В соответствии с конституционным укладом в нашей стране парламентом признано Федеральное собрание РФ. Функции этого важного государственного органа заслуживают детального анализа, который поможет разобраться в особенностях и недостатках отечественного законотворческого процесса.
Высшее звено законодательной власти
Внутреннее устройство Федерального Собрания подразумевает разделение органа на две палаты – Государственную Думу и Совет Федерации. Объяснить феномен двухпалатного парламента можно несколькими основными преимуществами. Например, гарантией народовластия как одного из основополагающих конституционных принципов в России является то, что одна из палат прямо отражает интересы административно-территориальных образований. К тому же принятие и издание законодательных актов проходит на более качественном уровне за счет основательного обсуждения двумя рабочими палатами. При этом политологи отмечают, что функции и структура Федерального Собрания РФ имеют и ряд недостатков, к которым относят торможение законодательного процесса, преобладающий консерватизм и сдержанность в нем. Нельзя также забывать о несогласованности и разобщенности между членами парламента, вызванным частыми противоборствами и конфликтами.
Взаимодействие двух палат
Несмотря на сложности в поиске государственно-правового консенсуса говорить о преобладании одной палаты над другой, выраженной соподчиненности друг другу также было бы неправильно. К тому же в системе разделения ветвей власти парламент России рассматривается как единое целое. Совет Федерации и Госдума обладают сбалансированными взаимнокомпенсирующими функциями и полномочиями. Федеральное Собрание РФ – это базисная государственная структура, являющаяся неотъемлемым элементов в механизме управления государством.
Более того, Госдума и Совфед в большинстве случаев взаимодействуют друг с другом. Совместно рабочие палаты отстаивают свои точки зрения в спорах, касающихся разделения полномочий. Находясь в тесном сотрудничестве, они активно участвуют в образовании высших государственных органов (например, Центральной избирательной комиссии, Счетной палаты и др.). При этом повседневная деятельность членов обеих палат проходит в отдельности друг от друга. В соответствующем разделе Конституции РФ предусмотрено лишь несколько случаев, при которых Госдума и Совет Федерации могут собраться вместе, чтобы заслушать рекомендационное послание президента РФ, решение Конституционного суда, а также официальные речи глав иностранных государств.
Представительный орган государственной власти
И все же можно выделить несколько направлений в работе Федерального Собрания РФ и его функций. План деятельности вкратце можно представить тремя основными задачами, осуществление которых возлагается на палаты российского парламента:
- представительную;
- законодательную;
- контрольную.
Любое направление их деятельности призвано для выражения всенародной воли, без которого невозможно существование демократических систем в государстве. Представительные функции палат Федерального Собрания РФ реализуются посредством проведения общегосударственных мероприятий, целью которых является изъявление свободного выбора и стремления граждан. В конечном итоге это позволяет своевременно выявлять потребности социальных кругов, учитывая связь федеративных отношений. Благодаря таким полномочиям Госдума и Совет Федерации обеспечивают мирный, ненасильственный переход власти от одних представителей, выбранных обществом, к другим, основываясь на свободном волеизъявлении российских избирателей.
Власть, данная народом: законные представители с мандатами
Кстати, в любом государстве именно парламент призван представлять общенародные интересы. В России этот орган является единственным среди державных институтов, правом формирования которого обладают дееспособные и правоспособные граждане, т. е. население нашей страны.
В данном аспекте немаловажное значение принадлежит понятию мандата, который является, по сути, привилегией, наделяющей новоизбранных представителей народовластия широким кругом правомочий. Таким образом, представительность парламента – свойство, предопределяющее другие важные направления деятельности.Обратная связь и общение с избирателями
Если рассматривать функции Федерального Собрания РФ в соответствии с Конституцией РФ, то несложно сделать вывод о том, что представительство данного органа чаще выражается обязанностью депутатов поддерживать прямой контакт с электоратом. Потенциальные избиратели также заинтересованы в том, чтобы донести к сведению народных избранников суть общественных проблем. Благодаря праву законодательной инициативы парламент способен отразить в своей деятельности важные вопросы населения, утверждая нормативно-правовые акты. Примером может послужить позиция депутатов по актуальным проблемам, а также официальные комментарии и оценки парламентариев по поводу конкретных явлений общественной жизни в государстве.
Правотворческая деятельность
Из полномочий Федерального Собрания РФ и его функций в плане обеспечения народных интересов плавно вытекает право законодательной инициативы. Возможность, которой обладает данный коллегиальный орган, является наиболее значимой и самой важной. В рамках законодательной функции сформирована вся государственно-правовая система, гарантирующая полноценное регулирование общественных отношений во всех сферах.
