Яс Марина — гоночная трасса в Абу-Даби. Yas Marina Circuit
Что представляет собой гоночная трасса Яс Марина? Кем и когда она была сооружена? Какими параметрами обладает представленный трек? Предлагаем узнать ответы на эти и прочие вопросы, ознакомившись с нашей публикацией.
Историческая справка
Проект гоночной трассы Яс Марина разработан знаменитым немецким архитектором Германом Тильке. Для воплощения идеи в реальность неподалеку от города Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты) был насыпан искусственный остров. Изначально трасса задумывалась как аналог автодрома в Монако. Однако позже в проект были внесены существенные изменения.
Работы стартовали в 2009 году. В течение нескольких месяцев было проложено более пяти с половиной километров асфальтных покрытий. Открылся трек Yas Marina Circuit в конце того же года.
Разрабатывая проект гоночной трассы в Абу-Даби, архитектор Герман Тильке решил реализовать единственный в своем роде выезд с пит-лейна. После прохода по последнему пилоты оказываются в тоннеле, что изгибается под треком. В отличие от многочисленных автодромов для проведения гоночных соревнований «Формула-1», здесь спортсмены сворачивают направо, а выезд осуществляется слева от главной траектории движения болидов. Против осуществления такой идеи выступало немало конструкторов, утверждая, что подобный проект вызовет пробки на треке. Однако проведение первых Гран-при не подтвердило подобных опасений.
Особенности трассы
Трек Яс Марина разрабатывался с целью проведения самых зрелищных соревнований. Для этого на автодроме было реализовано множество высокоскоростных участков. В частности, здесь создана одна из самых длинных прямых в мире, прохождение которой дает возможность осуществлять обгон соперников. Также на трассе достаточно «медленных» извилистых секторов. Имеется участок, который в точности повторяет улочки на треке в Монако. Сектор часто называют городским.
Специфическая особенность трассы – движение гоночных болидов против хода часовой стрелки. Решение не только добавляет треку особой оригинальности, но также создает дополнительные трудности для пилотов, которые не привыкли к подобным условиям.
В целом Яс Марину считают чрезвычайно грамотно скомпонованной трассой. Здесь гармонично сочетаются самые разноплановые элементы, что позволило автодрому стать чрезвычайно красочным, самобытным и привлекательным.
Технические характеристики
Трасса Яс Марина занимает площадь более 160 гектаров. Автодром рассчитан на прием посетителей в количестве 50 000 человек. При оптимальной траектории движения болида расстояние от старта до финиша составляет 5 491 метр. Наиболее длинная прямая на треке имеет протяженность в 1173 метра. В большинстве секторов ширина трассы равняется 12 метрам, однако в некоторых участках изменяется до 16 метров. Согласно полученным данным, максимальная скорость, которую способен развивать болид в ходе движения по треку, составляет 317 км/ч. Возможным это становится перед захождением автомобилей в восьмой поворот. Для размещения команд имеется 40 комфортабельных боксов, в которых установлены мощные системы кондиционирования воздуха.
Прохождение трассы
В ходе соревновательной практики команды испытывают определенные сложности с подбором подходящих настроек для болидов. Трек требует выбора прижимной силы автомобилей на средне-высоком уровне. Чтобы достичь успеха в гонке на трассе Яс Марина, необходим компромисс между хорошим сцеплением на коротких участках и развитием максимально допустимой скорости при прохождении прямых.
Осуществлять обгон соперников на треке достаточно сложно. Поэтому большинство пилотов стараются удачно пройти квалификацию и занять лидирующие позиции уже на старте. В некоторой степени добиться успеха в ходе соревнований позволяет наличие нескольких зон DRS, в ходе прохождения которых разрешается открывать антикрыло болида.
Еще одним определяющим фактором выступает изменение качеств асфальта. Квалификационные заезды на трассе стартуют в дневное время, когда покрытие хорошо разогрето солнечными лучами. Соответственно, в это время увеличивается уровень сцепления покрышек с треком. Заканчивается гонка в сумерках, когда трасса освещается прожекторами, а температура окружающего пространства в значительной степени снижается.
Окружающая инфраструктура
Как уже отмечалось выше, гоночная трасса создана на искусственном острове Яс в Абу-Даби. Последний входит в акваторию Персидского залива. Неподалеку от трека для проведения соревнований серии «Формула-1» находится тематический парк под названием Ferrari. В нем постоянно находится большое количество посетителей, которым предлагаются увлекательные экскурсии, что знакомят с историей знаменитой команды.
