Воспитательная задача ставится в каждом образовательном учреждении. Даже в детском саду. Ведь воспитание – это комплексный процесс, в котором акцентируется внимание на передаче знаний, способов мышлений, различных норм от старшего поколения к младшему. Процесс имеет разный смысл. Но в итоге каждый ребёнок по мере своего роста должен получать определённые умения, нравственные ценности, моральные установки, которые позволят в будущем ориентироваться в жизни.
С точки зрения педагогики
Современная воспитательная система в педагогическом смысле акцентирует внимание на специально организованном и целенаправленном воздействии на коллектив со стороны учителей. Она нужна для того, чтобы формировались заданные качества и достигались конкретные задачи. Конечно, воспитание как процесс вызывает разные споры. Кто-то считает, что не стоит чрезмерно поучать детей, так как на них всё равно будет оказывать влияние окружающая среда. Другие, наоборот, считают, что без воспитания человек вряд ли станет личностью, уважаемым членом общества. И это правильно. Основная воспитательная задача любого образовательного процесса – выявить склонности и дарования человека и развить их в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Нужно сказать, что развивать определённые качества нужно обязательно в соответствии с задатками, заложенными природой. Соответственно, образовательная цель и воспитательная задача должны подбираться так, чтобы они отвечали уровню развития ребёнка. И касались бы зоны его ближайшего развития. Хорошее воспитание должно идти впереди развития.
Умственное воспитание
Воспитательный процесс – это целый комплекс мероприятий, направленных на гармоничное развитие конкретного человека. Ним занимаются, прежде всего, родители. Но и такие институты, как детские сады и школы, также играют важную роль в достижении единой цели. Воспитание бывает разной направленности. Каждую из них мы рассмотрим отдельно. Например, под умственным воспитанием понимается развитие личности, которая раскрывается в учебном процессе с нравственной, эмоциональной и физической точки зрения. Является очень важной для развития личностных качеств. Учебно-воспитательные задачи в рамках умственного направления направлены на то, чтобы дети исполняли некие задачи:
- усваивали определённый объём научных знаний;
- учились формировать собственное мнение и мировоззрение;
- развивали умственные силы, способности, познавательные интересы;
- осознавали потребность в постоянном пополнении своих знаний.
Все эти цели ставят перед собой средние общеобразовательные школы. Акцентируется внимание на том, что именно умственное воспитание – это первый шаг на пути к овладению всей системой знаний основных наук.
Физическое воспитание
Оно не менее важное. Современная воспитательная система уделяет пристальное внимание физическому аспекту развития. Основные задачи в этом случае несколько другие. Но без них невозможно представить любую образовательную систему. Физическое воспитание предполагает акцент внимания на укреплении здоровья и правильном развитии ребёнка, повышении его работоспособности, развитии природных двигательных качеств.
Цель этого полезного и нужного процесса – оптимизировать физическое развитие человека. А также совершенствовать его качества, причём так, чтобы они были гармоничны с духовными и нравственными характеристиками личности. Воспитательная работа в ДОУ или школах направлена в том числе и на то, чтобы формировать жизненно важные двигательные умения и навыки, способствовать приобретению базовых знаний научно-практичного характера.
Трудовое воспитание
Оно начинает формироваться ещё с детства – в семье, школе – и предполагает привитие ребёнку элементарных знаний о трудовых обязанностях. Любая деятельность – это важное средство развития психики, нравственных качеств личности. Поэтому для школьников он должен быть естественной потребностью. Ставятся определённые воспитательные цели ещё в общеобразовательной школе:
- формировать у детей положительное отношение к труду, который представляется как высшая ценность в жизни;
- развивать познавательный интерес к знаниям, потребностям в творческом труде;
- воспитывать высокие моральные качества, трудолюбие, долг и ответственность;
- вооружать учащихся различными трудовыми умениями и навыками.
То есть трудовое воспитание касается тех аспектов воспитательного процесса, которые предполагают обращение внимания на деятельность.
