Рассмотрим предмет и задачи педагогической науки. Любому поколению людей, которые осознают себя в качестве общества, приходится решать определенные задачи: осваивать опыт предков; осмысливать его с учетом меняющихся условий; приумножать и обогащать его; сохранять его на разных носителях; передавать следующим поколениям.
Что это за наука
Педагогика изучает основные закономерности передачи и усвоения социального опыта предков от старших поколений к младшим. Что входит в задачи педагогической науки? Педагогика была выделена в XVII веке из философских наук, стала существовать в виде отдельной дисциплины.
В конце XVII века Яну Амосу Каменскому удалось изложить ее основы в труде «Великая дидактика».
Основные понятия
Рассмотрим подробнее объект, предмет и задачи педагогической науки. Объектом является система явлений, которые связаны с формированием человека.
Предметом считают установление закономерных связей между активностью, внутренним миром, факторами, воздействующими на человека - социальными, природными, и целенаправленной организацией воспитательного и образовательного процесса.
Функции
Локальная задача педагогической науки на современном этапе состоит в организации совместной результативной деятельности всех участников образовательного процесса. Только при правильном подходе можно рассчитывать на достижение желаемого результата.
Выделяют три задачи педагогической науки:
- аналитическую, заключающуюся в теоретическом изучении, описании, объяснении сути, противоречий, закономерностей, причинно-следственных взаимосвязей, обобщении и оценке педагогического опыта;
- проектно-конструктивную, которая состоит в разработке инновационных педагогических технологий, основ деятельности, использовании результатов исследований, научно-методического обеспечения процесса;
- прогностическую, обеспечивающую целеполагание, планирование, развитие воспитания и управления образовательной деятельностью.
Задачи педагогической науки перекликаются с изменениями, происходящими в стране, мире.
Актуальные проблемы педагогической науки
В настоящее время наблюдается увеличение роли духовно-нравственного воспитания. Какой стала в новых реалиях локальная задача педагогической науки и ее актуальность? В отечественном образовании наблюдается тенденция перехода от репродуктивного к продуктивному обучению, инклюзивному образованию.
Локальная задача педагогической науки связана с воспитанием в подрастающем поколении умения учиться.
Усиливается роль этнологической педагогики, предполагающей знакомство с корнями народной культуры.
В образовательные школы введен региональный компонент, в рамках которого подрастающее поколение знакомится с историческим и культурным наследием своего региона.
Основная задача педагогической науки на современном этапе состоит в переходе от личностно-отчужденной к личностно-ориентированной методологии. Она подразумевает равноценные права для всех представителей образовательного процесса.
Отличительные характеристики новой методологии
В личностно-центрированной методологии ученик выступает в качестве субъекта процесса. В этом случае в задачи педагогической науки входит стимулирование познавательного интереса обучающихся, создание благоприятных условий для саморазвития, самосовершенствования подрастающего поколения.
Характеристика современного образования
С учетом тех изменений, которые наблюдаются в социальной и культурной сфере, предмет и задачи педагогической науки также претерпевают определенные корректировки.
Изменился запрос общества к образовательной структуре. К примеру, в приоритете патриотическое и экологическое просвещение подрастающего поколения.
В задачи современной педагогической науки входит:
- вовлечение процессов обновления и получения знаний и навыков в общественные и производственные сферы;
- выявление талантливых, инициативных людей в качестве важнейшего ресурса социального и экономического развития современного общества;
- периодические изменения технологий, переход к социально-адаптированным педагогическим методикам.
Информационное сообщество
В задачи педагогической науки входит создание равных условий для получения качественных знаний всеми социальными слоями, исключение резких контрастов. Современная педагогика особое внимание уделяет проектированию и внедрению методики и методологии, направленной на увеличение эффективности воспитательного и образовательного процесса.
Педагогика тесно связана с иными науками, она задействует у них теоретические положения, научные идеи, практические выводы. Например, педагогическая наука опирается на психологию и социологию, философию, экономику, политологию, медицинские науки.
Структура
Мы выяснили, что представляет собой задача педагогической науки и ее актуальность. Теперь выявим ее состав и направления. В структуру педагогики включают несколько разделов:
- теоретическая и прикладная, к которой относится школоведение, дидактика, теория воспитания, основы дидактики;
- возрастная: школьная, дошкольная, андогогика;
- коррекционная: олигофренопедагогика, логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика;
- отраслевая: производственная, спортивная, военная.
Место воспитания в образовательном процессе
Эта категория является одной из основных в современной педагогике. От трактовки данного понятия зависит последующий анализ, а также понимание сущности этого процесса. В настоящее время термин «воспитание» рассматривается как способ воздействия на личность с целью формирования у нее системы взглядов, убеждений.
Под его сущностью понимают целенаправленное, социальное воздание организационных, духовных, материальных условий, которые позволяют новым поколениям усваивать в полном объеме общественно-исторический опыт предков.
Цель гуманистического воспитания - гармоничное развитие личности. Формирование личности человека происходит в ходе воздействия различных факторов, субъективных и объективных, общественных, природных, внешних, внутренних факторов, которые не зависят от сознания и воли людей.
В зависимости от стиля и принципов отношений воспитанников и их наставников выделяют свободное, авторитарное, общинное, демократичное воспитание.
Педагогические закономерности являются отражением объективных причинно-следственных связей в системе полноценных отношений между внешним миром и воспитанниками.
Процесс предполагает определенную систему, которая реализуется при условии соблюдения некоторых принципов:
- культуросообразности;
- диалогического подхода;
- культуросообразности;
- природосообразности;
- индивидуально-творческого подхода.
В настоящее время особое значение придается военно-патриотическому, экологическому, нравственному воспитанию.
Различные цели воспитания определяются содержанием, характером, образовательными методиками.
Заключение
В Афинах и Древней Греции воспитание считалось всесторонним и гармоничным процессом. Все стороны личности должны развиваться во взаимосвязи, в Спарте при воспитании использовали спартанские основы.
В эпоху Возрождения в XVIII-XIX вв. идеи гуманизма стали приоритетными, они предполагали вовлечение обучающихся в воспитательный процесс путем активной жизнедеятельности. Особое внимание идее свободного воспитания уделял Ж.-Ж. Руссо.
После введения в отечественную образовательную систему стандартов второго поколения воспитательный и образовательный процесс претерпел существенные изменения.
Отдельное внимание стали уделять самовоспитанию, предполагающему осознанное, целеустремленное движение человека к совершенствованию своих личностных качеств.
Самовоспитание является осознанной, целеустремленной деятельностью человека, которая направлена на преодоление отрицательных черт. При продумывании процесса самообразования педагог играет роль тьютора.
В современной педагогике в рамках психолого-социального подхода уделяют пристальное внимание целевому плюрализму.
В настоящее время образовательный процесс не ограничивается подачей теоретического материала, он предполагает выстраивание индивидуальных воспитательных и развивающих технологий для каждого отдельного обучающегося.
Для того чтобы решать в полном объеме задачи, которые ставит современное общество перед образовательными учреждениями, важно учитывать все внутренние и внешние факторы.