следует помнить о том, что летчик-истребитель — это немного другая профессия. Пилотов данного класса обучают только в Краснодарском высшем военном авиационном училище летчиков им. А.К. Серова. В отличие от предыдущего варианта, сюда принимают только мужчин, достигших 27 лет. Также в стенах училища осуществляется жесткий отбор по состоянию здоровья, физической подготовке и успеваемости учеников.
Профессия гражданский пилот
В гражданской авиации действуют не менее жесткие правила отбора. Естественно, они уступают тем, что установлены в военных летных училищах, но не настолько, чтобы относиться к ним легкомысленно. Само обучение на пилота гражданской авиации проходит в следующих трех учреждениях:
- Московский авиационный институт – лучший выбор для тех, кто хочет сделать быструю карьеру.
- Санкт-Петербургский университет гражданской авиации – не менее престижное заведение, с прекрасной историей выпускников.
- Высшее авиационное училище гражданской авиации в Ульяновске – более бюджетный вариант, рассчитанный на тех, кто не может позволить себе обучение в двух предыдущих заведениях.
Помимо этого, сертификат пилота гражданской авиации можно получить во многих авиационных клубах страны. Обучение там проходит в ускоренном режиме, что можно отнести к небольшому плюсу. Однако есть и большой минус. Из-за сжатых сроков качество и количество знаний заметно падает, что непременно сказывается на будущей работе.
Система классификации пилотов
Каждый пилот самолета должен обладать определенным типом лицензии, указывающей на спектр его умений. В целом существует четыре основных вида летных лицензий:
- PPL – пилот-любитель. Первая стадия обучения любого летчика, открывающая дверь к пилотированию частных самолетов. При этом специалисту этого класса запрещается использовать свои навыки для зарабатывания денег. Получить ее можно пройдя основной теоретический курс и налетав 40 часов с инструктором.
- CPL – коммерческий-пилот. Документ этого уровня позволяет осуществлять коммерческие полеты на небольших летательных аппаратах. Данная лицензия дается специалистам, прошедшим углубленный теоретический курс и отлетавшим в качестве пилота более 250 часов.
- ATPL – пилот-авиалиний. Этот сертификат позволяет управлять самолетами класса «Боинг». Естественно, получение этого документа занимает куда больше времени, ведь человеку необходимо постичь множество специализированных дисциплин, а также провести в небе не менее 1500 часов.
- CFI – пилот-инструктор. Название говорит само за себя – специалист этого уровня способен обучать других летному мастерству.
Зарплата пилота
Весьма неплохие деньги зарабатывают лётчики любой категории. Однако специалисты, осуществляющие чартерные перевозки, получают гораздо больше остальных. Например, на 2016 год пилоты компании «Аэрофлот» получали порядка 300 тыс. рублей в месяц. Если брать международные авиакомпании, то они готовы платить своим сотрудникам от 50 до 100 тыс. долларов в год.
Если говорить о военно-воздушных силах, то здесь зарплата пилота колеблется в пределах 50-70 тыс. рублей. Правда, офицеры, отслужившие на благо родины более пяти лет, могут рассчитывать на оклад 100 тыс. рублей. К тому же согласно действующему законодательству, государство обеспечивает жильем всех военных пилотов.