Нормативно-правовое закрепление потребностей представляет собой подготовку и принятие документов, прямо предусмотренных Конституцией РФ. В других случаях издаются законодательные акты, необходимость принятия которых обусловлена темпами развития общественных отношений в соответствующей отрасли.Нормативно-правовая база
Охарактеризовать законодательную функцию Федерального Собрания РФ (по Конституции действительно принадлежащую парламенту), правильнее было бы так:
- подразумевается установление и гарантия правопорядка;
- допускается преобладание изданных нормативно-правовых документов над обычаем, прецедентом;
- предполагается нацеленность на партнерские отношения, координационный союз и сотрудничество с другими ветками власти;
- обеспечивается стабильность государственного и общественного уклада;
- задаются правовые основы для развития и совершенствования управленческого аппарата.
Невозможно провести полноценный анализ законодательной функции Федерального Собрания РФ без учета достижений в данной отрасли. Немаловажным моментом является и то, что преимущественная часть нормативно-правовой базы, действующей на территории государства, принята законодателями за непродолжительный период существования РФ как самостоятельной державы. Парламентариями были изданы сотни законов, регулирующих правоотношения федерального и гражданского значения.
Документы, имеющие значение для всего государства
С самого начала деятельности Федерального Собрания РФ функции законодательной инициативы реализовывались в полном объеме. В первую очередь парламент изменил и дополнил положения, касающиеся работы судебной системы, Конституционного суда, правительства Российской Федерации. Поправки также затронули статус омбудсмена в РФ, регламент референдумов и общенародных выборов, порядок внесения поправок в Конституцию РФ. Нельзя не вспомнить и коррекцию целого ряда кодифицированных законодательных актов, затрагивающих важнейшие аспекты жизнедеятельности государства и общества. Среди кодексов наибольшей значимостью обладают Гражданский, Уголовный, Семейный, Арбитражный процессуальный.
Недостатки реализации законодательной функции
Вместе с тем механизмы реализации правотворческих полномочий Государственной Думы и законодательных функций Совета Федерации Федерального Собрания РФ несовершенны и имеют ряд негативных моментов. Трудности и разногласия между двумя представительными палатами неоднократно были замечены в подходах к созданию нормативно-правовой базы в целом и разработке новых законопроектов. Для устранения проблем важно сформулировать первостепенные задачи, решение которых позволило бы усилить взаимодействие всех властных государственных структур в процессе правотворчества.
Преодоление негативного опыта исполнения законодательной функции Федеральным Собранием РФ поспособствует уточнению перечня полномочий парламента в ходе повышения качества принятия правовых актов и корректировки уже действующих документов.Что подразумевается под парламентским контролем?
Контрольные полномочия Сената и Госдумы можно обозначить как право населения отслеживать работу государственных органов, которым оно делегировало власть. В демократической системе построения общества этот принцип является фундаментальным, и потому без соответствующего контроля не должно находиться ни одно государственное образование. Следовательно, Федеральное Собрание РФ как представительский орган, избираемый народом, обладает рядом контрольных полномочий, но имеет некоторые ограничения. Примерами реализации данной функции служит:
- заслушивание отчетов Правительство о выполнении бюджета;
- депутатский запрос информации в любые государственные структуры, требующие незамедлительного ответа;
- согласование кандидатур на должности дипломатических миссий и представителей РФ в иностранных государствах.
Контроль Федерального Собрания над деятельностью Президента
Отдельного внимания заслуживает возможность отрешения Президента от должности Советом Федерации при условии обвинения, выдвинутого Госдумой, в измене государству, совершении тяжкого преступления главой страны. В этом случае решение палат считается принятым преимущественным голосованием (не менее двух третей от общей численности участников каждого коллегиального органа). Процедура отрешения должна быть реализована в трехмесячный период с момента предъявления Госдумой обвинения Президента.
Масштабность функций парламента
Интересно, что институт контроля Федерального Собрания в Конституции не нашел своего прямого закрепления. При этом многочисленные нормы подтверждают законность приведенных в пример полномочий. Более того, на протяжении последних нескольких лет контрольные функции Федерального Собрания РФ претерпевают существенные изменения, целью которых является скрытое расширение властного потенциала парламента. Свидетельством сказанного служат отдельные нормативно-правовые акты, прямо устанавливающие необходимость парламентского контроля над деятельностью федеральных органов в пределах в соответствии с полномочиями, определенными на конституционной основе. Например, контрольные функции Федерального Собрания РФ распространяются и на органы внешней разведки, систему государственной охраны. Тенденция к закреплению и увеличению объема парламентских полномочий очевидна.
Стоит отметить, что стремление к наделению дополнительными возможностями Госдумы и Сената, создание правовой подоплеки их контроля над деятельностью правительственных структур корнями уходит в советские времена. Еще тогда в РСФСР парламент был полномочен контролировать как деятельность центральных ведомств, так и работу отдельных представителей органов исполнительной ветви, выступать с ходатайствами о наложении взыскания на должностных лиц и прочее.
И сегодня осуществление основных функций Федеральным Собранием РФ (представительной, законодательной и контрольной) способствует реализации глобальных государственных и политических задач.