История византийской архитектуры прошла три периода, а именно ранний – с 5 по 8 века, средний – с 8 по 13 века и поздний – соответственно, по 15 век. Период наивысшего расцвета относят к середине 6 века – ко времени правления императора Юстиниана.
Архитектура Византии в целом характеризируется синтезом античных и восточных традиций. Она постоянно стремилась превзойти Рим в его величии и роскоши, потому собирала самых лучших и талантливых мастеров. Переход от античного периода к временам Средневековья ознаменовался значительными переменами в фундаментальных основах архитектуры и культуры в целом. На смену антропоцентризму приходит теоцентризм, превратив все направления искусства в глубоко религиозных слуг церкви.
Архитектура Византии представлена в основном сооружениями, которые подчеркивали могущество государственной власти и церкви: дворцами, триумфальными арками, храмами.
Самым важным достижением византийской архитектуры считаются крестовокупольные храмы. На арену высокого искусства в этот период выходят композиции монастырей, которые обосабливаются в особый тип сооружений.
По наследству от Рима к Византии перешли арочно-сводчатые конструкции, а вот бетонная техника не прижилась, ее заменили камень и кирпич. Архитектурные сооружения не были перегружены декоративными элементами. Стены, как правило, украшали фресками, мозаичной живописью или мраморными плитами. Довольно популярными были аркады – ряды одинаковых арок, опирающихся на колонны, котороые выполняли гладкими и монолитными с массивными капителями. За счет множества арочных проемов в куполе создавался эффект залитого солнцем парения над храмом.
Архитектура Византии богата на строения, которые характеризируются роскошью и богатством в интерьере, которые благодаря масштабности и огромному пространству, вовсе не давят на человека.
Самым ярким и выдающимся примером арочно-сводчатых архитектурных сооружений считается константинопольский собор Софии. Эта купольная базилика была построена известными греческими архитекторами Исидором и Анфимием в 30 годах 6 века.
Данное сооружение считается образцом зодчества для будущих поколений, и в значительной степени повлияло на дальнейшее развитие не только византийской, но и мировой архитектуры.
Величие божественного начала в этом храме воплощают гигантский купол, беломраморные колонны и великолепные настенные мозаики.
Архитектура Византии свидетельствовала об изменении религиозных воззрений. Отныне храм был не просто помещением для хранения божественных статуй, а превратился в место собрания и молитвы верующих, для чего идеально подходили базилики, которые использовались римлянами, как здания для судебных заседаний. Интерьер храма стал гораздо важнее экстерьера.
Монументальные сооружения в основном возводились из кирпича, который скреплялся раствором. Для облицовки сводов использовалась стеклянная мозаика, а для пола и стен – мрамор. Характерной чертой храмов византийской архитектуры стало возведение купола для покрытия свода. Купол использовался еще в Риме, но размещался он на круглом здании, а византийцы впервые соединили квадратную или прямоугольную форму постройки с круглым элементом. Форма первых куполов была более плоская, чем в период расцвета византийского храмостроения.
Византийский стиль в архитектуре в значительной степени оказал влияние на школы зодчества многих стран. Его отпечаток прослеживается в храмах Сицилии, Венеции, Германии и Франции. Почти полностью его переняли Россия, Грузия, Сербия, Армения, положив в основу своих архитектурных традиций.
Византийская архитектура впитала в себя весьма противоречивые направления и тенденции, что сделало ее весьма сложным и великолепным искусством. Здесь переплетаются абстрактные восточные мотивы с новыми художественными формами и достижениями, все это наслоилось на канву архитектурных технологий, которую заложила архитектура Рима.