В XXI веке большое значение обретают информационно-технологические процессы. Деятельность человека зависит от умения воспринимать и владеть данными. Специалист любой отрасли должен уметь обрабатывать потоки сведений, используя различные средства связи. Именно информационный уровень определяет степень развития государства. Ее индустрия обеспечивает пользователей всеми необходимыми продуктами и услугами.
Но в некоторые периоды истории возникают несоответствия между интеллектуальными способностями человечества и непреодолимым потоком знаний. Человек становится не в состоянии обработать поступающие данные, наступает информационный кризис. О том, что это такое и когда возникает, речь пойдет далее.
Социальные процессы
Информационная экономика стремительно развивается. Человеческое общество приступает к новому этапу своей эволюции – информационному. Доля информационной экономики в передовых странах составляет 40-60% рабочего времени, и она постоянно растет.
Общество постепенно переходит к постиндустриальной, а затем и к информационной фазе. Критерием этих процессов служит количество людей, занятых в обслуживающей отрасли:
- если больше половины населения работает в обслуживающей области, значит, общество вошло в постиндустриальную стадию эволюции;
- если более половины населения занимается информационными услугами, тип социума считается информационным.
Исследователи считают, что США перешло к постиндустриальной стадии в 1956 году, а к информационной – в 1974 году. Шедевры этой и многих других стран в области информатизации объясняются явлением «экологического колониализма», то есть выносом производств в иных страны.
За последние века объем знаний, полученный человечеством, стремительно умножается, причем динамика эта неуклонно возрастает. В конце XX века масштаб информации увеличился в 30 раз по сравнению с предыдущими периодами. Подобное явление называется «информационным взрывом».
Процесс эволюции социума
Информационный взрыв проходит в сочетании с прочими процессами, говорящими о том, что начинается век информации. Среди них можно выделить:
- уменьшение времени удвоения количества знаний;
- повышение материальных затрат на процессы, связанные с информацией, в отличие от таких же расходов на энергетическую отрасль;
- появление возможности видеть человечество из космоса.
Подобная концепция социальной эволюции была разработана западными учеными. Отечественные исследователи обратились к теории позже. Это объяснялось негативным отношением коммунистического общества к иным видам идеологий.
Процесс социальной информатизации вмещает в себя:
- медиатизацию – совершенствование методов нахождения и передачи информации;
- компьютеризацию – обновление методов обрабатывания информации;
- интеллектуализацию – повышение интеллектуального уровня общества.
Явление сопровождает демократизацию, сливается с процессами интеллектуализации, усиливающими творческий ресурс человечества. В чем заключается информационный кризис – об этом речь пойдет далее.
Поворотные моменты эволюции
Информационный кризис – это явление, которое активно проявило себя с наступлением XX века. Он заключается в том, что хлынувшие на человека потоки сведений были столь значительными, что обработка оказалась неосуществимой. Кризис затрагивает научные исследования, работы технической отрасли, общественно-политическую жизнь.
Умножение объема знаний происходит со стремительным увеличением скорости. Если в начале XX века удвоение знаний происходило раз в 50 лет, в 70-х годах оно фиксировалось каждое пятилетие, и процесс ускорения не останавливается.
Проявление
Информационный кризис проявляется по-разному. Научные публикации в различных отраслях знаний печатаются в больших количествах, но доступ к их чтению порой затруднен. В результате специалисты не имеют возможности ориентироваться в научных публикациях, что приводит к дублированию трудов и прочим негативным моментам.
Порой создать техническую модель гораздо проще, нежели найти документацию о нем.
Политические лидеры, не владеющие той или иной информацией, могут попасть в неприятную ситуацию с опасными последствиями. Конечно, не все зависит от осведомленности, но и она играет не последнюю роль.
В итоге наступает информационный кризис, проявление которого заключается в следующем:
- поток знаний превышает возможности человека по его принятию и обработке;
- создается большой объем лишних сведений, затрудняющих принятие нужных;
- появляются различные барьеры распространения знаний.
Причины
Ученые называют различные причины информационного кризиса. Среди них принято выделять общие и конкретные. К общим относятся:
- любые эволюционные процессы с течением времени исчерпывают сами себя;
- научная ценность со временем замещается чем-то иным.
Конкретные причины кризиса можно выразить так:
- недоступность необходимых сведений для научного развития;
- недостатки в сборе и обрабатывании информации различных сфер деятельности человека;
- невозможность нахождения информации для небольших организаций;
- коммерциализация информационной сферы;
- нерациональная трата средств при распространении сведений.
Выход
Преодоление информационного кризиса частично возможно в результате применения новых технологий. Появление новых способов распространения, переработки сведений уменьшают препятствия при доступе к ним. Конечно, только технологии не решат проблему, ведь она затрагивает экономическую и юридическую сферы – сведения имеют стоимость и владельца. Кризис – это комплексное явление, а потому может быть разрешен в результате совместного подхода деятелей одной страны и мирового сообщества.
Выход из него возможен и в результате информатизации общества. Что подразумевается под этим понятием, мы уже рассмотрели ранее.
Основные революции
В процессе эволюции человечества известно несколько крупнейших информационных революций:
- первая обусловлена появлением письменности;
- вторая, в XVI веке, объяснялась возникновением книгопечатания;
- третья, в конце XIX века, связана с созданием электричества и появлением радио и телефона;
- четвертая, в середине XX века, объясняется появлением компьютера и разных телекоммуникационных средств;
- пятая связана с интеграцией информационных процессов всего мира, с появлением сети Интернет.
Важные события
В послевоенный период произошли застои в экономике. Это были кризисы 1974-1975 годов, а также 1980-1982 годов. События охватили все развитые страны. Производство упало, начался рост безработицы.
Мир капитализма вошел в кризисы незаметно. На внутригосударственном рынке царило перенасыщение продуктами.
Кроме экономического кризиса, наступил и энергетический. Арабские страны повысили цены на нефть. Энергия и сырье стали стоить дорого. Требовался переход к интенсивному типу производства, благодаря которому можно было бы сберегать энергию и материалы, а также уменьшить различные затраты.
Подобный переход требовал новых технических средств и приемов. В результате началась третья технологическая революция, благодаря которой закончились два века развития индустриального общества.
Кризисы 1970-1980, становление информационного общества в конце XX века сыграли важную роль. Рассмотрим подробнее эти события.
Кризис 70-х годов выразился в том, что снизилась эффективность обмена информацией. Это проявилось в том, что:
- вырос объем публикаций;
- затруднился процесс общения специалистов из разных сфер;
- увеличился объем знаний, который не были опубликованы;
- наметилась проблема межъязыкового общения в мире.
Значительным шагом к преодолению этого негативного явления стало появление микропроцессора в 1971 году.
Результат социальных процессов
К чему привели кризисы 1970-1980 гг.? Становление информационного общества стало результатом предшествующих событий. Специалисты называют несколько черт, присущих такому социуму:
- произошло разрешение информационного кризиса, то есть преодолено несоответствие между внушительными масштабами информации и голодом;
- информационный поток находится в приоритете перед другими ресурсами;
- основная форма развития социума – информационная экономика;
- фундаментом общества считаются информационные технологии, захватывая все области человеческой жизни;
- создается одно информационное пространство для всего мира, и каждый человек имеет доступ к его ресурсам.
Это основные положительные моменты.
Итак, мы рассмотрели кризисы 1970-1980 гг., становление информационного общества и его характеристики.