Личностный подход в обучении и образовании

Все педагогические теории, как правило, обуславливаются той идеальной моделью личности, на которую они ориентированы. Она, в свою очередь, детерминируется социально-экономическими нуждами общества, в котором протекает процесс. В условиях становления рыночной экономики почти нет ни одной области производства или жизнедеятельности, которую не нужно было бы выводить из кризисного состояния. В этой связи все большее значение приобретает творческая, интеллигентная, конкурентоспособная личность. При этом она должна стремиться к постоянному саморазвитию.

личностный подход

Личностно-ориентированный подход

В воспитании основной упор делается на индивидуальное развитие. Все компоненты системы, условия, в которых она функционирует, реализуются с учетом заданного результата. Это, однако, не означает, что в других теориях идеальная модель не рассматривается. Но только личностный подход предполагает приоритетную роль индивидуальных особенностей ребенка. Он используется в школах Монтессори, Селестена Френе, в Вальдорфской системе. Рассмотрим их подробнее.

Вальдорфская школа

Личностный подход в воспитании в первую очередь направлен на признание ребенка как уникального, своеобразного индивида. Это ориентирует преподавателя на трепетное, бережное отношение к детям, со всеми их недостатками и достоинствами. Первоначальная задача взрослого состоит в создании необходимых условий для развития и роста ребенка, главным образом в духовно-нравственном плане.

Историческая справка

Раньше будущее ребенка обуславливалось тем, в какой он семье рождался и развивался. Его родители могли быть интеллигентами, рабочими, крестьянами. Соответственно, семейные возможности и традиции во многом определяли траекторию уровня воспитания и последующего пути. В Вальдорсфской школе социальные условия не имеют такого большого значения. Более того, личностно-ориентированный подход в образовании и развитии ребенка не ставит цель создать человека конкретного типа. Он ориентирован на формирование предпосылок для саморазвития и роста индивида. Школа Монтессори, напротив, основной задачей ставит создание наиболее благоприятных условий для развития ребенка. Что касается системы Френе, то ее особенность в том, что она выстраивается на педагогической импровизации. При ее реализации проявляется свобода творчества и взрослых, и детей.

личностно ориентированный подход в воспитании

Эмоциональное состояние

Используя личностный подход в обучении, преподаватель уделяет внимание не только индивидуальным, возрастным особенностям. Немаловажное значение имеет и эмоциональное состояние ребенка. Проблема его учета на сегодняшний день все еще недоработана. Вместе с этим диапазон состояний – радостное, возбужденное, раздраженное, утомленное, угнетенное и так далее – имеет особое, а в ряде случаев и решающее значение в развитии, формировании позитивного или негативного поведения.

Варианты решения проблемы

Реализуя личностный подход в образовании, преподаватель должен знать, какие эмоциональные состояния наиболее характерны для отдельно взятого ребенка. Учитывая их проявления, взрослый задает условия для гармоничного сотрудничества с детьми, их совместного творчества. Особое значение имеют конфликтные состояния. Они считаются сложными эмоциональными проявлениями. В течение последних нескольких лет личностный подход реализуется через ролевую модель развития ребенка. Такой способ взаимодействия предусмотрен в концепции Таланчука. Автор подчеркивает, что личность представляет собой социальную сущность отдельного человека. Она выражается в уровне освоенности им системы общественных ролей. От ее качества зависит социальная дееспособности индивида. Так, в семье ребенок осваивает соответствующую культуру жизнедеятельности: мальчик познает и реализует функции сына, а впоследствии и отца, девочка – дочери и затем матери. В рамках коллективного взаимодействия индивид постигает коммуникативную культуру. Он может выступать в роли исполнителя или лидера. Впоследствии человек осваивает функции члена рабочего коллектива. В рамках социализации при взаимодействии общества и человека индивид постигает задачи гражданина своей страны. При этом идет интенсивное становление "Я-концепции". Она обогащается новыми ценностями и смыслами.

