Трипольская культура: характеристики и фото

В течение трех тысячелетий, на протяжении которых Ной успел построить ковчег, а жители берегов Нила - возвести пирамиды своим богоподобным фараонам, на обширной равнине между Дунаем и Днепром жили люди, сумевшие достичь необыкновенно высокого уровня развития ремесел и сельского хозяйства. Этот отрезок мировой истории получил название Трипольской культуры. Кратко остановимся на основных имеющихся о нем сведениях.

Открытия, сделанные в конце XIX века

О Кукутень-Трипольской культуре научный мир заговорил еще в начале XX века. Толчком к этому послужил ряд археологических находок. Первые из них были сделаны в 1884 году исследователем Теодором Бурадо. Производя раскопки в районе села Кукутень (Румыния), он обнаружил терракотовые фигурки и элементы глиняной посуды, позволявшие сделать вывод, что они относятся к автохтонной, то есть оригинальной и характерной для определенного района, культуре.

Однако в 1897 году российский ученый Викентий Хвойко, производя раскопки в районе села Триполье Киевского уезда, извлек из земли артефакты, весьма схожие с теми, что тринадцатью годами ранее обнаружил его румынский коллега. В 1899 году Хвойко представил свои находки на XI археологическом съезде, проходившем в Киеве.

Культура, общая для окрестностей Триполья и Кукутени

В своем докладе, посвященном недавнему открытию, ученый заявил, что обнаруженные им артефакты позволяют говорить о существовании в период неолита особой, так называемой «Трипольской» культуры. Этот термин был введен им в соответствии с местом проводившихся раскопок.

Впрочем, ряд исследователей именует ее Кукутеньской, в память об открытии румынского археолога Т. Бурадо возле поселка, носящего это название. Уже тогда стало ясно, что в руки ученых попали образцы единой культуры. Позднейшие находки подтвердили это предположение и позволили более подробно очертить регион, в пределах которого селились создавшие ее народы.

Территория Трипольской культуры в VI-III тысячелетии охватывала все Дунайско-Днепровское междуречье, и своего наивысшего расцвета достигла в период между 5500 и 2740 гг. до н. э. Захватив Правобережную Украину, часть Молдавии, Восточной Румынии и Венгрии, она развивалась в течение почти 3 тыс. лет.

Исследования Э. Р. Штерна

Незадолго до начала Первой мировой войны исследование Трипольской археологической культуры продолжил известный российский ученый Э. Р. Штерн. Свои раскопки он проводил на территории Венгрии, вблизи города Бельцы. Среди обнаруженных им артефактов имелось много образцов расписной керамики, что побудило его обратить особое внимание на этот раздел древнего искусства, и подготовить к печати посвященный ему сборник материалов.

Им было установлено, что родоначальниками Трипольской культуры стали племена, населявшие в период неолита (позднейшего каменного века) бассейн рек Днестра и Буга. Пройдя в течение нескольких тысячелетий долгий и трудный путь развития, к середине VI века до н. э. они уже обладали достаточно совершенными орудиями труда.

Древние земледельцы

История Трипольской культуры хронологически совпадает с периодом, когда климат в этой части Европейского континента был влажным и теплым, что весьма способствовало возделыванию многих сельскохозяйственных культур. Данные, полученные исследователями, свидетельствуют о том, что даже на раннем этапе развития культуры, земледелие являлось в ней сформировавшимся и стойким элементом.

Так, в отличие от многих своих современников, трипольцы имели надежный семенной фонд, следы которого были обнаружены при раскопках. Основными производимыми ими культурами были пшеница, овес, ячмень горох и просо. Однако древние земледельцы выращивали также абрикосы, алычу и виноград. Характерной особенностью земледелия у представителей Трипольской культуры была подсечно-огневая система, при которой территории дикого леса выжигались, а затем распахивались под сельскохозяйственные угодья.

Успехи в животноводстве

Весьма существенную роль в жизни трипольцев играло животноводство, в котором они также опередили многих своих современников. Ими были достигнуты значительные успехи в разведении ранее одомашненных животных, в первую очередь таких как коровы, лошади, козы и овцы. Причем последние приобрели особо важное значение в хозяйственной деятельности жителей южного региона на завершающем этапе существования культуры.

Характерно, что в плане одомашнивания лошади трипольцы во многом превзошли своих соседей – скифов, сарматов и ариев, культура которых формировалась под влиянием народов, населявших Северное Причерноморье. Они почти на полтора-два тысячелетия опередили этих степных жителей в устройстве стойлового содержания животных, позволившем избегать потерь в зимние месяцы, сопровождавшиеся морозами и бескормицей. Благодаря развитию молочного производства жеребят в случае необходимости вскармливали коровьим молоком, что значительно сокращало падеж молодняка.

Исконные промыслы древних людей

В то же время племена, являвшиеся представителями Трипольской культуры, не пренебрегали и исконными занятиями древних людей – охотой, рыболовством и собирательством. Об этом красноречиво свидетельствуют найденные в ходе раскопок фрагменты луков, стрел и гарпунов. Характерно, что уже в этот ранний период истории трипольцы использовали на охоте собак.