Нравственное воспитание
Воспитательные цели этого процесса направлены на формирование нравственных понятий, чувств и убеждений, которые отвечают установленным нормам в обществе. Под ними понимаются общечеловеческие ценности. Они отвечают нормам морали, были выработаны людьми в ходе естественного исторического развития общества. Педагоги говорят о том, что нравственное воспитание – это целенаправленное формирование морального облика ребёнка, его привычек в поведении, общении, мышлении. Соответственно, задача этого процесса направлена на формирование искренних чувств, нравственного облика, собственной позиции, но обязательно в рамках существующих моральных ценностей. Такой человек в будущем обязательно станет достойным гражданином своей страны.
Патриотическое воспитание
Отдельного внимания заслуживает такой аспект воспитания, как патриотические чувства. Ребёнок должен с детства уважительно относиться к своей Родине, её природе, дарам, культурным ценностям. И в садах, и в школах активно проводятся различные военно-патриотические мероприятия, которые помогают малышам осознать нравственную ценность причастности к своей земле. В их рамках подготавливаются условия для создания системы гражданско-патриотического воспитания. Что же это такое?
Многими педагогами отмечается, что гражданско-патриотическое воспитание – это приоритетное направленное современной образовательной системы. Задача этого процесса – формирование человека, который способен совершать социально оправданные поступки. Он обязан уметь соотносить себя со сложившейся системой общественных отношений и видеть своё место в ней, плодотворно контактировать с другими людьми.
Военно-патриотические цели воспитания направлены на то, чтобы ребёнок рос достойным гражданином, патриотом страны, который уважает её законы. А для достижения этой цели выполняется целый ряд задач:
- Проводится научно-обоснованная управленческая и организаторская деятельность. Она направлена на создание оптимальных условий для гражданско-патриотического воспитания школьников.
- В сознании и чувствах учащихся утверждаются представления об общечеловеческих ценностях, взглядах, убеждениях.
- Создаётся эффективная система воспитания. Благодаря ей обеспечиваются оптимальные условия для развития у детей основных гражданских качеств.
Особенности современных принципов воспитания
Как воспитать воспитанного ребенка? Этим вопросом задаются все родители. Нужно отметить, что у каждого свои представления об этом процессе, его особенностях и принципах. Но всё же есть исходные положения, на основе которых и формируется современная образовательная методика. Система воспитания сегодня основана на нескольких принципах:
- Общественной направленности процесса.
- Воспитание должно быть тесно связано с жизнью и трудом.
- Оно обязано основываться на гуманизме.
- Личностный подход в процессе играет важную роль.
- Все воздействия должны быть едиными.
Воспитательная задача в этом случае продумывается таким образом, чтобы учитывались изменяющиеся потребности общества в сочетании с существующими философскими и психолого-педагогическими концепциями. О них поговорим подробнее.
Какие концепции?
В основе современной педагогической практики лежат две концепции воспитания – прагматическая и гуманистическая. Первая была утверждена в США ещё в XX веке и сохраняется до сих пор. Её девиз – воспитание ради выживания. То есть задача школы – вырастить, прежде всего, эффективного работника и ответственного гражданина. Больше сторонников у гуманистической концепции. Согласно ей, нужно помогать личность реализовывать все заложенные в ней способности и таланты. Но существуют более современные и актуальные концепции воспитания:
- Ориентация на коллективизм. Главное в этой концепции – идеи совместного, группового творчества и обучения, когда воспитание, как процесс, предполагает управление развитием личности в коллективе.
- Социальная концепция. Оно очень интересна и познавательна. В этом случае под воспитанием понимается социальный процесс, который формируется на основе определённых воздействий на деятельность и поведение человека. Его задача – создать эффективную среду для роста и развития конкретного индивида.
- Личностно-ориентированная культурологическая концепция. Согласно ей, в основе картина мира лежит в первую очередь человек. А воспитание должно вестись в соответствии с культурными и национальными основами. Личность по этой концепции – это, прежде всего, человек культурных и нравственных принципов.
- Самоорганизация воспитания. Согласно этой концепции, под процессом понимается именно творческое решение жизненных проблем. То есть человек сам выбирает, как именно их можно решить.
В чём сущность?
