Часто можно слышать, как люди говорят наречие «прозаично». И это не касается жанров литературного творчества – поэзии и прозы. Разберем сегодня наречие, узнаем, что оно значит, а главное, осознаем, что повседневное существование – это не так уж и плохо.
Значение
Естественно, чтобы ответить на вопрос о наречии, лучше всего заглянуть в толковый словарь и узнать смысл родственного прилагательного. Незаменимая книжка говорит нам, что значение у него следующее: «Будничный, ограниченный мелкими житейскими интересами».
Содержание прилагательного (и наречия) раскроется в полную силу, когда будут рассматриваться синонимы. Как видим, вопрос, что значит "прозаично", не так интересен, нежели то, почему проза попала в такую немилость по сравнению с поэзией. Но сначала синонимы.
Аналоги
Как правило, у человека уже есть какой-то лексический багаж, когда он хочет узнать значение того или иного слова. Метод аналогии эффективен и тогда, когда речь идет об усвоении новых прилагательных, наречий, глаголов и существительных, поэтому без стеснения посмотрим, какие есть замены объекту исследования. Вот список:
- буднично;
- неинтересно;
- обыденно;
- приземленно.
Надеемся, что теперь ясно, как это, прозаично, ведь ничего сложного в вопросе нет, когда под рукой есть словарь.
Почему проза попала в немилость?
Это сложный вопрос. С одной стороны, проза, как и поэзия, – это вид литературной практики, литературного искусства, а с другой – проза всегда была на вторых ролях по сравнению с поэзией. Например, никому в голову не придет говорить о себе: «Я прозаик!». Но, как мы знаем из практики, поэтом себя считает каждый парень в семнадцать лет, просто рифмуя слова. Откуда такая увлеченность?
С давних пор известно, что поэты – это люди избранного круга, возвышенные и глубоко духовные. Никому не хочется быть обычным, так и возникает почти маниакальное увлечение стихосложением. Затем, конечно, внимание этих юношей занимают более насущные проблемы, и они, став взрослыми, либо ностальгически воспоминают свои стихи, либо посмеиваются над ними, но профессиональными авторами становятся единицы, естественно.
В прозе нет рифм и стихотворного размера. Слово пришло к нам из французского, а в язык Бодлера оно попало через латынь, в которой означает «свободную речь». Полностью выражение звучит так: Prosa oratio. Затем от него осталось только первое слово.
Реальность, даже если она сопротивляется и поворачивается к поэту своей неприглядной стороной, в его творчестве облагораживается. Например, вспомните военные стихи и военную прозу, они отличаются. В последней значительно больше реалистичности. Проза порой и нужна для тех явлений, о которых в поэзии не расскажешь из-за ограниченности жанра. В прозе можно написать «шел дождь», «стоял стул». В поэзии тоже можно, но стихи – это все равно нечто более возвышенное. Не исключено, что причина именно в наличии в поэзии ограничений (рифма, размер, ритм). Хотя, конечно, ХХ век в искусстве многое изменил, но язык не всегда успевает угнаться за переменами. Да и кроме того, поэзия у прозы выигрывает по части возвышенности, так или иначе. Языковая традиция несправедлива: прозе отдается все скучное, неинтересное, будничное, а поэзии – возвышенное, восхищающее, завораживающее.
Когда человек упоминает о том, что его работа скучная, он говорит следующее: «Да, в ней нет поэзии, творчества». Можно подумать, что прозаического творчества не существует в природе. Дискриминация доходит до того, что можно слышать: «Да, это очень поэтичный роман». То есть стихотворный слог – это мера литературности вообще. Прозаично – это не то, что нужно, даже когда дело касается, простите за тавтологию, прозы.
Прозаическое существование – это не всегда плохо
Теперь можно легко и непринужденно ответить на вопрос: «Прозаичный человек – это кто такой?» Читатель и без нашей помощи сформулирует примерно так: «Это человек, замкнутый в пределах повседневных, бытовых интересов и забот». Из этого лапидарного определения можно извлечь что угодно. Причем нельзя сказать, что у таких людей нет духовных потребностей. Возможно есть, но они не выходят за пределы общепринятого. Другими словами, такой человек живет прозаично – это значит скучно, неинтересно. В его жизни нет места порыву, выдумке, фантазии, поэзии!
Но чтобы защитить обывателя и рядового гражданина, скажем: прозаическое существование – это не так уж плохо. Вспомним, например, замечательное произведение Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». В нем главный герой, лежа в солдатской землянке, думает о том, как эфемерна на самом деле обыденность. Раньше он ругался с булочником по поводу хлеба, хотел каких-то костюмов, галстуков и непременно в театр по выходным, а теперь ему хватает и того, что есть горячая лапша в котелке и землянка. И вот герой думает, неужели после войны будет возможна та самая повседневность, что была до? Ему это кажется невероятным.
Поэтому обыденность не всегда зло, иногда она, наоборот, нечто такое, к чему человек стремится всей душой.