Как только общество начало расслаиваться по имущественным признакам, сразу же появились запорные устройства, предназначенные для сохранения имущества. Технологии со временем усовершенствовались, как и запорные устройства прошлых веков совершенно не похожи на современные замки.
Основная цель любого замка – запирание и защита недвижимого и движимого имущества.
Дверные замки
Все замки для запирания дверей, как межкомнатных, так и входных классифицируются по нескольким признакам.
По способу установки:
- навесные;
- накладные;
- врезные.
По типу устройства замка, секретности:
- магнитные, или электронные, имеющие специальный привод;
- цилиндровые или в народе «английский», имеет штифты, которые не позволяют его взломать;
- кодовые, открывающиеся при наборе определенной комбинации цифр;
- сувальдные, количество зубчиков на ключе равняется количеству сувальд в самом механизме запорного устройства.
По способу открывания разделяются на:
- универсальные, то есть могут использоваться для левосторонних и правосторонних дверей;
- левые;
- правые.
Рекомендуется никогда не переворачивать врезные и накладные замки, если они подобраны неправильно. В этом случае производитель не гарантирует нормальное функционирование запорного устройства, тем более длительное время.
Помимо этого, в замках может использоваться однотипный механизм секретности либо комбинированный.
Приобрести можно замок-балку, это своего рода разновидность накладного устройства. Замок имеет два засова, которые перемещаются по всей ширине двери.
Устройство механизма замка
Абсолютно все замки имеют следующие детали:
- приспособление для фиксации;
- задвижку;
- короб для запора;
- ключ, который передвигает ригель.
Устройство накладного замка
Накладной замок был изобретен очень давно и поначалу представлял собой простой засов, но со временем претерпел множественные изменения. Запорный механизм этого устройства может быть сувальдный или по типу защелки.
Различают замок накладной по устройству механизма:
- с или без защелки;
- тип механизма секретности;
- со специфическими особенностями.
Все накладные замки имеют в своем составе:
- планку, ответную и лицевую;
- рычаг приводной;
- корпус с механизмом.
По отзывам пользователей, основной плюс накладного замка – долговечность и невысокая стоимость. Монтажные работы практически никогда не вызывают никаких проблем.
Врезной замок
Устройство врезного замка очень напоминает механизм накладного запорного устройства. Такие замки чаще всего можно встретить на входных дверях. Для стальных дверей используются только врезные конструкции запорных механизмов. Такие замки совершенно не заметны, но ослабляют место, где они монтируются. Установка врезных замков должна проводиться специалистом либо покупать дверное полотно рекомендуется с уже врезанным запорным устройством.
Навесные замки
Упоминание о навесных замках найдено еще в письменах Древнего Китая. Принцип работы такого устройства очень прост. Замок чаще всего используется для запирания гаражей, амбаров и других подсобных помещений.
Устройство замка навесного может быть сувальдное, дисковое, цилиндровое, винтовое и даже с кодовым механизмом. Немаловажное значение для надежности навесного замка имеет дужка, именно ее ломают, когда пытаются проникнуть внутрь помещения. Дужка может быть кованной или из стального прута. По форме дужки бывают круглые и плоские, гибкие.
Нельзя сказать, что устройство замка навесного очень надежное. Часто такие замки сбивают. Решить эту проблему можно, если выбрать замок со стальной дужкой и корпусом. Не рекомендуется приобретать алюминиевые замки, их проще всего сбить. Замки с запирающим пальцем, а не с дужкой более надежные, так как проушины в этом случае дополнительно защищены.
Правила выбора замков для входных дверей
Перед покупкой замка всегда обращайте внимание на класс взломоустойчивости. Выделяют 4 класса, характеризующий время, за которое может быть открыт замок взломщиком. Чем выше класс, то больше времени потребуется для вскрытия. Самый большой промежуток времени, который может потребоваться для открытия замка – 30 минут.
Естественно, следует обратить внимание на тип замкового механизма. «Английские» замки имеют самую высокую степень секретности, хотя для вскрытия такого замка потребуется всего лишь выбить личинку. Поэтому, приобретая такие замки, рекомендуется дополнять дверь бронированной накладкой.
