Система, функции и структура педагогической науки

Какова структура педагогической науки? Это отдельная сфера, которая связана с процессом воспитания. Пройдя достаточно сложный и длительный путь развития, накопив существенный опыт, она превратилась в полноценную систему наук о формировании подрастающего поколения.

База педагогики

В качестве фундамента для нее выступает философия, а именно та ее часть, в которой рассматриваются проблемы воспитания.

Предмет задачи структура педагогической науки взаимосвязаны с обществом, его запросами и особенностями.

структура и функции педагогической науки

Система педагогики

В настоящее время выделяют несколько ее разделов:

  • общую педагогику;
  • возрастную;
  • специальные виды;
  • социальную.

Общий раздел - это структура педагогической науки и образования. Здесь рассматриваются общие закономерности воспитательного процесса, разрабатываются базовые принципы учебного и воспитательного процесса в образовательных учреждений всех типов.

Структура педагогической науки представлена четырьмя большими разделами:

  • общими основами;
  • дидактикой;
  • теорией воспитания;
  • педагогическим менеджментом.

Возрастная педагогика включает в себя несколько составных частей:

  • педагогику семейного воспитания;
  • дошкольного обучения;
  • начальной, средней, высшей школы.

Каждый из разделов характеризуется своими отличительными параметрами, соответствующими возрастным особенностям групп.

задачи педагогической науки

Дошкольная педагогика

Структура современной педагогической науки сформирована так, чтобы создавались оптимальные условия для формирования гармонически развитой личности. В начальной школе изучаются закономерности воспитания ребенка в возрасте 6-7 лет.

В настоящее время в дошкольном образовании используются федеральные государственные стандарты второго поколения. В них указываются требования к выпускнику дошкольного образовательного учреждения, учитывается социальный заказ общества.

система и структура педагогической науки

Объект и предмет

Сложная структура педагогической науки в качестве объекта рассматривает явления действительности, обусловливающие развитие и совершенствование индивида человека в ходе целенаправленной деятельности педагога и общества. К примеру, образование является целенаправленным процессом обучения и воспитания в интересах общества, государства, самого человека.

Современная структура педагогической науки в качестве предмета рассматривает принципы, перспективы, закономерности образовательного процесса, разработку теории и технологии подобной деятельности. Педагогическая наука способствует разработке новых методов, организационных форм, приемов деятельности педагога и его воспитанников.

Целью науки является выявление закономерностей и поиск самых оптимальных методов становления человека, его образования, обучения, воспитания.

структура педагогической науки ее отрасли

Предназначение педагогики

Какова структура и функции педагогической науки? В первую очередь можно упомянуть теоретическую, реализуемую на трех уровнях:

  • объяснительном, описательном;
  • прогностическом;
  • диагностическом.

Кроме того, важно отметить технологическую функцию, которая реализуется на трех уровнях:

  • преобразовательном;
  • проективном;
  • рефлексивном.

Основное предназначение

Для чего нужна сложная структура педагогической науки ее ведущие отрасли? Данная сфера позволяет вскрывать основные закономерности в областях обучения: воспитания, образования, управления образовательными системами. Именно педагогика занимается изучением и обобщением опыта и практики педагогической деятельности, а также внедрением полученных результатов в практику.

Рассматривая педагогику в качестве науки, отметим те вопросы, которые стоят перед ней:

  • целеполагание;
  • содержание обучения;
  • технологии и методы деятельности педагога.
особенности педагогики

Педагогические категории

Под образованием рассматривают процесс и результат овладения учениками системы знаний, навыков, умений, формирование на их базе нравственных качеств, совершенствование познавательных навыков и интеллектуальных способностей.

Обучение предполагает направленный и управляемый процесс отношений между учениками и учителями, который способствует развитию УУН.

Социализация состоит в самореализации и развитии человека в течение всей его жизни. Осуществляется такой процесс с помощью разнообразных средств действия на ученика.

Какова классическая структура педагогической науки? Задачи педагогической науки рассмотрены выше, теперь проанализируем некоторые ее разделы.

ведущие отрасли педагогической науки

Социальная педагогика

Система и структура педагогической науки предполагает деление данной отрасли на несколько подразделов:

  • семейную педагогику;
  • исправительно-трудовую направленность;
  • музейную деятельность;
  • театральную педагогику.

Семейная педагогика решает несколько важных задач, касающихся воспитания и развития детей в семье:

  • создание теоретических обоснований воспитания;
  • анализ опыта семейного воспитания;
  • внедрение в практику научных достижений;
  • обоснование соотношения общественного и семейного воспитания, а также технологии отношений между педагогами и родителями.

