Романский стиль в архитектуре неразрывно связан с той исторической эпохой, в которой он развивался. В XI-XII веках в Европе были непростые времена: существовало множество небольших феодальных государств, начались набеги кочевых племен, бушевали феодальные войны. Все это требовало массивных крепких зданий, которые не так легко разрушить и захватить.
В крепость превращались как личные жилища феодалов, так и христианские строения, поскольку кочевники нападали как на владельцев земли, так и на монастыри в надежде захватить как можно больше золота и других ценностей. В предыдущих строениях никто уже себя не чувствовал в безопасности.
Влияние религии на стиль
Распространению стиля по Европе поспособствовали монашеские ордены бенедиктинцев и цистерианцев. Они возводили надежные крепости вокруг своих монастырей, как только селились на новых территориях.
Христианская романская архитектура существенно отличалась от античной как внешне, так и целью использования. В Греции и Риме храмы божествам строились для того, чтобы их задобрить. Для этого главный акцент делался именно на почитании бога, а не на комфорте и количестве людей, которые в них находятся.
Романская же архитектура Средневековья делала акцент на вместительности. В храме должно было помещаться максимальное количество людей. При этом значительная его часть отводилась также под библиотеку и вместилище религиозных артефактов и простых богатств. Такое здание должно было быть огромным, мощным, надежным.
Поскольку средневековая культура обращала внимание на античность, то и за основу плана храма брались первые византийские базилики:
- Центральный, боковые и поперечный неф.
- На пересечении нефов - башня.
- Фронкирующие башни на западном фасаде.
- Апсида в восточной части.
И хотя схемы планов монастырей были универсальными, все они немного адаптировались к местным условиям и особенностям использования каждым орденом монахов. Все это стало причиной развития романской архитектуры.
Отличительные черты внутреннего устройства
Романская архитектура Западной Европы имеет два композиционных типа сооружений церкви:
- базилики - прямоугольные простые строения с приставленной апсидой в восточной их части;
- круглые здания с равномерным размещением апсид.
Организация внутреннего пространства и сам объем помещений существенно изменились, особенно у базилик. Появляется новый романский тип, в котором одинаковое пространство нефов, что стало больше похоже на залы. Это обрело особенную популярность в Испании, Германии и Франции на территории между Гаронной и Луарой.
Внутри храмы делятся в основном на квадратные пространственные блоки. Это было новшеством для того периода. Это одна из главных особенностей романской архитектуры.
Важно было также создать условия для воздействия на молящихся самим зданием. Его степень зависела от способа выполнения свода и стен. Существовало несколько способов перекрытия: плоское балочное, купола на парусах и цилиндрический свод. Однако самым популярным было крестообразное без ребер. Это не только украшало и обогащало сам интерьер, но и не портило продольный характер организации пространства.
Романский стиль в архитектуре диктовал четкие геометрические соотношения в плане здания. Главный неф был в два раза шире, чем боковые. Своды держались на пилонах. Между двумя теми, что держат нагрузку и боковых, и главного нефа, обязательно располагался один пилон с нагрузкой только от бокового. Это могло бы создать условия для воплощения архитектурного ритма, где более толстые опоры чередуются с тонкими. Но этот стиль требовал строгости, а значит, все пилоны должны быть одинаковыми. Это же создавало эффект визуального увеличения внутреннего пространства.
Особое внимание уделялось апсиде, которая богато декорировалась. Для этих целей создавались фальшивые глухие арки (часто в несколько ярусов), стены украшались живописью, накладками, разными выступами. Особое внимание в интерьере уделялось декорирования колонн и пилонов.
В орнаментах начинают активно появляться растительные и животные мотивы. Их использованию и развитию романская архитектура Средневековья обязана все тем же кочевым племенам, представители которых часто оседали на здешних землях и ассимилировались с местным населением.
Во внутреннем убранстве храмов активно использовалась и скульптура. Ее еще называли проповедью в камне. Фигуры, изображающие библейских персонажей и мотивы из священной книги, часто устанавливали в порталы. Это оказывало примерно такое же воздействие на прихожан, как и молитва с обычной проповедью.
Экстерьер романских храмов
Внешне романская архитектура - это простые по форме блоки, такие же, как и внутреннее пространство помещений. Для нее характерны небольшие окна. Это делалось потому, что стекла начали использовать значительно позже.
Само здание - это композиция из нескольких объемов, центральное место в которой занимает главный неф с полукруглой апсидой. Он дополняется одним или несколькими поперечными нефами.
Также для этого стиля характерно использование башен, которые располагаются по-разному. Как правило, две из них устанавливались на фасадной стороне и одна на месте пересечения нефов. Наиболее украшенной частью становится задний фасад, на котором размещаются различные архитектурные детали. Чаще всего это порталы со скульптурами. Это достигается за счет большой толщины стен, которые позволяют делать внушительные углубления, в которых с легкостью помещаются сложные скульптуры.
Значительно меньше внимания уделяется боковым фасадам. А вот высота зданий увеличивается по мере развития стиля. На его заре расстояние от пола главного нефа до основания свода достигает двукратной ширины этой архитектурной части здания.