Надежность сувальдного замка зависит от количества пластин, или сувальд и от типа материала, из которого они сделаны. Минус у такого замка – большой ключ и чем больше бородок на нем, тем он объемнее. В домашнем использовании такие замки не очень удобны, так как закрываются и открываются с двух сторон исключительно ключом. Сувальдные замки в основном используются на равнее с навесными, для запирания технических помещений.
Большой популярностью пользуются комбинированные замки. Это двухцилиндровый, цилиндрово-сувальдный или двухсувальдный механизм. Одна система блокирует другую. Комбинированный замок может иметь «секретку», то есть сменный механизм. Но, такие замки имеют достаточно дорогие и требуют практически «ювелирного» мастерства при установке.
Чтобы максимально себя обезопасить, рекомендует использовать сразу несколько устройств, с разным принципом работы. Не стоит останавливать внимание на самых дешевых моделях замков и рассматривать предложения неизвестных производителей запорных устройств.
Автомобильные дверные замки
Устройства замков для входных дверей отличаются от запорных механизмов для автомобилей, которые отвечают не только за сохранность имущества.
Прежде всего, если на автомобиль приходится боковой удар, то замок должен обеспечить передачу и рассеивание усилий от самой двери к кузову. Замок на автомобиле должен иметь приятный звук, при открывании и закрытии. Необходимо, чтобы были осязательные ощущения в момент открытия ручки двери.
Автомобильный замок – это всего лишь часть замковой системы всего автомобиля. Система объединяет замок капота, багажника, топливного бака и «бардачка».
Устройство замка двери автомобиля состоит из механической и электрической части. Механическая часть отвечает за закрытие и открытие запора. Электронная часть – это целый комплекс всевозможных систем, отвечающих за работу механической части замка, дистанционное управление и интеллектуальный доступ.
Большинство автомобильных замков имеет сходное устройство механической части
- Запорный механизм. Включает стопорную собачку и включает защелку. Собачка фиксирует защелку при помощи фиксирующей выемки. Собачка имеет две фиксирующие выемки, одна из которых существует только для безопасности. Если дверь будет закрыта не до конца и поворотная защелка не достигнет фиксатора, то дверь, благодаря дополнительной выемке все равно закроется.
- Силовой доводчик дверей. Такой механизм встречается исключительно в моделях автомобилей представительского класса. Прежде всего, силовой доводчик всегда плотно закрывает дверцу и способствует достижению акустического комфорта в момент открытия и закрытия дверцы.
- Рычажный механизм. Именно этот механизм отвечает за функцию открытия. Усилия, которые прилагаются к дверной ручке, передаются на рычажный механизм, который отпирает стопорную собачку, освобождая поворотную защелку. После того как дверь открывается, запорный механизм возвращается на исходную позицию.
- Блокирующий механизм. Весь процесс работы механизма сводится всего лишь к дезактивации рычажного механизма.
Блокирующий механизм может быть:
- Механическим. В этом случае, механизм блокировки связан с приводом, а блокировка и разблокировка двери осуществляется при помощи физического ключа.
- Электромеханическим. В этом случае электродвигатель объединен с червячным редуктором, а сам привод встроен в корпус дверного замка.
Именно электродвигатель является исполнительным устройством в системе центрального замка.
Многие автомобили сегодня оснащаются двойным запирающим замком, что позволяет заблокировать внутренний и внешний привод дверцы. При этом устройство замка багажника, дверец могут работать автономно.
Замок зажигания
Не так давно еще ни в одном транспортном средстве не было замков зажигания. Запускался двигатель обычным поворотным ключом, фактически вручную. Сегодня, ключ заменил стартер, который проворачивает двигатель за маховик и плоский зубчатый диск. Сам диск находится между двигателем и сцеплением. После запуска двигателя, зубцы маховика и стартера приходят в зацепление. Одновременно двигатель раскручивается. Именно замок зажигания отвечает за подачу постоянного тока от аккумуляторной батареи к реле стартера. Так выглядит общий принцип устройства замка зажигания.
Помимо подачи питания, замок зажигания не позволяет разрядиться аккумуляторной батареи, когда автомобиль не двигается, припаркован.
Есть несколько причин, когда замок зажигания подлежит замене:
- утрата владельцем транспортного средства ключа от замка;
- перегорание контактной группы;
- поломка противоугонного устройства.
Механизм замка зажигания, как и автомобильный дверной замок, имеет две части, электронную и механическую, также шлейф проводов и клемму.