личностно ориентированный подход в образовании

Нюансы

Стоит сказать, что современная литература и передовая преподавательская практика делает особый упор на личностный подход. Однако это не означает, что проблемы развития ребенка в коллективе и через него снимаются как неактуальные. Напротив, многие вопросы, касающиеся в особенности социализации личности, невозможно решить, не опираясь на воспитательные возможности и силу не столько преподавателя, сколько социальной группы, в которой она находится. Однако упор в такой ситуации делается все же на индивидуальное развитие. Если в советский период воспитание в коллективе и через него зачастую приводило к нивелированию личности, поскольку формировалась для конкретной социальной группы, то сегодня индивид должен получить простор и действительную возможность реализовать свои сущностные силы и способности.

личностный подход в воспитании

Рекомендации

Личностный подход принесет эффект, если преподаватель будет:

  1. Любить детей. Это не означает, что нужно гладить каждого ребенка по голове. Любовь реализуется через доброжелательно-доверительное отношение к детям.
  2. Стремиться понять цели, поступки, мотивы ребенка в любой ситуации.
  3. Помнить, что каждый ученик – уникальная личность. У всех детей есть свои особенности, амплитуда которых очень велика.
  4. Помнить, что каждый ребенок талантлив хоть в чем-то.
  5. Давать шанс исправиться, даже если ученик совершил вопиющий поступок. Не следует помнить зло.
  6. Избегать сравнения детей между собой. Необходимо стремиться искать у каждого ребенка индивидуальные "точки роста".
  7. Помнить, что взаимная любовь будет исходить от сотрудничества и взаимопонимания.
  8. Искать и давать возможность каждому ребенку самореализоваться и самоутвердиться.
  9. Прогнозировать, стимулировать, проектировать творческое развитие детей.
    личностный подход в обучении

Личностно-деятельностный подход

Потенциал человека реализуется через его активность. Данная закономерность легла в основу личностно-деятельностного подхода в воспитании. Ключевым его принципом является активное вовлечение детей в посильные и интересные мероприятия. В рамках анализа организации деятельности школьников особое значение следует уделить ее структуре. В трудах психологов Леонтьева и Рубинштейна деятельность включает в себя потребности, мотивацию, действия, факторы (условия), операции и результаты. Платонов упростил эту схему. В его трудах деятельность представлена в виде цепи, состоящей из мотива, способа и результата. Шакуров предложил системно-динамическую структуру. В ней дополнительно введены представления о фазах активности: ориентировке, программировании, реализации, завершении.

личностно деятельностный подход

Ситуативный метод

Организация деятельности детей должна быть направлена на активизацию мотивационно-потребностной, содержательной и процессуальной сфер. Активность возникает в рамках конкретных условий. В этой связи в рамках воспитания используется ситуативный подход. Он предполагает реализацию нескольких правил:

  1. В любой ситуации преподавателю не следует спешить с принятием решения. Необходимо продумать, взвесить варианты, проиграв несколько стратегий.
  2. При принятии решения следует отдавать предпочтение нравственным приемам выхода из сложившейся ситуации. Это необходимо для того, чтобы дети были уверены в профессиональной честности и справедливости взрослого.
  3. Не следует решать все проблемы, возникшие в сложной ситуации, сразу. Необходимо действовать поэтапно.
  4. По мере развития событий следует корректировать свои решения.
  5. Если допущена ошибка, педагог должен признаться в этом в первую очередь себе и, если необходимо, детям. Это поспособствует повышению авторитета в большей степени, чем желание всегда выглядеть непогрешимым.
    личностный подход в образовании

Заключение

В рамках гуманистической парадигмы необходимо создавать реальные условия, в которых маятник ценностей и преподавателя, и детей смещался к истинно человеческим качествам. В свою очередь, это требует улучшения педагогической культуры общения, творческого самовыражения, диалога. Речь не идет об отказе от традиционных методов и форм воспитания. Имеется в виду смещение приоритетов, повышение качества саморазвития системы.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.