Европротокол в РФ действует уже несколько лет. Оформить его можно в любом субъекте страны. Европейский протокол предполагает составление бумаг, касающихся ДТП, без участия инспектора ГИБДД. Водители в этом случае самостоятельно фиксируют факт происшествия. Благодаря этому экономится масса времени. Кроме того, оформив документы, водители достаточно быстро освобождают проезжую часть и не создают препятствий для движения других транспортных средств. Законодательством, как и в других "аварийных" случаях, предусматривается страховая выплата по европротоколу. Рассмотрим далее, как оформлять документы, чтобы получить возмещение ущерба.
Когда используется процедура
Самостоятельно зафиксировать факт ДТП можно в установленных законом случаях. При этом в нормах предусмотрены запреты на использование европротокола. Не допускается использование этого метода оформления бумаг, если:
- При ДТП есть пострадавшие. Потерпевшими могут являться как пассажиры и водители, так и пешеходы. При этом степень тяжести повреждений не имеет значения.
- Столкнулось больше двух автомобилей.
- Причинен ущерб другому имуществу (например, столбу, дереву, зданию).
- Транспортные средства не застрахованы по ОСАГО или "Зеленой карте".
- Есть разногласия между участниками происшествия. Например, водители могут спорить о виновности, характере повреждения и пр.
Во всех указанных случаях необходимо вызвать инспектора.
Действия на дороге
В соответствии с положениями ПДД, водитель должен незамедлительно остановить транспортное средство (если этого не случилось раньше). При наличии пострадавших в аварии или погибших необходимо сразу вызвать экстренные службы. После выставления знаков аварийной остановки можно приступать к оформлению извещения. При его отсутствии выплата ОСАГО по европротоколу не будет осуществлена. Специалисты не рекомендуют вступать в спор с остальными участниками происшествия. Общаться с другими людьми необходимо вежливо. Если же оппоненты проявляют агрессию или создают угрозу, в том числе для окружающих, необходимо вызвать инспектора.
Какие выплаты по европротоколу предусмотрены
До недавнего времени водитель мог получить не больше 25 тыс. руб. Впоследствии максимальная выплата по европротоколу была повышена. Она стала составлять 50 тыс. руб. При этом для ее получения необходимо выполнить одно условие – страховка должна быть оформлена после 2 августа 2014 г. Относительно недавно был принят новый нормативный акт, которым внесены изменения в установленные ранее правила. Существовавшие лимиты выплат по европротоколу были дополнены. Теперь водитель может получить 400 тыс. руб.
Европротокол: сумма выплат 2016 г.
Получить 400 тыс. руб. можно было при соблюдении ряда обязательных условий. Непосредственное оформление бумаг осуществляется по общим правилам. Но выплата по европротоколу будет осуществлена только при наличии в обоих транспортных средствах, участвовавших в происшествии, систем автоматической фиксации места и факта аварии, работающих на современной спутниковой связи. Список допустимых моделей приводится в регламентах и прочей нормативной документации. Такое требование связано с тем, что файл, полученный при обычной видеосъемке, может быть откорректирован с помощью существующих сегодня компьютерных программ в пользу какого-либо участника происшествия. Соответственно, достоверность таких доказательств ставится под сомнение. Вместе с тем подделать данные, полученные с помощью спутниковой системы, практически невозможно. Это сводит количество случаев мошенничества почти к нулю. Данное требование действовало в течение всего 2016 г. На 2017 г. каких-либо изменений не анонсировалось.
Нюансы
Исходя из сказанного выше, для лиц, которые используют европротокол, размер выплаты при отсутствии спутниковой системы фиксации информации составит не больше 50 тыс. руб. Следует отметить еще один важный момент. Максимальная выплата по европротоколу может быть получена, если авария произошла в Москве и области, а также Санкт-Петербурге и его окрестностях. В других регионах действует общее правило, по которому граждане могут рассчитывать не больше чем на 50 тыс. руб. Кроме этого, для получения 400 тыс. руб. необходимо, чтобы страховка была оформлена после 1 октября 2014 г.
Оформление: общие правила
Выплата по европротоколу назначается при соблюдении указанных выше условий, а также при правильном заполнении бланков. В первую очередь, следует проверить, является ли бумага пригодной к оформлению. Бланк должен иметь лицевую и оборотную стороны. При заполнении используется обычная ручка (не гелевая и не чернильная). Не допускается запись карандашом. Согласно действующим правилам, оформляется один экземпляр извещения. Не имеет значения, бланк какого именно водителя будет оформляться. Участникам следует выбрать свою колонку в извещении и внести в нее необходимые сведения.
Заполнение полей
На лицевой части формы есть отдельные графы. В них заносится вся информация о ДТП. В частности, указывается место, время, обстоятельства, дата, имеющиеся повреждения и пр. С особым вниманием следует отнестись к заполнению п. 14. В нем детально отражаются наличие и характер повреждений в транспортном средстве, возникших в связи с аварией. Описание должно быть подробным и при этом лаконичным. Кроме того, стоит внимательно проверить, не добавил ли второй водитель к информации сведения, не относящиеся к ДТП. В описании можно использовать распространенные термины: вмятина, царапина, трещина и пр. При наличии скрытых повреждений их описание осуществляется при экспертном осмотре. В п. 16 указываются обстоятельства аварии. Описывать их необходимо правдиво, четко, по возможности кратко. В этом пункте должны быть отражены ключевые аспекты ДТП.
