Проблема человека в философии и проблема антропосоциогенеза - это два понятия, объединяющие единственный вопрос о том, как из животного произошел человек в физическом и духовном смысле. Над этими проблемами трудились и трудятся великие философы нашей планеты. Свою работу направили на решение основных проблем антропосоциогенеза такие великие умы, как Зигмунд Фрейд, Карл Гюстав Юнг, Фридрих Энгельс, Йохан Хейзинг, Жак Дерида, Альфред Адлер и многие другие теоретики и философы.
Что такое антропосоциогенез?
Антропосоциогенез - это процесс социального становления и физического развития Homo sapiens как вида в ходе исторических событий и в процессе формирования всех звеньев цепи эволюции. Проблему антропосоциогенеза рассматривают со стороны философии, социологии и других естественнонаучных и гуманитарных наук. Основным вопросом антропосоциогенеза является скачок эволюции от последнего животного к человеку.
Антропосоциогенез и философия
Антропогенез рассматривает вопросы биологического развития и формирования современного человека, социогенез - становления социального общества. Так как эти вопросы не могут существовать отдельно друг от друга или быть последовательными в процессе развития человека, появилось понятие антропосоциогенеза. И над решением вопросов и проблем этого понятия трудятся в основном философы и прочие ученые-теоретики. Почему проблема антропосоциогенеза - это философская проблема, объяснить довольно несложно. Дело в том, что сама теория происхождения человека не доказана, и существует ряд необъяснимых фактов, которые не позволяют сделать ее логичной и стройной.
Также каждый день открываются все новые и новые факты о жизни и обычаях первобытных людей, которые периодически ставят под вопрос большинство теорий о возникновении человека. И так как вопрос о происхождении Homo sapiens как вида остается открытым, то его социальное становление тем более не может быть до конца раскрыто. Поэтому именно философы, отталкиваясь от возникающих фактов, пытаются воссоздать картину становления общества и человека в нем.
Проблема антропосоциогенеза
До сих пор доподлинно неизвестна вся предыстория человечества, каждый день ученые сталкиваются с новыми загадками и тайнами прошлого. О вопросах происхождения человека неустанно спорят антропологи и философы. Причем их мнения и позиции нередко противоречат друг другу. Антропологи заняты поиском "недостающего" звена в эволюции, которое помогло обезьяноподобному предку развиться до современного человека. Философы же заинтересованы в более глубоком вопросе - процессе становления человека и появления общества.
В ходе исследований стало совершенно ясно, что животные стали людьми не в процессе какого-то одного существенного события. Это был довольно длительный, постепенный переход от одного физического и социального состояния к другому, современному. Ученые, рассматривая проблему антропосоциогенеза, сошлись во мнении, что этот процесс происходил на протяжении 3 или 4 миллионов лет. То есть значительно дольше, чем вся известная нам на сегодня история эволюции человечества.
Антропосоциогенез носит комплексный характер, так как не могло существовать четкой очередности при возникновении труда, общества, языка, сознания и мышления. Именно совокупность этих процессов и помогла становлению человека. Больше всего последователей у теории труда, которая указывает на то, что определяющим фактором в развитии человека был труд, а благодаря ему уже начали развиваться и другие базовые социальные и физиологические навыки. Философские проблемы антропосоциогенеза заключаются в том, что и труд не мог возникнуть без определенного социального взаимодействия между древними людьми. И они должны были уже иметь какие-то полезные навыки, отсутствующие у животных, чтобы намеренно создать орудия труда и воспользоваться ими.
Проблема антропосоциогенеза, факторы и принципы развития антропосоциогенеза указывают на то, что одним из важнейших факторов нужно считать появление членораздельной речи и, как следствие, языка, пригодного для общения. Установлено, что в процессе разговора люди достигают максимального единения и взаимопонимания. Вся предметная среда вокруг человека обозначается посредством языкового описания, обретает так называемый знаковый смысл. Только при помощи языка возможно синхронизировать и конкретизировать окружающий мир. Из этого можно сделать вывод, что деятельность с изготовлением и использованием каких-либо орудий труда могла возникнуть никак не раньше появления разговорной речи.
Исходя из этого, можно кратко проблему антропосоциогенеза разделить на три посыла: трудовая деятельность (возникновение орудий труда), язык (возникновение и развитие речи), социальная жизнь (объединение людей и установление основных межличностных отношения и запретов). Эти главные посылы антропосоциогенеза выделил Деметрий Фалерский, древнегреческий философ.