Воспитательный процесс – это целая система, в которой играют роль различные факторы. И именно он лежит в основе современной педагогической деятельности в образовательных учреждениях. Но не ограничивается им. Ведь воспитательный процесс предполагает учёт всех факторов окружающей среды, которые могут оказать влияние на человека в ходе его становления.
Цели и задачи воспитательной работы направлены на то, чтобы разрешать основные противоречия между различными направлениями ученика. Причём делать это так, чтобы его личность формировалась гармонично и целостно. А участники процесса должны сделать всё возможное, чтобы упорядочить всевозможные влияния на ребёнка. Само воспитание – это целое сочетание методик и способов, которые оказывают влияние на личность.
Главное – целенаправленность действий
Отметим сразу, что воспитательная работа всегда ведётся комплексно. То есть воздействие оказывается не только непосредственно на ребёнка. Важнее оценить окружающую его среду, чем и должны заниматься педагоги в рамках учебного процесса. Как следствие, ставятся такие образовательно-воспитательные задачи:
- определение индивидуальных особенностей малыша, его развития, окружения, интересов;
- программирование воспитательных воздействий;
- разработка и реализация методов и форм, направленных на индивидуальную работу с ребёнком;
- оценка степени эффективности оказанного воспитательного воздействия.
В рамках связи несовершеннолетнего с окружающей средой формируется благоприятная эмоциональная атмосфера. Дети включаются в разные виды деятельности. Ещё одна группа целей направлена на то, чтобы скорректировать влияние разных субъектов социальных отношений ребёнка. В рамках этого процесса может быть оказана социальная помощь семье. Малыш активно вовлекается в диалог с педагогическим коллективом. В этом случае планирование воспитательной работы строится таким образом, чтобы на первом месте была организаторская деятельность.
Структура
Воспитательный процесс состоит из нескольких компонентов – целевого, содержательного, операционно-деятельностного и аналитико-результативного. Поговорим о них подробнее:
- Целевой компонент – это определение целей воспитательного процесса. А они ставятся после того, как в обязательном порядке учтены потребности и интересы ребёнка, тенденции общественного развития.
- Содержательный компонент – это фундаментальные направления, на основе которых прорабатывается весь процесс. Его содержание акцентирует внимание на формировании качеств, которые для конкретного человека являются главными с точки зрения его взаимоотношений с окружающим миром.
- Операционно-деятельностный компонент – педагогические средства, которые учитель реализует в своей работе в целях воспитательной работы. В этом аспекте обучение представляет собой активное взаимодействие субъектов процесса с объектами.
- Аналитико-результативный компонент предполагает оценку эффективности процесса воспитания.
Закономерности воспитания
Как воспитать воспитанного ребёнка? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, как строится процесс, что сделать, чтобы он действительно был эффективным. Сущность воспитания понятна, если изучить его закономерности, то есть внешние и внутренние связи, влияющие на успех достижения поставленных педагогических целей. Чтобы сделать малыша по-настоящему воспитанным, и родителям, и педагогам стоит помнить о некоторых закономерностях процесса:
- Личные интересы ребёнка обязательно должны быть в гармонии с общественными. Важны и задачи педагогического процесса. Главное, чтобы малыш был активным, а для этого у него должна быть мотивация.
- Образование и воспитание влияют на общую культуру человека в сочетании. То есть мы развиваемся, если получаем знания, расширяем свой кругозор и сферу своей деятельности.
- Воспитательные влияния на ребёнка должны быть целостными. Они не могут противоречить педагогическим требованиям.
Таким образом, воспитательный процесс – это целостное понятие, которое позволяет формировать целостность и гармоничность в человеке. Но не стоит забывать о том, что ребёнок – главная ценность в системе человеческих отношений. При этом тут основной нормой является гуманность. А чтобы воспитание было успешным, важно, чтобы ребёнок вовлекался в ту или иную деятельность добровольно, доверял педагогам и родителям. И понимал, что в любом случае он защищён, а его интересы – учтены. Огромное влияние также оказывает любовь родителей, уважение малыша, умение его слушать и понимать.