Маховик облегченный: особенности, устройство, преимущества и недостатки

Один из основных элементов двигателя – это маховик. Именно на него передается вращательный момент от крутящего вала. Элемент соединяется с коробкой через диск сцепления. Является одной из самых дорогих деталей в кривошипно-шатунном механизме. Что являет собой данный элемент и что дает облегченный маховик? Давайте узнаем.

Функция

Как мы уже сказали ранее, маховик – это составная часть кривошипно-шатунного механизма.

маховик облегченный
Элемент предназначен:

  • Для снижения неравномерности вращения коленвала.
  • Передачи крутящего момента от ДВС на трансмиссию (маховик является ведомым диском сцепления).

Сглаживания пульсаций момента достигается благодаря периодической отдаче и накоплению маховиком кинетической энергии. Она запасается при рабочем ходе поршня. Расходуется энергия при такте вывода поршня их мёртвой точки. Рабочий ход поршней возрастает с количеством цилиндров в блоке. И чтобы обеспечить равномерную передачу момента, в конструкции предусмотрен маховик. Облегченный элемент отличается от заводского в первую очередь массой (о ней - позже). Но, вне зависимости от типа, данный механизм закрепляется в торцевой части коленвала, у заднего коренного подшипника. Последний отличается высокой устойчивостью к нагрузкам. Именно на коренной подшипник возлагается вес маховика и все нагрузки от него.

О массе

Если рассматривать элементы обычных легковых авто, их масса будет составлять от 7 до 9 килограмм.

что дает облегченный маховик
Облегченный маховик весит порядка 5. Но есть модели, масса которых - 4 и менее килограмм. Как правило, это тонкие элементы, выполненные из алюминиевого сплава.

Чем актуален тяжелый заводской маховик?

Данный элемент обеспечивает стабильность работы на низких оборотах двигателя. Это значительно помогает при старте новичкам – машина трогается максимально плавно. Если рассматривать маховик облегченный, с ним автомобиль будет трогаться очень резко.

Заводской элемент также дает возможность трогаться с более высоких передач. В городе часто бывают случаи, когда нужно тронуться уже сходу. Машина набрала 5-10 километров в час «накатом», и вам необходимо продолжить движение далее. Включить первую скорость будет трудно – вы либо сломаете синхронизаторы, либо вовсе ее не воткнете (все это сопровождается характерным хрустом). Стало быть, самый оптимальный вариант – использование второй передачи. Благодаря тяжелой массе заводской маховик может обеспечить хороший крутящий момент с низов. Это большой плюс.

Зачем ставят облегченный?

Казалось бы, зачем лезть в конструкцию двигателя и что-то менять, если и штатный маховик нормально справляется со своей задачей. Но стоит отметить главный недостаток заводского элемента. Ввиду своей огромной массы он сильно замедляет разгон машины. Мотору нужно прилагать больше усилий, дабы раскрутить такой элемент до нужных параметров. Схожая картина наблюдается с установкой дисков больших диаметров. Как бы это ни казалось странным, но показатели динамики на таких колесах уступают тем, что были замерены на штатном литье (меньше диаметр – меньше вес).

минусы облегченного маховика
Таким образом, облегченный маховик позволит раскрыть весь потенциал двигателя. Коленчатому валу будет проще его вращать. Соответственно, увеличится динамика разгона. С этой целью и устанавливают облегченный маховик на ВАЗ-2101 и прочие автомобили. Но почему такой элемент не ставят сразу, с завода? Есть у этого маховика ряд недостатков. О них мы расскажем ниже.

Минусы облегченного маховика

Почему же сами производители не используют такой маховик при сборке двигателей? Да, с ним очень легко набрать скорость. Но так же легко она и теряется за счет малой массы. Заметно увеличивается и расход топлива автомобиля. Перед включением повышенной передачи наблюдается падение оборотов двигателя. Если не включить быстро скорость, придется снова ехать на пониженной. Из-за этого постоянно нагружается коробка. Для сохранения ее ресурса рекомендуется выдержать паузу между переключением передач (хотя бы две секунды). С облегченным маховиком за это время обороты упадут чуть ли не до холостых. Коробку придется постоянно «насиловать», чтобы нормально передвигаться по городу.

Какие имеет облегченный маховик плюсы и минусы? Данный элемент не позволит вам плавно стартовать с места. Как бы вы ни старались медленно отпускать сцепление, будет наблюдаться характерный толчок. На длинных дистанциях водитель вынужден постоянно давать на газ.

облегченный маховик плюсы и минусы
Результаты испытаний показали, что такой маховик позволяет быстрее набрать обороты. Но при этом падает сам крутящий момент, величина которого так важна при наборе скорости. Ввиду этого водителю придется постоянно держать мотор на высоких оборотах. Это может спровоцировать повышенный износ деталей КШМ, не говоря уже о расходе масла. Сам мотор должен работать в пределах зеленой шкалы. Если установить легкий маховик, стрелка будет близиться к отсечке. Причем это произойдет настолько быстро, что вы этого и не заметите.

Стоимость

Обычно установкой данных элементов занимаются владельцы отечественных автомобилей. Сейчас очень много магазинов, продающих уже готовые, облегченные маховики. Их масса составляет порядка 3,9 килограмма для полуторалитрового мотора.

облегченный маховик ваз 2101
Какова на облегченный маховик ВАЗа цена? Стоимость спортивных элементов начинается от 2,2 тысячи рублей (для ВАЗов "десятого" семейства). Также есть готовые комплекты для "Жигулей" классических моделей. Например, на советскую "копейку" облегченный маховик стоит 2,65 тысячи рублей. Самый дорогой маховик – для тросиковой коробки ВАЗ-2181. Его цена составляет 2,9 тысячи рублей. Также в продаже имеются облегченные маховики для «Нивы» (в том числе «Шевроле»). Но опытные автомобилисты говорят, что эта деталь и вовсе бесполезна на внедорожнике. Такие авто, наоборот, должны иметь хороший крутящий момент. Особенно если эта машина подготавливается под оффроуд.

Можно ли облегчить заводской?

Также есть вариант облегчить заводской маховик (хотя по стоимости выходит почти столько же, что и новый спортивный элемент). Делается это путем удаления лишнего слоя металла с поверхности диска. При стачивании масса ВАЗовского маховика уменьшается с 7,5 до 4 и менее килограмм. Но стоит ли предпринимать такие действия, остается большим вопросом. Если вы не участвуете в автомобильных соревнованиях, скорее всего, вам это не нужно. Устанавливать облегченный маховик на гражданскую машину нет смысла. У вас моментально возрастет расход топлива.

облегченный маховик ваз цена
Вам придется постоянно держать газ в полу. При этом будут резкими переключения передач. Использовать такую машину для поездок на работу будет некомфортно.

Заключение

Облегченный маховик – очень хорошая разработка в автоспорте. Но ставить его на гражданский автомобиль не имеет смысла. Такой маховик обладает рядом недостатков, с которыми очень трудно смириться.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.