Одно из самых значимых событий в мире кино - Каннский фестиваль - ежегодно собирает тысячи профессионалов синематографа, начинающих режиссеров и любителей киноискусства. Победители Каннского фестиваля удостаиваются различных привилегий и поддержки киноассоциаций. Лазурный берег становится местом притяжения всех модников и селебрити. Тех, кто не прочь засветиться перед камерами известных фотографов и посмотреть многообещающие фильмы Каннского фестиваля. Данная статья рассказывает об этом событии.
Особенности Каннского кинофестиваля
Каннский фестиваль берет свое начало в 1946 году. Именно тогда идейные вдохновители кинособытия определили его как способ привлечения внимания и развития всего кинопроизводства. С тех пор замысел и миссия Каннского фестиваля остаются непоколебимы, как и время, и место его проведения.
Традиционные майские встречи выпали на 17 число и продлились до 28 мая. Юбилейное семидесятое событие готовилось с особой тщательностью: от формирования состава жюри и конкурсных фильмов до дизайна афиши Каннского фестиваля. Когда у организаторов встал вопрос о том, кто же будет представлять на плакате столь значимое событие для кино, было только понимание, что персона должна быть узнаваемой, знаковой и свободолюбивой. Единогласно выбор был сделан в пользу итальянской актрисы Клаудии Кардинале. За основу взяли один из ее образов, запечатленных в далеком 1959 году на одной из крыш Рима. Мероприятие гостеприимно встретил Дворец фестивалей. Для показов лент были предоставлены залы "Люмьер", "Дебюсси", "Бунюэль". В честь юбилея Каннского фестиваля для гостей и отдыхающих Лазурного берега был установлен большой экран, где транслировались фильмы-призеры прошлых лет. Комплекты наград «Золотой пальмовой ветви» и «Гран-при» ждали своих обладателей. Фестиваль готовился представить около 80 картин конкурсных и внеконкурсных секций.
Состав жюри и специальные гости
Двенадцать знаковых имен в истории кино под председательством испанского сценариста и режиссера Педро Альмадовара вошли в список жюри Каннского кинофестиваля. Американский актер и продюссер Уилл Смитт, немецкий режиссер Марен Аде, китайская певица и актриса Фань Бинбин, итальянский сценарист Паоло Соррентино, а также Джессика Честейн, Пак Чхан Ук, Аньес Жауи, Габриэль Ярред строго и беспрестрастно оценивали картины в основном конкурсе. Актриса Ума Турман просматривала номинантов в категории «Особый взгляд». Конкурс короткометражек достался румынскому режиссеру Кристиану Мунджиу. Сандрин Киберлен возглавляла конкурс «Золотая камера». Ведущей мероприятия стала блистательная Моника Беллучи в роскошном платье от Dolce&Gabbana.
Процедура отбора картин для фестиваля
В Каннском фестивале существует несколько разных конкурсных секций, в которые, согласно принятому регламенту, попадают те или иные фильмы. Например, «Основной конкурс» наполняют картины в основном зрелых режиссеров, снявших свои шедевры не ранее, чем за год до кинособытия в Каннах. Их картины не должны быть в прокате на широком экране и не должны участвовать в других кинематографических международных конкурсах. Также исключено попадание в Интернет-ресурсы.
Второй по значимости конкурс – «Особый взгляд» - выявляет молодых талантов, режиссеров с большим будущим. Обладатели этой премии получают для своих работ поддержку в прокате Франции. В эту категорию попадают фильмы стран третьего мира, мусульманские и азиатские работы.
«Конкурс короткометражек» поддерживает новичков, выпускников известных кинопроизводственных школ. Существует также и «Двухнедельник режиссеров», его составляют блокбастеры, номинанты и победители Каннского фестиваля прошлых лет. Впрочем, подать заявку на участие в конкурсном и внеконкурсном показах может любой желающий, заполнив заявку на официальном сайте Каннского фестиваля.
Фильмы-номинанты
В основном конкурсе было заявлено 19 кинокартин. На «Золотую пальмовую ветвь» претендовали фильм «Кроткая» украинского режиссера Сергея Лозницы, «120 ударов в минуту» Робина Кампилло, «Роковое искушение» Софии Коппола, «Нелюбовь» Андрея Звягинцева и другие. Открывала показ картина «Призраки Исмаэля» Арно Деплешена. Знакомство с номинантами Каннского фестиваля происходило по традиции в зале «Люмьер».