Отличительные черты архитектурного стиля
Главные черты романской архитектуры состоят в том, что этот стиль усовершенствовал классическую деревянную базилику с плоским перекрытием, преобразовав ее в сводчатую. В первую очередь своды начали появляться на небольших пролетах боковых нефов и апсиды. С развитием стиля они появились и над главными нефами.
Часто своды были достаточно толстыми, поэтому и стены, и пилоны должны были выдерживать огромную нагрузку, из-за чего их проектировали с большим запасом прочности. Бывали случаи, когда зодчие ошибались в расчетах и своды заваливались на финальных этапах строительства.
Развитие науки и строительства, а также необходимость в больших площадях перекрытий способствовали тому, что и стены, и своды постепенно начали облегчаться.
Арка и свод
Популярностью свод обязан необходимости перекрывать большие площади. Деревянные балки с этим уже не справлялись. Наиболее простыми по конструкции были именно цилиндрические своды, которые были довольно массивными и давили на стены своим весом, от чего их и делали очень толстыми. Наиболее известный памятник романской архитектуры с таким сводом над центральным нефом - Нотр-Дам дю Пор (г. Клермон-Ферран). Со временем стрельчатая форма арки пришла на смену полукруглой.
Чтобы реализовать возможность возведения круглых сводов, зодчие обратились к традициям античной архитектуры. В Риме строились прямые крестовые своды над квадратными помещениями. Романская архитектура их немного видоизменила: для перекрытия стали использовать два полуцилиндра, которые располагались крестом относительно друг друга. Диагональные ребра пересечения принимают на себя нагрузку свода и передают ее на 4 опоры по углам. Эти ребра пересечения архитекторы строили как арки-подкружала, чтобы облегчить конструкцию. При увеличении высоты цилиндров до такой степени, что линии пересечения становятся не эллиптической, а полукруглой формы, получается повышенный крестовый свод.
Полнотелые своды требовали надежной опоры. Так появился романский составной пилон. Основная его часть добавлялась полуколоннами. Последние играли роль опоры для гуртовых арок, от чего уменьшался распор свода. Жесткое соединение гуртовых арок, пилонов и ребер позволило распределить нагрузку от свода. Это было прорывом в архитектуре. Теперь ребро и арка стали каркасом свода, а пилон - стены.
Позже появились ребристые крестовые своды. Их строили так, что сначала выкладывали торцевые арки и ребра. На пике развития стиля их делали повышенными, от чего диагональная арка становилась остроконечной.
Боковые нефы часто перекрывались не крестовыми, а цилиндрическими сводами. Их также часто использовали и в гражданском строительстве. Все эти особенности архитектурных форм станут основой готики, которая позже их усовершенствует.
Особенности строительства
Основные шедевры романской архитектуры созданы из камня. Известняк, которого было вдоволь вдоль реки Луары, привлекал людей тем, что легко обрабатывался и был относительно легок. Это позволяло перекрывать им небольшие пролеты без использования громоздких подпорок. Его также применяли для наружной облицовки стен, поскольку в нем было легко делать декоративные орнаменты.
В Италии главным отделочным камнем был мрамор. Его цветовые комбинации позволяли создавать впечатляющие декоративные эффекты, что стало главной особенностью романского стиля в этой стране.
Как строительный материал камень использовали в виде отесанных блоков для создания тесовой кладки и бутовый для усиления стен. Его потом облицовывали плитами из тесанного камня, иногда с декоративными элементами. В Средневековье строительные блоки делали намного меньшими, чем в Античности. Это было связано с тем, что так строительный материал проще добывать в каменоломне и доставлять к месту использования.
Не во всех регионах было достаточно камней. В них люди делали сильно обожженные кирпичные блоки, которые были толще и короче современных. Кирпичные памятники архитектуры того периода до наших дней сохранились в Германии, Англии, Италии и Франции.
Светское строительство
Общественная жизнь в средневековой Европе была достаточно замкнутой. Городские поселения образовывались там, где раньше были охранные пограничные лагеря Римской Империи. Многие из них были на значительном удалении друг от друга, а еще обособленно стояли владения феодалов, вокруг которых также начали селиться люди. Из-за невозможности быстро перемещаться между отдаленными поселениями многие из них жили практически изолированно друг от друга. Поэтому в архитектуре разных местностей есть свои особенности. Так, романская архитектура Германии только отдаленно похожа на английскую, как и последняя на итальянскую. Но все же у них у всех есть общие черты.
Как уже говорилось ранее, в те времена было много войн, которые принесли с собой кочевые племена. Также случались и распри между феодалами за право владения той или иной территорией. Поэтому нужны были средства пассивной защиты. Ими стали форты и замки.
Их обустраивали на берегах обрывистых рек, на краю скалы, окружали рвом. Большое значение здесь играли внешние стены. Их делали высокими и толстыми из камня или кирпичных блоков. Вход в крепость был один или несколько, но обязательно все они должны были быстро перекрываться, отрезая путь противнику внутрь.
