Местным жителям, а также туристам, едущим на отдых в Темрюкский р-н или Анапу, больше не угрожают многочасовые объезды: мост через реку Кубань в Варениковской открыт. В августе прошлого года завершен капитальный ремонт моста, позволивший открыть прямой путь через реки Казачий Ерик и Кубань. Как сообщили журналисты, завершены основные работы на объекте. Последние штрихи, которые осталось сделать, ничуть не мешают автомобилям преодолевать капитально отремонтированный мост через Кубань в Варениковской.
Рабочим еще предстоит потрудиться над обустройством пешеходных дорожек. Но все же главное дело сделано: ремонт моста через р. Кубань, как было обещано, завершен к 1 августа и проезд открыт на радость автомобилистам, как местным жителям, так и туристам, крутящим баранку по направлению к пляжам Анапы.
Когда откроют мост через Кубань в Варениковской?
Этот вопрос в течение полугода беспокоил многих. Долгое время здесь невозможно было проехать. Мост в Варениковской через реку Кубань расположен на участке трассы Анапа - станица Варениковская - Андреева гора. Экспертами «Стройпроекта» в феврале 2016-го объект был признан аварийным. Движение автотранспорта по нему было запрещено. Мост возле станицы Варениковской с уверенностью можно назвать стратегическим. Он является своеобразным связующим звеном между тремя районами. После закрытия переправы жителям одного берега Кубани приходилось добираться до другого, делая огромный крюк величиной почти в сотню километров. Водители реанимобилей из Анапы и Новороссийска с целью избежать пробок на трассе использовали мост через Кубань в Варениковской. «Когда откроют?» - этот вопрос волновал также водителей рейсовых автобусов Анапа — Краснодар, туристов и местных жителей, спешащих на работу.
Сколько продлится ремонт, было никому неизвестно. На время закрытия моста разработали маршруты объезда. Для объезда перекрытого участка у станицы Варениковской предлагались несколько направлений: от Темрюка мимо Краснодара и Кропоткина — до границы Ставропольского края, от Темрюка — до станицы Фонталовской, от поселка Пересыпь — до поселка Соленого, от Крымска — до села Джигинки, от Новороссийска — до Керченского пролива, от Краснодара — до Верхнебаканской.
Больной вопрос
«Мост рядом со станицей Варениковской (Кубань) не выдержит наплыва туристов!» - местные казаки по-настоящему били тревогу. Волновались и за себя, и за 5-милионный край, и за туристов, которым приходилось, как и местным, делать огромный крюк. Мост через Кубань у станицы закрыли на ремонт, но по наблюдениям в течение некоторого времени работы на нем не велись.
Как сообщили активисты корреспондентам местных СМИ, первых рабочих здесь увидели еще осенью, в 2015-м. Тендер на ремонт был получен одной из московских компаний. Рабочие перезимовали на Кубани и уехали, сорвав на дороге бетон и бросив ремонт недоделанным.
«Недобросовестные подрядчики»
Подрядной организацией крайне медленно производились работы. Стало понятно, что им не управиться не только к окончанию срока, но и к концу 2016-го. В связи с этим министерство расторгло договор и повторило процедуру определения подрядчика.
Как сообщили активисты СМИ, им стало известно, что контракт с недобросовестными подрядчиками был расторгнут. В течение двух лет этой компании запрещено проводить ремонтные работы в Краснодарском крае.
Опасения
Больше всего жители станицы Варениковской боялись лета. Населенный пункт расположен в 30 км от Азовского и Черного морей. Обычно в курортный сезон трасса бывает перегруженной. Многие легковые машины вынуждены будут направиться через станицу, которая в результате окажется парализованной: поселение не готово к такому транспортному потоку.
Но тревожнее всего было то, что от исправности моста возле Варениковской часто зависит жизнь человека. Автомобилям скорой помощи из Анапы, Раевской и Новороссийска преимущественно приходится переезжать реку именно в этих местах. Жители волновались, что из-за затянувшегося ремонта моста «скорые» будут задерживаться в образовавшихся заторах.
Другие ремонты
Одновременно с этим ремонтом проводился ремонт мостов через Кубань в поселке Стрелка (в 60 км от Варениковской) и в г. Темрюке. Некоторое время там было возможно реверсивное движение. Жители опасались, что, когда мосты перекроют полностью, дорога через станицу станет для всех большим испытанием.
Неужели придется вспомнить о пароме?
Такая возможность станичников не радовала. Варениковская является первой в крае станицей на левом берегу Кубани. Когда-то здесь находился обменный пункт между горцами и казаками. Затем здесь устроили паромную переправу. «Неужели жителям опять придется вспомнить о пароме и лодках?» - недоумевали казаки. На дворе 21 век, а все к тому шло, делятся станичники с журналистами, ведь район был отрезан и что-то надо было решать.
Ремонт завершен
Вопрос о том, когда откроют мост через Кубань в Варениковской, в течение полугода интересовал также и сотрудников местных СМИ. Они следили за перипетиями ремонта и сообщали о них в новостях. Теперь жителям района и другим автомобилистам они могут сообщить приятную весть: открыли уже мост через Кубань в Варениковской.
Строителями реконструкция моста через Кубань была закончена раньше запланированного срока. Ежедневные путешествия станичников и туристов тем самым досрочно сокращены на несколько часов. Сейчас журналисты с радостью констатируют, что о продолжительном ремонте напоминают только дорожные рабочие, которые заканчивают установку ограждения.
