Как научиться играть на пианино? Этот вопрос часто задают дети в возрасте примерно от 7 лет и старше, а также взрослые всех возрастов. Разумеется, спрашивают те, кто не учился музыке. Имеющие представление о процессе обучения этот вопрос не задают, понимая: без учителя задача овладения фортепиано не имеет решения.
Автор настоящей статьи учит фортепианной игре 36 лет. Приведённый здесь материал опирается на этот опыт.
Главный ответ на вопрос - как научиться играть на пианино самостоятельно, по нашему полному и глубокому убеждению, выглядит неутешительно. Научиться без наставника нельзя никак, и даже пытаться не стоит.
В интернете можно найти огромное количество обучающих материалов, которые противоречат данному утверждению. Начинающие самоучки, не знакомые с существом дела, рассуждают примерно так: «Материалов достаточно, реклама обещает успех. Как быстро научиться играть на пианино? Если точно следовать инструкциям – достаточно быстро».
Кто же прав: профессионалы-учителя, отрицающие возможность самостоятельного обучения или популяризаторы, настаивающие на его доступности?
Небольшой анализ проблемы поможет сформировать правильный ответ.
На начальном этапе обучения должны преследоваться следующие цели:
- выучить грамоту нотной записи, а также запись метра и ритма. Уровень владения должен быть достаточным для самостоятельного разбора по нотам и исполнения одноголосных мелодий (каждой рукой отдельно и двумя руками);
- овладеть начальными навыками постановки рук, без чего управление движениями просто невозможно;
- научиться подбирать мелодии от разных нот по слуху;
- самостоятельно читать по нотам, разобрать и выучить несколько наиболее распространённых аккордовых последовательностей (преимущественно для левой руки);
- научиться подбирать их от разных нот по слуху;
- научиться подбирать к любой мелодии правильную аккордовую последовательность.
Среди этих целей главными являются те, которые помогают освоить игру по слуху. Следующая по важности цель – самостоятельное чтение и разбор музыки по нотам.
Рассмотрим требования к обучающим программам, направленные на достижение указанных целей.
При обучении нотной грамоте самый сложный вопрос – понимание материала учеником. О наличии такого понимания свидетельствовала бы способность правильно сыграть мелодию по нотам, а затем пропеть её. Обучающая программа должна быть способна проконтролировать эти два процесса. Сегодня таких продуктов не существует. Зато в изобилии можно найти программы, на которых показана клавиатура с «волшебными» клавишами – они как бы «нажимаются сами».
Якобы отвечая на вопрос, как научиться играть на пианино, такие программы приносят огромный вред ученику. Во-первых, они никак не показывают участие рук в исполнительском процессе. Во-вторых, при отсутствии ориентиров, разделяющих мелодию и аккомпанемент (а таким ориентиром, несомненно, была бы нотная запись), ученик должен воспроизводить плохо упорядоченные нажимы вместо организованной музыкальной ткани. В-третьих, такие программы не соединены с настоящей клавиатурой фортепиано, и двигательные навыки переноса «волшебной картины» на настоящий инструмент просто не вырабатываются.
Существует немало видеороликов, на которых продемонстрирована техника пианиста: посадка за инструментом, постановка рук. Однако, в большинстве этих роликов сделана критическая ошибка. Выбран ракурс видеозаписи сверху или спереди, из которого невозможно понять, как правильно ставить кисть и пальцы. Съёмка должна вестись сбоку, попеременно то слева, то справа от рук учителя, в плоскости, параллельной клавиатуре.
Кроме того, при постановке рук существуют в буквальном смысле слова сотни нюансов и рекомендаций, отследить которые никакая программа не в состоянии. Нечего и говорить о книжных описаниях фортепианной техники: учиться по ним нереально.
Подбор мелодий по слуху – важнейший этап становления музыкальной способности к различению звуковой высоты. Без этой способности ученику нечего делать в музыке. Существующие программы могут лишь следить за тем, правильно ли нажата клавиша, но не в состоянии «понять», правильно ли услышано звучание.
Аккордовые последовательности действительно можно выучить по образцу, приведённому в компьютерной программе. Но как только ставится задача воспроизвести последовательность от разных нот, ученик теряется: программа не может ему это показать.
Только учитель может помочь в таком сложном деле, как подбор аккордов от разных нот.
То же самое касается ещё более сложной задачи – подбора аккордов к мелодии.
Ученик должен испробовать множество вариантов, которые учитель в состоянии мгновенно оценить.
Проведённый анализ показывает, насколько важна роль учителя в освоении игры на пианино.
Впрочем, есть чисто "любительский" вариант обучения, где целью является не овладение инструментом, а способность сыграть небольшое число простых пьес. При достижении результата ученики считают, что для них состоялся ответ на вопрос - как научиться играть на пианино. С нашей точки зрения, такое решение находится одинаково далеко как от музыкальной культуры, так и от культуры педагогического процесса.