В центре города или замка располагалась башня феодала - донжон. Она была в несколько этажей, каждый из которых имел свое назначение:
- в подвале - тюрьма;
- на первом - кладовые;
- второй - комнаты владельца и его семьи;
- третий - покои прислуги;
- крыша - место для дозорных.
В романской архитектуре замки играли городообразовывающую роль. В них селились феодалы с родственниками и прислугой. За стенами также обитали и ремесленники, которые снабжали феодала и жителей окрестных селений необходимыми предметами быта. По этой причине, а также потому, что христианство занимало одну из главных позиций в политике того времени в замке был храм или капелла.
У особ царской крови замки были особенно большими и пышными. В них могли жить сотни людей. Во дворе строились десятки хозяйственных помещений. Также характерной особенностью таких укреплений было наличие тайных подземных ходов, которые во время осады позволяли покидать замок и делать вылазки в лагерь врага для разведки или диверсионной работы.
Отличие от готики
Готический стиль появился в Европе позже (примерно в XII веке), когда романская архитектура Средневековья уже выработала свои стилистические особенности. Поскольку готика развилась на основании описываемого нами стиля, то и многие люди их не различают.
На самом деле различия романской и готической архитектуры очевидны. Они отличаются уже по своей эстетической цели. Романские храмы строились с практической целью. Их основным заданием было вместить как можно больше людей и защитить их от военных действий. Получалось, что церковь выступала средоточием защиты, знаний и просвещения.
Готика же хотела показать ничтожность человека перед величием Бога. Поэтому и здания она создавала величественные. В основании плана остается все та же базилика с башнями на переднем фасаде и на пересечении боковых и центрального нефов. Но меняются ее размеры и декоративные составляющие.
Своды вытягиваются вверх еще больше, создавая пики. На фасадах появляются не только маленькие скульптуры, а целые их комплексы. Преобладают образы мифических существ, которые смотрят на человека сверху, как на соборе Нотр-Дам де Пари в Париже.
У храмов появляются огромные окна, закрытые витражным стеклом, которые создают в помещении немного мистические блики. Порталы становятся намного более многослойными, рамы с узорами. Сами же здания стремятся ввысь, показывая, куда нужно тянуться и человеку.
Изобразительное искусство романского стиля
Особенное в этот период и романское искусство. Архитектура диктовала ему свои правила, поскольку требовала дополнительных украшений. Поэтому в храмах часто использовались огромные фрески на всю стену с изображениями сюжетов из Библии.
Активно развивалась и скульптура. Следуя античным традициям, она создавала свои сюжеты с использованием особых новшеств. Главной скульптурной формой этого периода становится горельеф. Капители колонн богато украшались и библейскими фигурами, и мифическими животными, и причудливыми растительными орнаментами. Впервые появляется образ Девы Марии на троне.
К середине XII века начали появляться витражи. На них также главными были сюжеты из Святого Писания. В этот же архитектурный период были и книги, которые богато украшались различными иллюстрациями, а обложки делались с инкрустацией золотом и драгоценными металлами.
Дошедшие до наших дней памятники архитектуры
Во многих странах Старой Европы сохранились примеры романской архитектуры из-за того, что эти сооружения были массивными и мощными. Некоторые из них мы уже упоминали в статье. Поговорим еще о нескольких представителях этой архитектуры.
Собор Нотр-Дам ла Гранд (Пуатье) - это пример французских строений XI-XII веков. Это небольшая церковь с тремя практически равными нефами. Освещения в ней мало, поэтому царит легкий полумрак, который немного разбавлен дневными лучами, поступающими из окон боковых нефов.
Итальянские романские сооружения известны на весь мир. Один из них - это мост Риальто в Венеции. Это пешеходное крытое строение арочного типа. По обеим сторонам моста также расположены арочные проемы с пилонами.
Еще один шедевр романского стиля - это архитектурный ансамбль в Пизе (Италия), более известен многим людям на планете благодаря наклонившейся часовне возле пятинефного собора - Пизанской башне.
В Германии примером этого архитектурного периода можно назвать Вормский собор, в Испании - кафедральный собор в Саламанке, в Англии - Тауер. А в Вильнюсе до наших дней дошли остатки крепостного замка тех времен.
Заключение
Архитектура романского стиля стала продолжением античных традиций и основой для развития других стилей, в частности готического. Простые деревянные базилики из Византии преобразовались в величественные сооружения. Это способствовало поиску новых способов и методов строительства.
Частые войны между феодалами и набеги кочевых племен заставляли людей тех времен создавать себе надежные укрытия в виде замков и охранных башен, которые позволяли длительное время выдерживать осаду врагом с минимальными потерями.
Массивные сооружения романской эпохи много где сохранились, поражая местных жителей и туристов.
И пускай этот стиль был еще немного примитивным, а термины романской архитектуры не сразу всем понятными, он оставил свой отпечаток в архитектурной традиции Западной Европы и повлиял на развитие зодчества в Восточной.