Методы семейной педагогики подразделяют на две группы: исследовательские и обучающие (развивающие).

Эмпирическим способом проводится сбор фактического материала, касающегося обнаружения связей между научными фактами и домашним воспитанием

Семейное воспитание является одной из форм развития подрастающего поколения в обществе, которое сочетает целенаправленные действия родителей с усилиями педагогических работников. Пример мам и пап является специфической формой передачи жизненного (социального), а также нравственного опыта старшего поколения потомкам.

Не всегда семья оказывает на ребенка позитивное воздействие. Постоянные ссоры, конфликты, скандалы между родителями, приводят к проблемам психологического плана у ребенка. Особенно это опасно для неокрепшей психики дошкольников.

Исправительно-трудовая педагогика

Структура педагогической науки ее отрасли позволяет вовлекать в образовательный и воспитательный процесс не только одаренных детей, но и подростков с отклонениями в поведении.

Специальные исправительно-трудовые мероприятия, в которые вовлекаются трудные подростки, способствуют перевоспитанию детей, их успешной социализации. При организации работы с такими подростками, педагоги и психологи используют научные методы, учитывают возрастные особенности, а также социальный опыт воспитуемых.

современные особенности педагогики

Специальная педагогика

Данная отрасль педагогики включает в себя несколько разделов:

  • сурдопедагогику;
  • тифлопедагогику;
  • олигофренопедагогику.

Основной задачей педагога, который работает с детьми в данной сфере, заключается в преодолении отставаний в умственном развитии. В задачу дефектолога входит развитие элементарных навыков поведения у таких ребят социального общения, речи.

Среди тех целей, которые перед собой ставит педагог, отметим:

  • деятельность по формированию качественной коммуникативной речи у ребенка;
  • развитие памяти, мышления, внимания;
  • формирование умений и навыков, которые характерны для определенного возраста;
  • максимальная корректировка отставаний в психическом и интеллектуальном развитии.

Дефектолог регулярно отслеживает и контролирует структуру и скорость занятия, учитывая индивидуальность ребенка. Именно поэтому так важно, чтобы педагог, работающий с подобными детьми, обладал глубокими знаниями психологических и медицинских особенностей детей, находил к каждому ребенку индивидуальный подход.

Среди направлений коррекционной деятельности, помимо занятий, направленных на развитие речи, выделяют:

  • деятельность по формированию произвольного внимания;
  • стимулирование фонетического слуха;
  • упражнения мелкой моторики;
  • использование мозжечковой стимуляции;
  • корректирование эмоциональных и психических нарушений;
  • обучение синтезу и анализу, навыкам формирования логических связей между отдельными объектами и явлениями;
  • упражнения, направленные на улучшение координации движений, совершенствование пространственной ориентации.

Особым детям нужен специальный подход. Именно поэтому в нашей стране существуют отдельные образовательные учреждения, в которых работают только высококвалифицированные специалисты.

В настоящее время в России успешно функционирует проект «Образование», в рамках которого координируется обучение детей с ограничениями в физическом развитии. Благодаря информационным технологиям, педагоги, прошедшие специальную подготовку, занимаются со школьниками, которые из-за проблем со здоровьем, не могу посещать обычные общеобразовательные учебные заведения.

Взаимосвязь с другими сферами

Педагогика – это наука, которая не может полноценно существовать без иных отраслей. Например, общность с психологией состоит в формировании и развитии личности. В психологии рассматриваются законы умственной деятельности личности, а в педагогике разрабатываются механизмы организации ее деятельности. В качестве связующего звена между науками выступает возрастная и педагогическая психология.

Важна и связь с физиологией, занимающейся изучением жизнедеятельности организма, анализом механизмов управления психическим и физиологическим развитием, высшей нервной деятельности.

В заключение

Педагогику по праву считают одной из важнейших наук в системе, касающейся развития и становления личности. Подобный процесс невозможен без качественного воспитания. Оно выступает целенаправленным процессом взаимодействия с ребенком, является способом передачи ему социального опыта. Именно педагогика, опираясь на достижения всех наук, касающихся человека, изучает и создает оптимальные механизмы становления ребенка, его образования и воспитания.

В настоящее время в отечественной образовательной системе происходят серьезные реформы. Вместо классических методик, которые использовались во времена Советского Союза, в детских садах, школах, колледжах, высших учебных заведениях, вводятся новые образовательные стандарты.

При их разработке, педагогики и психологи ориентировались на социальный заказ, поэтому инновационные технологии, применяемые педагогами для реализации ФГОС второго поколения, способствуют формированию гармонически развитой личности, уважительно относящейся к культуре и традициям своих предков.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.