История датской художницы Герды Вегенер является невероятной смесью “розовой”, лесбийской романтики на рубеже XIX и XX веков. Ее эротические картины, которые изобиловали арлекинами, прозрачным кринолином, непристойными позами, произвели невероятный фурор в таком свободолюбивом и падком до новшеств городе, как Париж. Эта история закончилась первой во всем мире пластической операцией по смене пола, в результате которой супруг художницы - Эйнар Вегенер – стал женщиной, сделав этим как себя, так и свою бывшую супругу знаменитыми на весь мир. Однако желание стать матерю стоило Эйнару-Лили жизни.
Герда Вегенер: биография
Будущая художница родилась в городке Грено, который находился в датской Ютландии, в 1886 году. При рождении ее нарекли Гердой Готлиб. Ее отец был викарием, выходцем из Франции, семья которого десятилетия назад в связи с верой эмигрировала оттуда в консервативную Данию и поселилась на побережье. Естественно, в семье царили очень строгие нравы, и девочка получала консервативное воспитание. В подростковом возрасте будущая художница Герда Вегенер каким-то образом убедила своих родителей отпустить её на учебу в столицу страны – город Копенгаген. Там она поступила в колледж, действующий при Королевской женской академии культуры и изящных искусств. Девочка делала довольно большие успехи, и преподаватели выделяли ее как одну из своих талантливых учениц.
Знакомство с будущим супругом
В академии Герда встретилась с молодым человеком, художником Эйнаром Вегенером, который был старше ее на четыре года. Между ними возникли какие-то особые взаимоотношения, и вскоре молодые решили сочетаться друг с другом узами брака. Девушке было всего лишь 19 лет. Она была очень молода и неопытна. Однако после замужества, поселившись в богемной среде, причем в самой столице, она из невинной провинциалки и простушки превратилась в экзальтированную дамочку, которая всегда желала шагать впереди своего времени. Она серьезно занималась искусством, однако ее картины поражали многих смелостью и непредсказуемостью.
В Париже
В 1912 г. чета Вегенеров приехала жить в Париж. В этом городе молодых привлекала свобода и процветание искусств. Копенгаген по сравнению с французской столицей был очень чопорным и консервативным. Герда Вегенер всегда жаловалась, что там ей для творчества не хватает свободы. В поисках себя молодые художники долгое время путешествовали по Западной Европе, однако все же решили сделать остановку в Париже. Сразу же после прибытия супруги отправились в отель d'Alsace и сняли номер. При ознакомлении с гостиницей сотрудница-гид рассказала, что именно в том номере, куда поселили молодую пару, в 1900 году, то есть ровно 12 лет назад, умер великий английский писатель Оскар Уайльд. Герда и Эйнар были и шокированы этим, и в то же время чувствовали какой-то благоговейный трепет от осознания того, что они сейчас прикасаются к предметам, которыми когда-то пользовался их любимый писатель, дышат тем же воздухом. Несколько дней подряд они читали друг другу вслух произведения Уайльда. В них их особенно привлекали запретная сексуальность, трагедия и красота.
Известность
Картины Герды Вегенер, ее иллюстрации своим содержанием выражали свободный дух автора. Практически на всех ее картинах изображалась одна и та же чувственная кареглазая красотка с прической каре и полными губами. Кто же эта таинственная незнакомка, эта натурщица, от которой невозможно глаз отвести? Когда истина была раскрыта, общественность была шокирована: оказалось, что эта сексапильная красотка с картин Герды – ее переодевшийся муж Эйнар.
Псевдоним Лили Эльбе
Так как же получилось, что супруг художницы согласился позировать жене, причем в женском обличье? А все началось с того, что одна из натурщиц Герды не смогла прийти на сеанс, и тогда она попросила своего супруга Эйнара, который выделялся какой-то необычайной женственностью, надеть пару чулок и туфли на каблуке и заменить натурщицу. Вегенер, как ни странно, сразу же согласился, причем ему это так понравилось, что он стал преображаться в женщину не только во время сеансов живописи, но и в повседневной жизни. Видимо, в нем проснулось женское самосознание. Он даже начал представляться якобы сестрой Эйнара и зваться Лили Эльбе. Герде было очень удобно иметь под рукой такого натурщика, который понимает ее с полуслова. Он стал ее главной музой. Именно благодаря ему она также стала портретистом.