Природные особенности данного региона создавали для их промыслов самые благоприятные условия, что также удалось установить на основании проведенных раскопок. Стало известно, например, что в речных протоках, изобиловавших рыбой, нередко попадались сомы, достигавшие двух метров в длину, а окрестные леса были наполнены дикой грушей, кизилом и вишней.

Многотысячные поселения трипольцев

Успехи, достигнутые в сельском хозяйстве и позволившие значительно увеличить производство продуктов питания, во многом стимулировали рост населения на территориях, где впоследствии появились села Триполь и Кукутень. Любопытно отметить, что в период расцвета этой своеобразной культуры количество жителей отдельных селений достигало 3-5 тыс. человек, что по тем временам являлось уникальным явлением.

Древние трипольцы предпочитали селиться на пологих и удобных для земледелия склонах расположенных вблизи рек. Площадь занимаемых ими участков была весьма обширной, и включала в себя порой десятки гектаров. Застраивалась она жилищами, представлявшими собой как наземные глинобитные сооружения, так и обычные землянки.

В обоих случаях их отличительной чертой являлось отопление, осуществлявшееся за счет печей с трубами, выведенными сквозь кровлю. Для сравнения можно отметить, что большинство жителей прочих регионов, в которых зимой наблюдались низкие температуры и, следовательно, была нужда в отоплении, пользовались примитивными очагами, размещавшимися в центре жилых помещений и топившимися «по-черному», то есть без труб.

Особенности уклада жизни трипольцев

Как показали исследования, значительная площадь в их весьма просторных жилищах отводилась под кладовые. На основании проведенных измерений археологи пришли к выводу, что селились в них не отдельные семьи, а целые родовые общины. Очевидно, это связано с тем, что коллективно было легче решать хозяйственные задачи, а при необходимости - защищать свое жилище.

Поскольку основным источником существования трипольцев являлось земледелие, у них периодически возникала необходимость переносить свои поселения на новые места, так как окружавшая их земля со временем истощалась и переставала приносить урожаи. По этой причине раз в 50-70 лет они оставляли насиженные места и перебирались в соседние районы, где почва была более плодородной. В результате производимых продуктов, и в первую очередь хлеба, хватало не только для удовлетворения собственных нужд, но и для торговли с представителями других цивилизаций той эпохи, такими как жители Кавказа, Малой Азии и даже Египта.

Керамика Трипольской культуры

Кроме продуктов питания, предметом экспорта трипольцев были гончарные изделия, выполнявшиеся на чрезвычайно высоком для того времени художественном уровне. Их отличительной чертой была роспись, нанесенная на керамическую поверхность. Как показал лабораторный анализ посуды, обнаруженной в ходе раскопок, она изготавливалась из гончарной глины и кварцевого песка с добавлением ракушек пресноводных моллюсков.

Поскольку мастерам того периода еще не был известен гончарный круг, то свои изделия они выполняли на твердой, неподвижной основе, что отражалось на их особенностях. Так, отмечено, что у большинства образцов посуды при весьма массивном днище стенки имеют неравномерную толщину и не всегда правильную форму. Однако этот недостаток, вызванный несовершенством технологии их изготовления, с лихвой окупался красотой росписи, покрывавшей наружную поверхность изделий. В ней искусство Трипольской культуры достигло необычайно высокого уровня.

Кремневые орудия труда

Кроме производства гончарных изделий, трипольцы достигли высокого уровня и во многих других ремеслах. Основы будущих успехов были заложены ими еще в середине IV века до н. э., когда на смену производившимся ранее каменным орудиям труда пришли изделия из кремня – сырья, широко использовавшегося мастерами того периода. Из него изготавливали серпы, наконечники стрел и топоры, отличавшиеся необычайной прочностью и долговечностью.

В рамках данной статьи трудно охватить все стороны данной культуры, но на двух из них следует непременно остановиться. Прежде всего это использование бронзы. Несмотря на то что, по утверждению исследователей, в мире ее широкое освоение началось примерно в 3-м тысячелетии до н. э., многие бронзовые изделия, созданные трипольскими ремесленниками, почти на 2 тыс. лет старше. При этом в них отсутствуют такие характерные для начального периода недостатки, как газовая пористость и усадочные дефекты.

Кроме того, сенсацию в научном мире вызвал ряд керамических изделий, датированных пятым тысячелетием до нашей эры. Дело в том, что на них были изображены повозки, оснащенные колесами, тогда как родиной этого важнейшего атрибута цивилизации принято было считать юг Месопотамии, где он появился не ранее 3300 года до н. э. Таким образом, древние трипольцы имеют все основания считаться изобретателями колеса.

Заключение

Благодаря исследованиям ученых всего мир в наши дни объем знаний в этой области необычайно велик. Достаточно сказать, что за последние сто лет появилось около полутора тысяч научных трудов, посвященных Трипольской культуре. Коллекционируют же артефакты, полученные в результате раскопок, практически все крупнейшие музеи мира. Две фотографии, сделанные в их залах, представлены в данной статье. Однако, несмотря на прилагаемые усилия, еще очень многие вопросы остаются без ответов и открывают исследователям широкий простор для их деятельности.

Комментарии