«Анархия» - это термин, который в сознании большинства людей является синонимом понятию «хаос», «беспорядок». Однако в социологии и политологии этот термин имеет несколько иное значение. В статье мы подробнее разберемся в понятии, происхождении, основных учениях и направлениях анархизма. Более подробно разберем такое направление, как анархо-капитализм. В чем его суть и отличие от других направлений анархизма? Постараемся выяснить далее в статье.
Понятие
Анархизм – это общественно-политическое и социально-экономическое учение, которое отрицает необходимость существования государства. Интересы мелкого крестьянства и малого бизнеса противопоставляются интересам крупных корпораций.
Существует миф, что анархизм – это одно из направлений социализма. Он сложился в нашем сознании после революции и гражданской войны: верным союзником большевиков на территории современной Украины долгое время были анархисты Нестора Махно.
Однако это абсолютно неверно. Анархизм, а особенно одно из его направлений – анархо-капитализм, – наоборот, отрицает создание крупных общественных корпораций. Социализм – как предварительная стадия коммунизма – хоть и предполагает создание единого справедливого и равного общества, но при господствующей роли государства, во главе которого и должны находиться «правильные люди» - большевики, эсеры, пролетарии и др. Фактически, это направление также призывает к созданию корпорации, только, в отличие от капитализма, с одним-единственным собственником – государством.
Философской основой анархизма являются индивидуализм, субъективизм, волюнтаризм.
Направления
На сегодняшний день выделяются два крупных направления анархизма:
- Анархо–индивидуализм.
- Анархо-социализм.
Идеологически это абсолютно два противоположных направления. Их объединяет только одно – идея отказа от государства. Все остальные взгляды диаметрально противоположные. Анархо-социализм, скорее, относится к левому течению, наряду с коммунизмом, социализмом и пр. Анархо-индивидуализм – это, скорее, правое течение. Его принципы развивал Макс Штирнер, Генри Дэвид, Мюррей Ротбард и др. Оба блока также подразделяются на различные течения, каждое из которых имеет свои взгляды на те или иные процессы.
Основные направления индивидуализма
Анархо-индивидуализм подразделяется на следующие направления:
- Анархо-капитализм. Здесь мы не будем подробно его расписывать, так как этому направлению будет посвящена большая часть нашей статьи.
- Анархо-феминизм. Движение зародилось в США в начале XX века. Ярким представителем его можно считать Эмму Гольдман – «красную Эмму». Эта женщина иммигрировала из России еще до революции, и обосновалась в США. Анархо-феминистки также выступали против государства как аппарата по навязыванию традиционно сложившихся концепций семейных отношений, образования и гендерных ролей. Эмма Гольдман сегодня являлась бы ярой правозащитницей, которая бы продолжала бороться за равноправие женщин, за права секс-меньшинств и др. Брак, считала она, - это обычный экономический контракт между мужчиной и женщиной. И эти взгляды она обрушивала на массовое сознание через выступления, публикации книг еще сто лет назад, когда западное общество сохраняло свою религиозность и традиционализм.
- Зелёный анархизм – акцентирует внимание на проблеме охраны окружающей среды.
- Анархо-примитивизм – призывают отказываться от высоких технологий, которые, по их мнению, только закрепляют положение власть имущих и эксплуатацию. И др.
Основные направления анархо-социализма
Анархо-социализм – это течение, которое призывает бороться с любой формой эксплуатации, частной собственностью как с основной причиной социальной стратификации (расслоения) общества на богатых и бедных. Подобные взгляды и были в умах анархистов Нестора Махно во времена революции и гражданской войны. Направление отличается от классического большевизма лишь тем, что последнее призывало ввести диктатуру пролетариата, т. е. фактическое создание одного класса выше другого. Анархо-социализм же и вовсе отрицает наличие любого господствующего класса либо сословия. Основные его направления:
- Мутуализм (мютюализм). В его основе лежит принцип взаимопомощи, свободы, добровольного контракта. Основоположником направления считают Пьера Жозефа Прудона, работы которого появились в XVIII веке еще до того, как окончательно оформились анархические течения.
- Анархо-коммунизм. Сторонники этого течения считали, что нужно создавать самоуправляющиеся коммуны, в которых должно быть организовано коллективное использование средств производства.
- Анархо-коллективизм или радикальный коллективизм. Сторонники данного течения призывали к революционному пути свержения власти. В отличие от предыдущего направления, анархо-коллективисты считают, что в общинах каждый должен получать справедливую плату, исходя из своих заслуг. Банальная «уравниловка», по их мнению, приведет к созданию массы тунеядцев, которые, как «паразиты», будут использовать чужой труд.
- Анархо-синдикализм. Сосредотачивает свое внимание на рабочем движении. Его сторонники стремятся к отказу от системы наемного труда и частной собственности. В средствах производства они видят причину разделения общества на собственников и наемных работников. И др.
К сожалению, в рамках одной статьи трудно вкратце передать основные различия между направлениями анархизма. Однако в нескольких словах можно сказать, что анархо-капитализм – это противоположное значение анархо-социализму. Последнее полностью отказывается от любых идей частной собственности, капитализма, наемного труда. Первое, наоборот, приветствует эти идеи. Более подробно про него пойдет речь далее в статье.
Зарождение анархо-капитализма
Анархо-капиталистическое направление также называют «либертарианский анархизм». Впервые термин был введен Мюрреем Ротбардом. Возникновение этого направления датируется шестидесятыми годами XX века в США. Хотя его теоретическая база уходит своими корнями в середину XIX века, к работам рыночных теоретиков, одним из которых был Густав де Молинари.