Творческая деятельность
Через какое-то время художница пожелала устроить выставку, в экспозицию которой входили и ее портреты, и декадентские рисунки, которые были насыщены эротизмом. Они вызвали в обществе резонанс и даже привели к общественным беспорядкам. Герда также сотрудничала с модным журналом Vogue и создавала иллюстрации для глянца. Ей также стали доверять иллюстрации для некоторых книг соответствующей тематики, например “Приключения Казановы”. В их парижской студии Les Arums то и дело организовывались дикие вечеринки, куда попасть было не так уж и легко.
Тяга к Лили
Самое интересное заключалось в том, что между Гердой и Эйнаром стали развиваться очень необычные отношения. Они самопроизвольно стали воспринимать Лили как отдельную личность, не имеющую к Эйнару никакого отношения. Причем Герда Вегенер, говоря о ней, использовала местоимения и глаголы в третьем лице. Иногда она говорила своему законному мужу: “Хочу, чтобы сегодня нас посетила Лили”. Самое интересное, что ей с Лили было намного приятнее общаться, нежели с угрюмым Эйнаром. А тот в свою очередь признавался, что ему гораздо комфортнее находиться в женском обличье, поскольку в мужском его начинала мучить депрессия и накатывали приступы удушающего кашля. К тому же, преображаясь в Лили, он приобретал новый смысл жизни, глаза его блестели и он испытывал настоящее счастье. К 1930 году Эйнар созрел в своем решении о смене пола. Для этого он отправился в Германию, где некий доктор обещал впервые в мире сделать подобную операцию.
Заново родившийся (или родившаяся?)
Герда Вегенер всюду сопровождала мужа, всегда была с ним рядом, ведь, по сути, нужно было сделать не одну, а сразу несколько операций. В результате всего этого Лили (впредь будем называть бывшего супруга нашей героини женским именем) утверждала, что чувствует себя заново рожденной. Она сразу же помолодела, кожа стала мягче. Она больше не желала рисовать. Хотела, чтобы ее больше ничего не связывало с Эйнаром, конечно же, кроме Герды. Они вместе вернулись в Копенгаген, где начали жизнь заново. Лили то и дело ловила на себе восхищенные взгляду мужчин и испытывала невероятный восторг. А Герда в то время продолжала художественную деятельность, организовывала выставки-продажи своих картин, а на вырученные деньги продолжала “баловать” подругу новыми операциями. Но вот наступил момент, когда ее выставки перестали интересовать зрителя, и тогда пара полностью забросила творчество.
Расставание
Через год после того как Эйнар окончательно стал Лили, они с Гердой официально развелись, и каждый пошел по своему пути. Художница вышла замуж за офицера итальянской армии, который проходил службу в Марокко, и отправилась к нему, а Лили вновь влюбилась в художника, но на этот раз в мужчину. Однако она мечтала о потомстве, ей хотелось во что бы то ни стало познать радость материнства. Для этого она решилась на сложнейшую операцию по пересадке матки. Однако это послужило причиной ее смерти: организм не захотел принять инородный орган, и произошло его отторжение.
Дальнейшая судьба Герды
Узнав о трагедии, которая произошла с ее любимой Лили, Герда пережила глубочайший стресс. Вскоре она развелась с новым мужем, к которому не испытывала никаких чувств. К тому же этот офицер оказался большим мотом и азартным игроком и спустил все её имущество по ветру. Вернувшись в Копенгаген, она поселилась в доме, где когда-то жила со своими Эйнаром-Лили. Знакомые говорят, что она так и не смогла оправиться после смерти любимого “супруга”, она сторонилась всех и жила настоящей затворницей до конца своих дней. К тому же ее картины перестали пользоваться былым успехом и потеряли свою актуальность. На хлеб насущный женщина стала зарабатывать рисованием самых обыкновенных рождественских открыток, а их покупатели даже не могли предположить, что автором этих карточек является некогда известная не только в Дании, но и в самом Париже художница Герда Вегенер. С каждым годом ей становилось все сложнее зарабатывать деньги. Вскоре она пристрастилась к алкоголю и умерла, пережив свою любимую Лили на целых десять лет. Ей было всего лишь 56. Вот так трагично завершили свой земной путь эти две личности, которые смогли увековечить себя в истории как самая смелая и эксцентричная пара.