Начиная с 50-х годов, в СССР велось производство стационарных двигателей, которые нашли широкое применение в гражданских и военных сферах. Ключевым разработчиком и изготовителем таких двигателей был моторный завод в городе Ульяновске. По названию завода все двигатели имели индекс УД – это обозначало сокращение от ульяновский двигатель, а за способ запуска от ножного стартера – «Топ-топ».
Общие данные
Первые серийные образцы двигателей УД оснащались нижнеклапанной схемой газораспределения. Такая схема обеспечивала простоту конструкции двигателя, но не имела резервов для модернизации. В конце 60-х годов в производственной программе завода появилось семейство двигателей на основе узлов серийных двигателей ЗАЗ-966 от автомобилей завода «Коммунар». В семейство входили два агрегата:
- Двигатель УД-15 с одним цилиндром.
- Мотор УД-25 с двумя цилиндрами.
Оба двигателя имели принудительное воздушное охлаждение и верхнее расположение клапанов. Фактически двигатель УД-25 представлял собой половину стандартного мотора «Запорожца». В технической документации указывается мощность 12 лошадиных сил. Следует учитывать, что показатели мощности двигателей УД – это значения при долговременном режиме работы. Это немаловажный момент в идентификации.
В настоящее время производство обоих типов - двигателя УД-25 и УД-15 прекращено. Их можно приобрести на распродажах списанной армейской техники в комплекте с различными агрегатами. Самая распространённая стационарная установка с двигателем УД – это генераторная станция. На фотографии ниже представлена именно такая конструкция – армейский генератор АБ-4.
Версия с электростартером
Модификация УД-25Г, оснащенная литым переходным картером. С одной стороны картер крепился к корпусу двигателя, на другую сторону устанавливался генератор. На переходном картере имелось посадочное отверстие для электрического стартера модели СТ-351Б. Стартер питался от аккумуляторной 12-вольтовой батареи, которая устанавливалась на специальном поддоне. Маховик двигателя оснащался зубчатым венцом и специальной разобщительной муфтой. На фото хорошо виден картер маховика двигателя УД-25Г.
Опционально такие двигатели оснащались герметизированной и экранированной системой зажигания. Благодаря такому усовершенствованию система бесперебойно работала под дождём и не создавала радиопомех. Вес двигателя УД-25Г составлял 66 кг.
Редукторный двигатель
Версия УД-25С, оснащенная редуктором РО-2. Картер одноступенчатого редуктора стоял непосредственно на двигателе. Редуктор понижал частоту вращения более чем в два раза. Такой агрегат широко использовался для привода различных механизмов, требовавших для работы пониженную частоту вращения.
Среди таких устройств были различные центробежные насосы, компрессоры, железнодорожные дрезины, дорожная и сельскохозяйственная техника. Вес редукторного УД-25С – 61 кг.
Обслуживание редуктора
Редукторный двигатель УД – достаточно высоконагруженный агрегат, который не рекомендуется эксплуатировать на минимальных оборотах. Причина кроется в центробежной муфте сцепления, которая начинает работать только после 1 000 оборотов. До этого момента происходит проскальзывание фрикционов муфты, приводящее к их преждевременному износу. Предельные обороты УД - это 3 000 в минуту. Именно на такую частоту вращения на заводе настроен регулятор числа оборотов. На фотографии в статье видна заводская табличка двигателя УД-25.
Редуктор двигателя нуждается в постоянной проверке уровня масла, которую необходимо проводить через каждые 100 часов работы. Замена масла должна осуществляться через каждые 400 часов. Сливать лучше горячее масло, поэтому такую работу выполняют сразу после остановки двигателя.
Другие варианты двигателя
Двигатели УД-25 и их модификации производились рядом предприятий в республиках СССР:
- В Казахской ССР в городе Петропавловск имелся завод, который производил агрегаты под обозначениями ПД или СК.
- В Украинской ССР в городе Харьков шло производство аналогичных моторов под индексом СМ.
Эти моторы использовались наравне с ульяновскими силовыми агрегатами и имели аналогичные модификации. На фото в статье можно увидеть генераторную установку с двигателем УД-25.
Ремонт и обслуживание
Двигатель УД-25 способен работать на любом виде бензина с октановым числом в пределах от 70 до 76. Конструкция мотора допускает применение этилированного бензина. Для смазки двигателя в зависимости от температуры окружающей среды необходимо использовать зимние или летние сорта масла. Пренебрежение типом масла ведет за собой недостаточную смазку узлов и выход двигателя из строя.
Перед каждым запуском двигателя следует проверять уровень масла в картере и своевременно его доливать. При эксплуатации двигателя необходимо проводить комплексы сервисных работ через каждые 100 и 200 часов. При малом обслуживании необходимо очищать свечи и смазывать узлы магнето и храпового механизма кик-стартера.
Большое техобслуживание двигателя УД-25 предусматривает снятие головки цилиндров и проверку герметичности клапанов. При этом проверяется состояние колец и зеркал цилиндров, отсутствие люфтов поршневых пальцев. Проводится очистка камер сгорания от возможных отложений и замена масла в картере. В данном материале можно рассмотреть двигатель УД-25 сверху.
В процессе эксплуатации мотора необходимо через каждые 100 часов работы контролировать зазор в механизме привода клапанов, который не должен превышать 0,2 мм. Проверка осуществляется щупом на холодном двигателе.
При износе зеркал цилиндров они не шлифуются, а меняются целиком. Одной из особенностей ремонта двигателя УД-25 является правильная установка толкателей клапанов. В одном из них внутри имеется сквозной канал, служащий для подачи масла в коробку клапанов. При установке этот толкатель должен быть четвертым по счету от маховика.