В Новосибирске сходятся многие дороги: автотранспортные, судоходные и железнодорожные. В часы пик загруженность двух автомобильных мостов в центральных районах города колоссальная. Можно простоять несколько часов без наличия дорожного происшествия. Если случилось последнее, то и того дольше.
В таком большом мегаполисе довольно мало сквозных дорог. А те, которые имеются, с обилием перекрестков со светофорами, трамвайными, железнодорожными путями или с односторонним движением. Все это затрудняет проезд и усложняет дорожную ситуацию при большом количестве машин, позволяет им скапливаться и создавать огромные заторы. Поэтому строительство Бугринского моста было необходимостью, которая назревала довольно долгое время.
Мосты Новосибирска
Бугринский именуется в Новосибирске третьим по счету мостом, но почему, навсегда останется загадкой. На самом деле мостов гораздо больше.
- Северный мост – это объездная новая магистраль. Берет свое начало неподалеку от села Прокудское и тянется до поселка Сокур. В своем сочетании имеет мостовое перекрытие через Обь и объединяет трассы общественного назначения М-51 и М-53.
- Коммунальный, или, как его еще называют, Октябрьский мост, объединил два района города с разных берегов. С левого берега - Ленинский, Октябрьский - с правого. Первое движение по мосту началось осенью 1955 года. В то время там проходила трамвайная ветка и автодорога. На сегодняшний момент мост предназначен только для автомобилей и любителей полюбоваться закатом. Есть так же пешие спуски к пляжу и парку.
- Мост метрополитена – ближайший сосед Октябрьского моста. Они идут параллельно друг другу. Это единственный крытый железнодорожный мост такой протяженностью в мире. Объединил ветки метро на левом берегу «Студенческая», на правом - «Речной вокзал».
- Мост ГЭС проходит через судоходные каналы шлюза.
- Димитровский мост - более позднее сооружение, объединил одноименный проспект Димитрова с правого берега с проспектом Энергетиков левого берега.
- Бугринский - самый молодой из всех мост. Схема движения по Бугринскому мосту связывает Кировский и Октябрьский районы.
- Сосед Димитровского моста - Железнодорожный. Самый старый и самый первый на Транссибирской магистрали через реку Обь, воздвигнутый в конце XIX века еще в Ново-Николаевске. Сейчас это пути для электричек, товарных составов и пассажирских железнодорожных перевозок.
- Второй железнодорожный мост, или Комсомольский, находится так же в системе Транссибирской магистрали через Обь. Построен в начале ХХ века.
Уникальность проекта
Бугринский мост – трасса от улицы Большевистская до улицы Ватутина. На самом деле это лишь небольшой виток в глобальном строительстве Юго-Западного транзита, который проектируется и внедряется в настоящее время. При строительстве моста не спроста выбор пал на арочную конструкцию, ведь градостроительный совет рассматривал несколько проектов.
Учитывая географические и геологические факторы: русло реки Обь, грунтовые воды, близлежащие поверхности, выбор пал на балочный мост с перекрытиями в судоходной части вантовой конструкции.
Подобного моста нет больше нигде. Так как река Обь является судоходной, учитывался, прежде всего, факт, чтобы под мостом могли разойтись два судна. И это с успехом удалось, даже еще оставалось место как в высоту, так и в ширину.
Как архитектурная находка вантовая конструкция подходила здесь идеально. Она позволяет подвесным перекрытиям располагаться над той поверхностью, которую они удерживают. В этом и заключается ее главное преимущество и самая важная отличительная черта.
В данном случае длина подвесного судоходного перекрытия составляет 380 метров. она является на сегодняшний день самой продолжительной по длине подвесной конструкцией на территории России. Имеет сетчатую арку и смотровую площадку.
Схема движения по Бугринскому мосту предполагает проезд на автомобилях, а любители длительных прогулок могут осмотреть здешние красоты, подышать загазованностью города. Данного вида арка, своей формой напоминающая изогнутый лук, часто используется в символике других строительных сооружений города, например, увидеть ее можно в известном оперном театре.
Развязка по улице Ватутина
Схема движения по Бугринскому мосту соединит левый берег Новосибирска с мостом четырьмя съездами. Движение по мосту сконструировано по типу «клеверного листа», имеет один направленный съезд. Построен пешеходный мост для отдыхающих, чтобы можно было от улицы Ватутина с лыжной базы попасть на снежные склоны Бугринской рощи.
Улица Ватутина имеет три полосы движения в каждую сторону, для въезда на мост используется крайняя правая полоса, что никак не повлияет на движение и не затруднит его. Следует сказать проектировщикам отдельное спасибо за бережное сохранение лесного массива. Была сделана аккуратная вырубка вдоль площадки, не задеты участки садовых обществ, находящихся неподалеку. Проработан детальный проект и разработана грамотная схема движения по Бугринскому мосту с учетом детального фото и видеосъемки лесного массива, что позволило максимально сохранить зеленую полосу.
После завершения строительства можно наблюдать, как ровной полосой был произведен снос деревьев на несколько десятков метров со стороны улицы Ватутина. Вырубленные деревья компенсировали высадкой новых саженцев в Кировском районе к прилегающей территории моста. Был выделен специальный бюджет на эти цели, за одно загубленное дерево высажено три.
Развязка на Большевистской
Улица Большевистская в районе моста преобразилась. Проезжая часть значительно расширена для пропускной способности автомагистрали. Движение по Бугринскому мосту предусматривает съезд на мост и выезд с него с крайней правой полосы. По обеим сторонам дороги обустроены пешие тротуары и несколько автобусных станций.
Дальнейшие планы
Губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий после перерезания красной ленточки Бугринского моста воодушевленно озвучил дальнейшие планы по строительству в городе масштабных магистралей. Самыми первыми и важными он отметил, что нужно возвести еще один мост через реку Обь. Довольно активное движение сегодня приходится на дорогу Чуйского тракта, проходящего через Новосибирск и близлежащие его пункты, такие как Искитим и Бердск. Проходимость данного участка дороги достигает порядка 50 тысяч автомобилей за сутки. Ситуация усложняется еще и тем, что многие граждане живут в пределах этих районов и ежедневно следуют на работу в город, а вечером возвращаются обратно.
Строительство данного объезда позволит значительно разгрузить направление из города в Ленинск-Кузнецкий до развязки с Кольцово и Академгородком.
Юго-Западный транзит планирует связать Чуйский тракт и территорию Новосибирска со стороны Кировского района, соединив автодороги М-51 и М-52. Началом станет связка Толмаческого и Ордынскоего направления, закончится на Восточном обходе, плавно переходя в Гусинобродское шоссе.
Бугринский мост войдет в систему Юго-Западного транзита. Здесь планируется сделать широкую автомагистраль по три полосы в каждую сторону. Также в задачах создать такое движение по развязкам Бугринского моста, которая позволит перемещаться по четырем районам города, пересекать Обь по мосту. Данное направление станет самой протяженной дорогой Новосибирской области.
Следующий мост планируется возвести возле набережной правого берега. Он объединит улицу Ипподромскую с площадью Труда. Власти планируют сделать проезд по данному мосту платным. Готовы ли новосибирцы к такому решению, покажет время.