Концепции антропосоциогенеза
Проблему происхождения человека антропосоциогенез рассматривает в двух плоскостях: социальной и биологической. В ходе работы над решением этого философского вопроса умами человечества было создано несколько концепций: креационистская, трудовая, игровая, психоаналитическая, семиотическая.
Креационистская концепция
Название данной концепции пошло от термина "креационизм", что в переводе с латыни значит "творение". Она преподносит человека как нечто уникальное, нечто, что не могло возникнуть в этом мире без вмешательства сил извне, то есть Бога. Творец выступает не только как создатель конкретно человека, но и целого мира в общем. А человек в нем играет наивысшую роль - это венец ума, силы и мудрости, совершенное создание.
Креационистская концепция носит ярко выраженный религиозный характер. Ранее использовался мифологический подход к проблеме антропосоциогенеза. Считалось, что человек был создан из космоса, воды, земли или воздуха. Главное отличие человека от животного - в том, что у человека присутствует бессмертная душа. Ислам, иудаизм и христианство соглашаются и поддерживают эту теорию, так как она является основополагающей в их религиозных учениях.
Креационистская концепция не является забытой или опровергнутой, сторонники этой теории работают над ее доказательством и в современном мире. Скачкообразные этапы эволюции, наличие разума, способность к аналитическому мышлению, нравственность - все это не могло возникнуть само по себе. Теория Большого Взрыва или внеприродный источник создания в облике Бога - вот чем можно объяснить эти процессы в становлении человека.
Трудовая концепция
Эта концепция является продолжение теории Дарвина об эволюции человека. Дарвин доказал присутствие процесса эволюции в биологическом смысле, он обосновал появление различных видов и подвидов животных. Но ученый не дал конкретного и четкого ответа на вопрос, каким образом примат смог эволюционировать до человека. Считается, что именно труд помог превратиться в человека примату, то есть обезьяне. В ходе вынужденной необходимости обеспечивать себе условия для выживания у будущего Homo sapiens появляется прямохождение, видоизменяется рука, увеличивается объем мозга, развиваются навыки речи. И не только. В это же время труд заложил основы социального взаимодействия между первобытными людьми и, как следствие, - появление и становление общества и нравственности.
Исходя из трудов Фридриха Энгельса, который является основоположником этой концепции, антропосоциогенез и проблема возникновения человека зависят от двух факторов:
- Природно-биологический фактор. Изменение земного климата заставило предков современного человека спуститься с деревьев и приобретать новые навыки выживания в изменяющемся мире.
- Социальный фактор. В него включается деятельность с использованием самодельных орудий труда; появление речевого аппарата как способа описывать и передавать происходящие вокруг события, свой опыт, воспоминания и т.д. Также сюда можно отнести появление запрета на половые связи близких родственников и убийства соплеменника; прогресс в изготовление орудий, а именно - неолитическую революцию.
Помимо представленных теорий, есть мнение, что труд в первую очередь повлиял на возникновение культуры. А она впоследствии сделала возможным развитие человека в физической и социальной сферах.
Игровая концепция
Трудовой концепции противопоставляется игровая модель Й. Хейзинги. В ней игра решает проблему антропосоциогенеза. Человек получает все свои полезные физические и социальные навыки именно благодаря игре. Свободная творческая активность, избыточная по отношению к материальным интересам и необходимости выжить, выражающаяся в игровой форме, и является первой причиной формирования культуры, философии, религии и необходимости физического развития.
В современной философии, искусстве и науке не сложно увидеть признаки игрового характера, что не позволяет отбросить данную теорию как несущественную. Как ребенок во время игры познает окружающий мир, приобщается к существующей действительности, так и первобытный человек, играя, адаптировался и развивался в меняющемся мире. Проблема антропосоциогенеза в философии состоит в том, что сопоставить воедино и определить последовательность возникновения определяющих признаков и факторов биологического и социального аспектов жизни человека не удается до конца ни с одной теорией.
Психосоматическая концепция
Кратко проблема антропосоциогенеза в философии с точки зрения психосоматической модели лежит в двух понятиях: тотем и табу. Тотем возникает вследствие гибели предводителя общины от рук своих сыновей. И после убийства он обожествляется и становится тотемом и почитаемым предком. Табу возникают, также основываясь на трагических событиях. Религия и мораль возникают из фатальных ситуаций в сексуальной жизни общины. И именно они в большей степени повлияли на дальнейшее развитие культуры и самого человека.
