Что общего у средневековой повозки, обитой кожей, элегантного экипажа XIX века и современного самолета? Все они представляют собой различные виды средств передвижения. На протяжении тысячелетий человечество изобретало новые и совершенствовало уже известные ему виды транспорта. Один из них – это арба.
Что говорят энциклопедии
Этимологические и толковые словари отсылают нас к тюркским народам. Именно у них заимствовали европейцы слово «арба». Это произошло настолько давно, что сегодня оно стало неотъемлемой частью многих языков, в частности русского. Но что же подразумевали под ним татары, таджики или турки?
Оказывается, так они называли высокую двухколесную телегу, а управлявшего ею возницу – арбакешем. Примечателен тот факт, что у таких повозок колеса были без спиц. Подобной конструкцией они напоминали колесницы, использовавшиеся в Азии еще во втором тысячелетии до нашей эры.
В арбу впрягали чаще всего ослов или волов. Возможно, такую повозку встретил Пушкин на Кавказе в 1829 году, путешествуя в Арзрум. На этой арбе перевозили в Тифлис тело погибшего в Персии Александра Грибоедова.
Не два, а четыре
Двухколесные телеги на Кавказе были входу довольно долго, вплоть до прошлого столетия. Однако с течением времени значение слова «арба» несколько изменилось. Им стали называть длинные повозки с четырьмя, а не с двумя колесами, причем с обычными спицами. Они до сих пор используются, например на юге Украины.
Впрочем, исходя из описания, можно сказать, что арба – это телега, которую можно встретить в сельской местности не только Азии или Европы, но и Америки, будь то северный или южный континент. Примечательно, что подобные повозки бывают как с двумя, так и с четырьмя колесами. В них и сегодня запрягают волов для перевозки зерна и прочей сельскохозяйственной продукции. Правда, называются эти повозки не арбой. Хотя какое это имеет значение, если используются они с той же целью, что и телеги тюркских народов прошлого.