Конкурсную программу на призы «Особого взгляда» открыл фильм «Барбара» режиссера Матьё Амальрик. Жюри во главе с Умой Турман оценивало картины «Теснота» режиссера Кантемира Балагова, «Подруга пустыни» (режиссеры Сесилия Атан и Валерия Пивато), «Ветреная река» Тейлора Шеридана, «Мастерская», «Везучая» и многие другие. Всего 18 фильмов. Задачей оценивающей стороны было определить судьбу главного приза «Особого взгляда», а также призов в номинациях «Лучшая режиссура», «Лучший сценарий», «Приз молодому дарованию», «Лучшая роль», «Специальный приз жюри».
Дебютанты фестиваля
Одним из дебютантов в качестве режиссера стала голливудская актриса и звезда саги «Сумерки» Кристен Стюарт. Она привезла короткометражную картину «Пойдем поплаваем». Сюжет - смешение реальности и сюрреализма в одном дне человека. Еще одна актриса, уже имеющая самые престижные премии, Ванесса Редгрейв, впервые выступила режиссером и сняла актуальный на сегодняшний день документальный фильм «Морская печаль» о беженцах.
Кантемир Балагов, режиссер из Кабардино-Балкарии, заявлен в номинантах «Особого взгляда» Каннского фестиваля с работой «Теснота». История, рассказанная автором, о бедной семье евреев, в которой происходит похищение родственника с последующим требованием выкупа. В какие рамки может поставить такая ситуация и как повлиять на поведение каждого героя, об этом повествует в картине режиссер.
Победители основного конкурса
«Золотую пальмовую ветвь» за лучший фильм получила картина «Квадрат» Рубена Эстлунда. Современная, ироничная, концептуальная история, по мнению многих критиков, заслуженно получила главную награду кинофестиваля. Фильм рассказывает о кураторе музея, который сталкивается с личными и рабочими проблемами в жизни, на фоне всего этого происходит еще и кража посреди бела дня его смартфона и кошелька. Некогда сдержанный и педантичный герой решается на «письма счастья» с угрозами, которые рассылает по дому, где живет потенциальный воришка. К чему приводит этот поступок, рассказывает киноработа.
Среди призеров Каннского фестиваля также оказалась София Коппола с наградой за лучшую режиссуру в картине «Роковое искушение»; Гран-при получили «120 ударов в минуту»; приз жюри отдан Андрею Звягинцеву за «Нелюбовь»; призов за лучший сценарий удостоились фильмы «Тебя никогда здесь не было» и «Убийство священного оленя», и это не единственные награды этих двух фильмов. Николь Кидман, сыгравшая в картине «Убийство священного оленя», была отмечена призом жюри «в виде исключения», а лучшим актером стал Хоакин Феникс, сыгравший в уже премированной работе «Тебя никогда здесь не было». Диана Крюгер стала лучшей актрисой.
Призеры «Особого взгляда»
Главный приз второго по значимости конкурса на Каннском фестивале «Особый взгляд» отправился иранскому режиссеру Мохаммаду Расулофу за работу «Неподкупный». Приз жюри забрали «Дочери Абриль». Тейлор Шеридан стал лучшим режиссером за картину «Ветреная река». Жазмин Тринка стала везучей, как и в одноименном фильме, и была удостоена приза за лучшую роль.
Независимые награды
Помимо основных наград в «Основном конкурсе» и «Особом взгляде», номинанты Каннского фестиваля могли побороться за независимые премии. Приз ФИПРЕССИ, учрежденный Международной федерацией кинопрессы, был отдан картинам «Теснота» и «120 ударов в минуту». Последняя также получила «Квир-пальму».
Российские участники
Андрей Звягинцев как завсегдатай Каннских фестивалей порадовал зрителей живым, актуальным и цепляющим кино. Его работа «Нелюбовь» была заявлена в номинантах «Основного конкурса» последнего Каннского фестиваля и удостоилась приза жюри. В центре событий - семейная пара, находящаяся на стадии развода. На фоне тяжелых взаимоотношений, равнодушия друг к другу героев пропадает их маленький сын. Поиски, волонтеры, полиция и поведение главных героев в этой ситуации приводят к пересмотру ценности человеческой жизни, семьи и любви. Главные роли в работе исполнили Алексей Розин, Марьяна Спивак, Марина Васильева, Матвей Новиков. Замысел картины появился благодаря продюсеру Александру Роднянскому, который предложил взять за основу бергманские "Сцены из супружеской жизни". Это и дало начало созданию киношедевра.
Многие критики прочили первую награду фильму. И хоть картина не взяла главный приз Каннского фестиваля, по словам режиссера, попасть в список номинантов - уже большая честь.