Семиотическая концепция
Проблема антропосоциогенеза в семиотической концепции решается с появлением языка. Когда возникла речь и человек смог донести свои мысли до другого индивида, именно тогда и произошло культурное и социальное развитие. Семиотическая модель представляет человека единственным существом, которое может создать подобную знаковую систему.
Космогоническая концепция
Эта теория немного соприкасается с креационистской теорией, так как возникновение человека не представляется как результат эволюции, а считается полученным вне нашего мира. Космогоническая модель предполагает, что человек был "внедрен" на планету Земля другой инопланетной цивилизацией. Кем конкретно и с какой целью - на эти вопросы теория не отвечает. Также космогоническая концепция не может объяснить, каким образом возникла жизнь в космосе.
Концепция "разумного плана"
Это совершенно новая и современная теория, раскрывающая проблему антропосоциогенеза в философии. Несмотря на ее новизну, она уже сумела получить одобрение ряда современных научных деятелей и философов-теоретиков. В концепции "разумного плана" не выдвигается принципиально новых идей о биологическом и социальном становлении человека - в ней рационально взаимосвязываются возникшие ранее концепции антропосоциогенеза. Исходя из этой теории, существует высшая сила, которую условно можно назвать Богом или Творцом, еще не известная современной науке. Эта сила спроектировала и запустила комплексную программу развития Вселенной. А как эта программа реализуется, описывается в прочих моделях антропосоциогенеза. То есть и космогоническая, и креационистская, трудовая, игровая, семиотическая, психосоматическая модели антропосоциогенеза имеют место, действуют как различные предопределенные механизмы действия единой общей системы. Системы, цель создания которой пока что никому не доступна...
Уникальные возможности человека
Homo Sapiens - это биологический вид, который имеет как схожие черты и признаки представителя животного мира, так и совершенно индивидуальные, неповторяющиеся более ни у одного вида и подвида на планете Земля. Рассматривая вопрос со стороны биологического развития, можно отметить ряд качеств, которые существенно отличают человека от животного и помогают в поиске возможных решений проблемы антропосоциогенеза. Социальное и биологическое в человеке - настолько неразделимые понятия, что крайне трудно рассматривать эти вопросы по отдельности. Итак, только человек может:
- Приспособить окружающую среду под себя (животное всегда само приспосабливается к существующим условия, не пытаясь их изменить).
- Изменять природу в интересах общественности (животные способны только на удовлетворение физиологических потребностей).
- Развиваться и создавать условия для освоения в новых областях. Имеются в виду области и среды нашей природы - вода, земля, воздух, космическое пространство (животное не способно самостоятельно изменить способ и среду для выживания).
- Создать массовое производство вспомогательных средств (животное использует орудие труда хаотично, по мере необходимости).
- Рационально использовать свое знание, может разумно мыслить и заниматься исследовательской и научной деятельностью (животное полагается только на свои инстинкты и рефлексы).
- Создавать предметы творчества, морально-этические и нравственные ценности (действия животных направлены только на практическую полезность).
Биосоциальные умения человека
То, что человек одновременно является и частью общества, и частью органической природы, было обозначено еще древнегреческими философами. "Политическое животное" - вот название, которым окрестил Аристотель современного человека. Этим он хотел подчеркнуть то, что в человеке уживаются два начала: социальное (политическое) и биологической (животное).
С точкии зрения биологии человек является млекопитающим высшего вида. Это определение подкрепляется несколькими видовыми признаками, такими как продолжение рода, адаптация и саморегуляция. Также к биологическим свойствам можно отнести процесс появления вторичных половых признаков, возможность освоить язык в период детского возраста, существование периодов взросления человека, жизненных циклов. Биология указывает на то, что каждый человек является совершенно индивидуальным, так как набор генов, получаемых от родителей, не может быть в точности повторен.
А такие процессы, как язык, мышление, деятельность, направленная на производство, социальная и политическая активность, являются определяющими социальными признаками человека. Еще Маркс выделял то, что человек не может состояться без социума. Без общества ни один человек не сможет самореализоваться. Сознание и мышление человека могут быть сформированы только вследствие общественного взаимодействия.
Философские проблемы антропосоциогенеза указывают на то, что социальные и биологические навыки человека не могут существовать по отдельности. Без процесса биологической эволюции современный человек еще мог бы появиться, но без социальной жизни невозможно представить его становление на уровне высшего существа на нашей планете.