Наверное, нет ни одного автомобиля, в котором бы не устанавливался стартер. "Нива Шевроле" - не исключение. Иногда стартер выходит из строя, но так как устроен он просто, восстановить его своими руками не составит труда. Нужно только знать типичные неполадки этого агрегата и уметь их устранять. Устроен он достаточно просто, и в нем легко можно разобраться.
Даже если машины «Шевроле Нива» новые, от выхода из строя стартера никто не застрахован. Часто может иметь место и производственный брак. Поэтому нужно уметь диагностировать эти узлы. Также важно знать устройства узла и принцип его действия. Надеемся, после этой статьи даже новички смогут самостоятельно обслуживать стартер.
Как устроен стартер?
«Нива Шевроле» оснащается элементом с электрическим мотором постоянного тока. В действие он приводится за счет электромагнитов. Последние дополнительно оснащены редуктором планетарного типа и тяговым реле.
Номинальная мощность составляет 1,55 кВт. Потребляемый ток в режимах максимальных мощностей составляет не более 375 А. В момент торможения, ток может достигать уровня в 700 А. На холостом ходу нужно не более 80 А.
Стартер состоит из 28 деталей. В структуре мотора находятся магниты, работающие на постоянном токе. Все детали находятся в корпусе, а якорь с крышкой стянуты шпильками. Вал якоря закреплен на опоре, а также в крышке. Когда элемент вращается, то крутящий момент передается на приводной вал. Помогает стартеру в этом планетарный редуктор.
В составе последнего также имеется «водило» и шестеренки с внутренним зацеплением. Вращаются они при помощи игольчатых подшипников. Что еще входит в стартер? "Нива Шевроле", кроме перечисленного, укомплектовывается щеточным механизмом.
Принцип действия
Когда водитель поворачивает ключ в замке зажигания, то контакты замыкаются, проходя через реле стартера. "Нива Шевроле" и ее двигатель находятся пока в выключенном состоянии. Питание подается на удерживающую и тяговую обмотку. Магнитное поле в них с определенным усилием тянет якорь в корпус, тем самым сжимая возвратную пружину.
После этого якорь толкает шток и контактную пластину. Она замыкает контакты на втягивающем реле. Электрический мотор стартера начинает крутиться. Вместе с этим вилка якоря выдвигает бендикс стартера ("Нива Шевроле 1600" тоже им оснащается). На бендиксе установлена шестерня. Она входит в зацепление с маховиком на двигателе автомобиля.
Когда маховик будет вращаться быстрее, чем стартер и шестеренка бендикса, в дело вступает обгонная муфта. Она не дает крутящему моменту предаваться на бендикс и затем при помощи рычага отходит назад. А за счет возвратной пружины, деталь уходит в свое изначальное положение, когда двигатель запускается.
Стартер и поломки
Какие имеет поломки стартер? «Нива Шевроле», как, впрочем, и любой другой автомобиль, эксплуатируются достаточно интенсивно. Это приводит к выходу узла из строя. Чтобы начать ремонт, прежде необходимо выявить причину поломки. Только так можно вернуть этому важному узлу его работоспособность. Если выполнять ремонтные работы самостоятельно, то можно обойтись минимальными затратами. Например, если на автомобиле «Нива Шевроле» не крутит стартер, то зачастую причина скрывается не в поломке узла, а в разряженном АКБ.
Чтобы двигатель автомобиля снова исправно заводился, достаточно зарядить аккумулятор. Но АКБ может быть и исправной. Тогда специалисты рекомендуют проверить провода – их клеммы и контакты могли окислиться.
Неполадки при запуске стартера
Некоторые проблемы в работе стартера можно диагностировать по тому, как запускается двигатель автомобиля. К примеру, если после нескольких попыток не включается тяговое реле стартера, «Нива Шевроле» может не запуститься. Это теоретически связано с обрывом витков реле. Но на практике такое случается очень редко. Такая проблема решается заменой проводов, очисткой контактов, заменой или подзарядкой АКБ.
Стартер крутится слишком медленно
Нужно убедиться в том, что аккумуляторная батарея достаточно заряжена. Далее проверяют состояние проводов и клемм. К таким неполадкам может приводить слишком раннее зажигание. Оно может вызывать так называемые обратные вспышки, которые работают против стороны вращения коленчатого вала. Мощность будет передаваться на стартер, когда тот находится в зацеплении с маховиком. При этом значительно снижается эффективность.
Нередко такие симптомы говорят о проблемах в электрической части устройства. Диагностику можно провести только после демонтажа и разборки. Но сразу отметим, что проблемы будут связаны с подгоревшим коллектором либо с замыканием в его пластинах. Чаще всего просто изношены или подвисли щетки в электрическом моторе.