Важный момент
В 16 пункте, кроме прочего, описываются маневры транспортного средства. При изложении этой информации следует учесть, что:
- Не является остановкой стоянка ТС. Не понимая этой разницы, граждане допускают ошибки при оформлении бланка. Некоторые водители, в автомобили которых врезались во время остановки на красный сигнал светофора, указывают, что находились "на стоянке". Это неверная формулировка. Здесь необходимо более точное описание – "остановка на запрещающий сигнал светофора" (позиция 22).
- При обгоне одного автомобиля другим либо при перестроении из одной полосы в другую нужно указать "обгонял" или "менял полосу".
Схема происшествия
Она содержится в 17 пункте бланка. Схема включает в себя разметку проезжей части. При этом отображаются улицы и наименования дорог, конечное положение машин, направления движения. Указываются также позиции светофоров, знаков, прочих предметов, которые имеют непосредственное отношение к аварии.
Дополнительно
Если в пункте, описывающем обстоятельства происшествия, какая-то информация не была указана, дополнить сведения можно в поле "Замечания". Здесь можно дать пояснения. Участники происшествия подтверждают достоверность данных, приведенных в извещении, своими подписями. Соответственно, водители выражают согласие с тем, что указано в бланке. После окончания оформления лицевой стороны, отделяются и подписываются части каждого водителя. При этом роспись ставится и на своем, и на чужом экземпляре.
Оборотная сторона
Здесь отражается любая дополнительная информация о событии. На оборотной стороне допускается делать приписки и заметки. Если места на бланке оказалось недостаточно, можно указать информацию на чистом листе бумаги и приложить его к извещению. В основном бланке необходимо поставить соответствующую отметку. Приложение также заверяется подписями обоих водителей.
Важные моменты
Следует отметить еще несколько правил. Выплата по европротоколу назначается при наличии полной и достоверной информации о происшествии. Это означает, что, если в бланке отсутствуют какие-либо данные, то компания, ответственная за возмещение ущерба, может самостоятельно их собрать. В результате, компания вообще может не принять европротокол. Сроки выплаты также зависят от полноты и достоверности информации. Поэтому водителям необходимо со всей ответственностью отнестись к процедуре оформления.
Следующий этап
Оформленный бланк предоставляется в страховую компанию. Это можно сделать по почте либо лично. Специалисты рекомендуют предоставить документацию как можно быстрее. Нормами установлены некоторые ограничения на дальнейшие действия водителей. В частности, не допускается осуществлять ремонтные мероприятия в течение первых 15 суток поле происшествия. Этот период устанавливается для проверки компанией, ответственной за возмещение ущерба, повреждений, полученных ТС. В некоторых случаях может потребоваться визуальный осмотр. Его выполняют в первые пять дней после получения водителем соответствующего запроса. Если виновный в аварии допустит какие-либо нарушения, к нему могут применяться санкции по КоАП. Ответственность участников происшествия устанавливается по информации, приведенной на лицевой стороне формы.
Негласные правила
По установившейся практике, основной лист формы передается потерпевшему, а самокопир – виновному в аварии. В нормах этот порядок не зафиксирован, и, в принципе, значения не имеет, кто какой лист получит. Негласное правило обуславливается тем, что оригинал проще сканировать и отправлять компании, ответственной за компенсацию убытков. В результате сумма выплаты по европротоколу может быть рассчитана быстрее.
Оспаривание извещения
Бывают случаи, когда водитель неправильно оценил ситуацию и признал вину за аварию. Спустя время, посоветовавшись с юристом, он пришел к выводу о необходимости отмены процедуры. Как быть в ситуации, когда извещение уже оформлено и отправлено компании, ответственной за возмещение? Как отмечают эксперты, выплата по европротоколу в России в целом осуществляется достаточно редко. Поэтому особой практики по процедуре еще не сложилось. В любом случае специалисты рекомендуют обратиться в страховую компанию с этим вопросом. Из-за недостаточной распространенности таких ситуаций случаи оспаривания рассматриваются индивидуально с учетом всех обстоятельств и новых сведений. Для перестраховки эксперты рекомендуют заручиться поддержкой юриста.
Заключение
Выплата по европротоколу, несмотря на относительно давнее ее введение в нормативную базу, еще не имеет четкого механизма реализации и оспаривания. Общие правила, несомненно, выполняются. И, как показывает практика, водители получают положенные им деньги без каких-либо проблем, если ситуация ничем не осложняется. Стоит отметить, что корректировки в заполненный бланк извещения вносить не допускается. Стороны аварии оборотную часть формы заполняют самостоятельно. Разрешается сделать это в домашней обстановке, чтобы не создавать препятствия для других автомобилей на дороге. Извещение считается оформленным, когда информация присутствует во всех необходимых графах, а экземпляры получил каждый участник происшествия. В некоторых случаях, сведения, которые описаны на обратной стороне, не принимаются специалистами во внимание. Однако это не значит, что их не нужно вносить. Не стоит забывать, что отсутствие информации в обязательных графах выступает как основание для отказа в возмещении ущерба. Бланки извещений, не подписанные участниками ДТП, считаются недействительными.