Концепция
Рыночный анархизм – другое название анархо-капитализма – основывается на вере в свободное владение частной собственности. Он отрицает государство как институт власти, так как оно мешает поддержке конкурентноспособного рынка. В свое время знаменитый реформатор – Е. Гайдар – говорил: «рынок все расставит на свои места». Хотя российский премьер-министр и не был сторонником данной философии, но в этой его фразе прослеживается одна из идей рыночного анархизма. Во главу угла ставится идея свободных рыночных отношений, завязанных на добровольных началах. Именно этот принцип и послужит становлению стабильного общества, которое само может организовать правопорядок, создать самостоятельно законодательную базу, защиту и необходимую инфраструктуру, организованную через коммерческую конкуренцию.
Цели
Сам Мюррей Ротбард понял, что государство – это, говоря современный языком, организованная преступная группировка, которая занимается фактически грабежом через налоги, сборы, пошлины, лицензии и др. Почти все современные капиталистические правительства превратились в ставленников крупных финансовых магнатов. Капитализм, по мнению теоретика, – это преобладание мелких собственников, а сегодня мы видим, что мелкий бизнес по всему миру сдает свои позиции во всех экономических отраслях. Вместо тысячи мелких частных предпринимателей мы наблюдаем одного крупного магната, который распространяет свое влияние на многие страны.
Поэтому современное либертарианство и анархизм имеют общие цели с социалистическими и коммунистическими идеологиями – все они призывают нарушить существующий строй, который сложился в мире.
Идеи будущего общественного устройства
У данного философского направления много критиков среди экономистов, политологов и социологов. Даже социалисты и коммунисты с идеями «светлого будущего», «социального равенства», «свободы», «братства» не призывают отказываться от государства как от регулятора общественных отношений. Главный же теоретик анархо-капитализма – Мюррей Ротбард – наоборот, призывал полностью отказаться от него. Как же тогда должно функционировать капиталистическое общество, в котором частная собственность должна свято охраняться? Для этого необходимо создавать частные охранные структуры, которые должны действовать на конкурентной основе. Финансироваться они должны не из налогов, а из частных фондов. Личная и экономическая деятельность должна регулироваться естественными законами, рынком и с помощью частного права. Общество, по мнению теоретиков данного философского направления, в скором времени на интуитивном уровне поймет, как необходимо жить. Люди откажутся от многих преступлений, так как именно государство и является первопричиной их совершения.
Реально ли воплотить в жизнь идеи либертарианства?
Многие считают идеи либертарианства абсолютной утопией. В качестве основного аргумента они приводят то, что природа людей такова, что невозможно искоренить такие человеческие пороки, как зависть, злоба, предательство, желание воспользоваться чужим трудом, стремление завладеть чужим имуществом и др. Вспомним психологический тест: «Если в супермаркете вы увидите, что продукты никто не охраняет, что вы сделаете?». Правильным ответом на него будет тот, который предлагает украсть в супермаркете продукты. Другие ответы считаются психологами нечестными, скрывающими истинную суть испытуемого. Т. е. природу человека невозможно изменить, поэтому сам он, без помощи внешнего силового регулятора, не научится жить «правильно». Все идеи, которые призваны изменить природу человека через создание различных социальных условий, считаются утопическими. Поэтому и рыночный анархизм следует считать таковым. Однако некоторые верят, что либертарианство можно воплотить в жизнь. Для этого должны возникнуть определенные условия. О них подробнее поговорим далее.
Условия для реализации идеи рыночного анархизма
Итак, чтобы идеи Мюррея Ротбарда воплотить в жизнь, должны наступить следующие условия:
- Господство власти этики. В обществе, где все продается и все покупается, трудно воспитывать личность в духе «так нельзя», «нехорошо» и т. д. Сегодня мы видим, что дети мультимиллионеров нарушают все законы: они не соблюдают скоростной режим на дорогах, им можно оскорблять представителей правопорядка, пренебрежительно отзываться о стране, в которой они живут и др. «Простым» гражданам такое поведение не прощается: они, как правило, получают самое суровое наказание. Только там, где этика и ценность свободы превалируют над звонкой монетой, возможно построение идеального общества.
- Создание нескольких институтов. Если государство будет отсутствовать, то его функции должны выполнять другие социальные институты. Они должны обладать силой и авторитетом, в противном случае будут бесполезны. Главное условие – их должно быть несколько, иначе вместо одной формы государства мы получим другую: теократию, клан, дикий капитализм и др.
- Единая ценностная система. Либертарианстская система будет функционировать только в том случае, если все члены общества будут придерживаться идеи анархо-капитализма. При появлении значимого количества людей, игнорирующих его принципы и власть институтов, система будет быстро разрушаться.
Символика анархо-капитализма
Мы осветили теорию либертарианства. Немного скажем о символике. Знаменем анархо-капитализма считается черно-желтый флаг. Черный цвет – традиционный символ анархизма. Желтый – символизирует золото, средство обмена на рынке без участия государства. Черно-желтый флаг встречается в различных вариантах. Отсутствует строгое расположение цветов. Иногда на нем присутствуют различные изображения: корона, знак доллара и др.
Анархо-капитализм в России
В нашей стране мало людей, которые придерживаются взглядов рыночного анархизма. У нас, если и находятся последователи анархизма, то это, скорее, сторонники анархо-синдикализма, которые создают различные молодежные субкультуры. Социологи отмечают, что современные неоанархисты, как правило, не понимают базовую идеологию анархо-синдикализма, они используют только символику – красно-черные флаги. На всех мероприятиях с их участием звучат, как правило, только антифашистские лозунги.
Цель неоанархизма в России
Современный неоанархический протест в России, пожалуй, единственная непартийная принципиально уличная инициатива, неподконтрольная власти. Его лидеры считают, что цель движения – борьба с фашизмом, а также с его первопричиной – капитализмом, который и порождает социальное неравенство и миграцию в современном виде.