На территории трассы располагается респектабельный отель Yas Marina Hotel. К комплексу прилегает причал, где размещаются многочисленные яхты. Сам отель имеет двенадцать этажей. Отдельные корпуса соединены крытым перешейком в виде остекленной галереи. Из последней открывается прекрасный вид не только на залив, но и на саму гонку.
Достопримечательностью сооружения выступает внешний каркас в виде полупрозрачной металлической накидки. Согласно задумке архитекторов, ячеистое покрытие выступает символом восточной культуры, в которой мужские и женские одеяния представляют собой всевозможные покрывала. Удивительно, но внешний каркас здания не соединяется с его стенами, а закреплен на отдельных опорах.
В период, когда проходит «Формула-1» в Абу-Даби, здание люксовой гостиницы освещается уникальной системой, которая окрашивает поверхности в самые различные оттенки. Перед самым финишем на одной из стен загорается соответствующий флаг, что прибавляет оригинальности соревнованиям.
Трибуны
Одним из главных достоинств трека выступает то, что над всеми местами для размещения зрителей расположен защитный каркас. Последний оберегает посетителей от палящего солнца и немногочисленных дождей. В ходе наблюдения за соревнованиями зрителям предлагается обслуживание прямо на трибунах. Создание повышенных удобств для посетителей трека выступает настоящим девизом Гран-при Яс Марина.
Обслуживающий персонал
В период, когда не проводится гран-при серии соревнований «Формула-1», обслуживанием трассы ежедневно занимается порядка 180 человек. Со стартом официальных мероприятий число персонала существенно увеличивается. Благодаря найму временных работников и привлечению добровольных волонтеров количество работников на треке повышается до 380 и более.
Интересные факты
Существует несколько увлекательных сведений об автодроме:
- Изначально на рукотворном острове Яс планировалось строительство уличного гоночного трека незначительных размеров. Однако со временем проект был изменен, значительно расширен и адаптирован под организацию соревнований «Формула-1».
- Первая гонка на треке Яс Марина прошла 1 ноября 2009 года, практически сразу после сдачи объекта в эксплуатацию. Первым пилотом, который прокатился по трассе за рулем болида, стал бразильский автогонщик Бруно Сенна.
- Проведение гоночных соревнований на трассе в Абу-Даби становится возможным благодаря ежегодным крупным финансовым вливаниям со стороны авиакомпании Etihad Airways. Именно она выступает почетным титульным спонсором трека.
- За все время строительства объекта над ним трудились более 14 000 рабочих. В ходе мероприятий было использовано около 225 000 м3 бетона. На реализацию проекта затратили 35 миллионов человеко-часов.
- Эксплуатация трассы возможна в нескольких конфигурациях. Во время проведения гонок серии «Формула-1» прибегают к самой длинной, используя полную протяженность трека. При организации так называемых уличных соревнований трассу делят на несколько независимых участков длиной в 2,36 км и 3,15 км.
- Стоимость реализации проекта, согласно некоторым данным, составляет более 400 миллионов долларов.
- Трасса Яс Марина находится в собственности правительства города Абу-Даби. За поддержание трека в пригодном для проведения соревнований состоянии отвечает организация Abu Dhabi Motorsports Management.
- Определяющее значение в возведении и развитии трассы имели инвестиционные вложения правительственной организации Mubadala, без помощи которой объект, скорее всего, не существовал бы в прежнем виде.
- В 2010 году планировалась реконструкция автодрома, целью которой выступало усложнение соревнований. Однако в начале следующего сезона, благодаря установке на болиды новых гоночных покрышек марки Pirelli и введению системы DRS, количество обгонов на треке заметно возросло. Поэтому от идеи с реконструкцией решили отказаться.
В заключение
Как видно, трасса Яс Марина выступает уникальным в своем роде автодромом. Трек включает неповторимые короткие и длинные высокоскоростные участки. Здесь имеются многочисленные повороты, что идеально подходят для выполнения обгонов, а также самая длинная прямая в «Формуле-1». Все это не только позволяет создавать эффект постоянного напряжения для пилотов гоночных болидов, но и не дает расслабиться ни на секунду зрителям.