Как сдавался объект?
По словам побывавшего на мосту с проверкой заместителя министра дорожного хозяйства и транспорта Краснодарского края Юрия Сурженко, для того чтобы в срок сдать объект, подрядчик приложил немало усилий. Еще в сентябре прошлого года был заключен контракт на проведение капитального ремонта моста. Но первый подрядчик, которым были начаты работы, оказался недобросовестным. Контракт был расторгнут, провели повторные торги.
К работе нового подрядчика претензий нет. Завершение всех работ было запланировано на конец ноября. Несмотря на это, движение запущено уже в августе. Раньше автомобилисты (туристы и местные) тратили на объезд не менее часа, теперь они едут на курорт и на работу по наиболее короткому пути. Навигационные системы туристов ведут к курортной Анапе, минуя мост через Кубань в Варениковской. «Когда откроют объект?» - это был очень злободневный вопрос как для жителей, так и для организаторов и исполнителей ремонта. Специалисты уверены: несмотря на интенсивность движения, отремонтированный мост теперь будет служить долго.
Благодарность автомобилистов
Первыми ценителями масштаба проделанных работ стали местные жители, которых особенно интересовал вопрос, когда откроют мост через Кубань в Варениковской. Водители, проезжая по отремонтированному мосту, благодарно сигналят людям в яркой дорожной форме. Ведь их труд избавил станичников от необходимости преодолевать лишних 100 км в объезд по пути к родным или на работу.
Особенности ремонта
Чрезмерная плотность трафика большегрузов привела к тому, что асфальтовое покрытие на мосту приобрело волнообразную форму и начало рассыпаться. По такой дороге ездить стало опасно для жизни.
Известно, что капитально за ремонт данного моста не брались с 1978 года, то есть с момента постройки. Вначале был задуман один проект, не предусматривающий замену балок. Но когда было снято старое дорожное покрытие, подрядчики пришли к выводу, что старое перекрытие требует срочной замены. Поэтому были установлены новые балки, обустроена удобная проезжая часть шириной 9,5 м.
Качество исполнители работ уверенно гарантируют. Параллельно с этим ремонтным участком открыт еще один мост через Казачий Ерик на обходе и г. Темрюк. Этот объект, как сообщили журналистам подрядчики, также не ремонтировался более сорока лет. Теперь местным жителям и отдыхающим, активно интересовавшимся, когда откроют мост через Кубань в Варениковской, можно значительно сократить время поездки из г. Краснодара до курортов на Крымском полуострове и Азовском побережье.
Проблема
Автодорожная доступность морских портов и курортов, как подчеркнул на январском совещании губернатор В. Кондратьев, является крайне недостаточной. Общая протяженность побережья - 400 км, но к нему ведут только две дороги: А-146 (Краснодар — Новороссийск) и М-4 «Дон» (Краснодар — Джубга).
Систематически магистрали ремонтируются, этим создаются дополнительные трудности для автотуристов в курортный сезон. Поэтапным ремонтом отнюдь не увеличивается пропускная способность подъездов к побережью. Для того чтобы снять напряжение с магистралей, необходимо перевести их в статус дорог 1-й категории, то есть превратить в трехполосные, подчеркнул губернатор. Чиновником было дано поручение специалистам разработать стратегию развития сети дорог края. Министром курортов края Е. Куделей также были связаны в одно пробки на автомагистралях и проблемы ремонта дорог. Глубинная причина заторов, по мнению министра, кроется в недостатках системы формирования и распределения бюджетных средств.
Тонкости вопроса
Вопрос о перипетиях ремонта моста у станицы Варениковской не утратил своей злободневности после возобновления автомобильного движения по отремонтированной трассе. Бдительными пользователями сетей замечены некоторые тонкости, мимо которых прошли журналисты. Группа авторов одной из статей предлагают интернет-сообществу обратить внимание на следующее. По их мнению, если ремонтные работы на мосту, начатые первым подрядчиком, который в материалах СМИ определен как «нерадивый», остановлены ввиду аварийного состояния объекта, то подрядчик в этом вовсе не виноват. Государственный контракт с подрядчиком, получившим тендер на ремонт, обязательно расторгается в случае выявления в конструкциях сооружения дефектов, не обнаруженных на этапе предпроектного обследования объекта. Такие дефекты невозможно устранить в ходе ремонтных работ, необходим капитальный ремонт или реконструкция моста.
Журналисты позволили себе огульно обвинить в срыве ремонтных работ подрядную организацию, не разобравшись во всех тонкостях вопроса. Между тем дотошные исследователи обнаружили информацию о том, что данный объект за последние полтора года «торгуется» уже в 4-й раз. Это дает основания подозревать, что предыдущие конракты постигала та же участь. Вся эта история свидетельствует о некомпетентности не подрядчика, а как раз заказчика, т. е. Министерства строительства, отвечающего также за архитектуру и дорожное хозяйство, не обеспечившего качественного контроля во время проектирования моста, а также при заключении предыдущих сделок. Как результат – ставшее всем известным аварийное состояние моста.
Много вопросов в этом деле остается и к проектировщикам, недобросовестно выполнившим свою работу, и к заказчику, принявшему данную работу с ошибками в оценке состояния объекта. А ведь если бы его «неремонтопригодность» была установлена вовремя, мост можно было бы провести по другой статье финансирования и сэкономить средства, а также время и нервы налогоплательщиков.