Стартеру не удается провернуть коленчатый вал
Такие проблемы тоже случаются. Стартер проектируется для работы при определенных оборотах. Если провода повредились по причине коррозии, если они подвержены загрязнению, то это может стать причиной медленного вращения или даже полного отказа узла.
Вторая причина – шестеренка, которая по каким-то причинам не может войти в зацепление с маховиком коленчатого вала. Также может проскальзывать муфта. Иногда причина такого поведения в заблокированном двигателе.
Стартер вращается, но коленчатый вал не проворачивается
Если стартер крутится, но двигатель при этом не работает, тогда специалисты рекомендуют проверить состояние зубьев на маховике и шестеренке бендикса. При интенсивной эксплуатации автомобиля возможен критический износ этих зубьев. Проверяют их состояние через специальное монтажное отверстие. Заменить их можно, купив рекомплект на стартер «Нива Шевроле». Цена его держится около 500 руб.
Такие же симптомы проявляет и неработающий блок привода. Если шестеренка стартера хорошо входит в зацепление с маховиком двигателя, но не вращается, следует проверить стартер на уровень износа и наличие других механических повреждений. Узел может быть неправильно установлен.
Что касается ремкомплектов стартеров для автомобилей "Шевроле Нива", комплектации и цены у них могут сильно колебаться. Но чаще всего производители учитывают все детали, которые подвержены износу и подлежат замене.
Диагностика
Итак, первым делом устройство присоединяют к АКБ и к мультиметру. Подключаться можно через контактный болт на тяговом реле. Рекомендуется использовать для этого провода, сечение которых составляет не менее, чем 1,6 кв. см. Также следует убедиться в том, что щетки хорошо притерты к коллектору, а температура узла нормальная.
Цепь из стартера, аккумулятора и мультиметра поможет продиагностировать устройство. Замыкают выключатель подачей 12 В на клемму. Такую процедуру проводят трижды, постоянно меняя условия торможения. Цепь включается на короткие временные промежутки.
Если узел не вращается, и в работе его слышен посторонний шум, легко сделать вывод, что устройство неисправно.
Так же испытывают стартер в полном торможении. Этот способ диагностики позволяет выяснить причины поломки и поможет успешно отремонтировать агрегат. Для этой процедуры необходимо включить стартер и в тот же момент проверить показания амперметра. Выполняют замеры напряжения мультиметром, а также замеряют момент торможения. Ток должен быть не выше, чем 700 А. Напряжение – не более 5 В, а тормозной момент – меньше чем 13,72 Нм.
Если показатели другие, то стартер неисправен. Если ток выше, а момент ниже, значит, причина неисправности связана с замыканием внутри обмотки якоря. Стоит проверить витки. Также возможно замыкание на массу якорной обмотки.
Демонтаж своими руками
Эти способы диагностики можно провести, только если демонтировать устройство. А чтобы это сделать, нужно знать, как снять стартер. На «Шевроле Нива» это производится следующим образом:
- Перед демонтажем необходимо отсоединить провод с минуса АКБ. Судя по советам владельцев, лучше всего демонтируется стартер через нижнюю часть автомобиля. При этом нужна эстакада либо яма. После того как АКБ отсоединена, снимают защиту двигателя.
- Сам стартер закреплен на трех болтах. Чтобы демонтировать устройство, нужно просто открутить их. Нижний болт откручиваю снизу – это удобней. Два остальных болта лучше отворачивать сверху. Наиболее проблемным считается верхний болт.
- После отворачивания гаек, демонтируют тепловую защиту. Со стороны КПП отгибают жестянку, а снизу откручивают удерживающий эту жестянку болт. Далее стартер можно аккуратно вытянуть. Причем тянуть лучше вместе с проводами. Их здесь всего два.
Первым делом агрегат очищают, освобождают контакты и крепления от грязи, смазывают механизм. При необходимости, выполняют замену вышедших из строя деталей. Можно установить и новый стартер «Нива Шевроле». Цена на новые узлы, в зависимости от производителя, от 4 000 р.
Заключение
“Шевроле Нива” – это отечественный автомобиль повышенной проходимости. Его приобретают те, кому категорически не нравится качество отечественных дорог. Это недорогие и сравнительно доступные автомобили. Так, для тех, кто решил приобрести внедорожник "Шевроле Нива", комплектации и цены начинаются от базовой - L, где есть штампованные колеса и центральный замок, за 545 тысяч рублей. Максимальная же версия - LE, с кондиционером и электропакетом, стоит 629 тысяч рублей.