Принцип культуросообразности. Понятие и реализация принципа культуросообразности

Вся культура народа отображена не только в картинах, песнях, быте людей, но и ценностных ориентирах. Те ценности, на которых основана духовная жизнь народа, каждый социум старается привить будущим поколениям.

Что такое принципы педагогики?

Принципы воспитания — это основа работы преподавателей. Это те правила, на которых люди выстраивают доверие детей к себе и процессу обучения. Слово "принцип" (principium от латинского) означает начало или основу.

принцип культуросообразности

Еще в XIX веке стали известны главные первоосновы педагогики — это природосообразность, то есть соответствие уровня знаний способностям ребенка, и культуросообразность — особенности социального времени и места, воздействующие на формирование психики ребенка. Рассмотрим, когда зародились и как развивались эти идеи.

Культура и воспитание личности

Воспитание призвано сформировать разностороннюю и социально успешную личность из полностью биологического существа, которым рождается человек. И культура, которая окружает растущего ребенка, особенности этноса, религиозные взгляды и историческое богатство — все эти факторы влияют на воспитанников школ.

адольф дистервег

Культура народа в буквальном смысле выстраивает личность. А личность потом, окончательно сформировавшись, создает новую просвещенность. Проблема в том, что культура очень изменчива.

Поэтому каждое поколение чем-то отличается от своих предшественников в плане научных взглядов, норм поведения, видения права, гуманизма, истины и тому подобного. И обучение не может идти вразрез с внутренними установками личности. Преподавание должно учитывать все культурологические общечеловеческие достижения предыдущих поколений, и, конечно, познавательные интересы нынешнего поколения.

А. Дистервег. Наследие

Адольф Дистервег определил основную теорию воспитания. В его понимании внутренний потенциал должен развиваться в процессе воспитания благодаря постановке целей, во-первых, и во-вторых - самостоятельности.

внешняя культура
Дистервег был либеральным политиком, активным членом немецкого общества и великим гуманистом своего времени. Он стремился дать основы образования всем классам общества: вне зависимости от социального и финансового положения семьи, ребенок имел право на достойное просвещение.

Он ставил целью воспитать не только образованных, но и гуманных людей, которые уважают не только свой народ, но и другие. Этот немецкий педагог впервые выступил против того, чтобы школы Германии были подчинены церкви. Он не хотел, чтобы школьников с малых лет приучали относиться с пренебрежением к чужим религиям и национальностям. Он учил видеть светлые стороны в каждом этносе.

Дистервег создал несколько школ в своей стране и в каждой из них детей обучали в первую очередь гуманизму, как высшей моральной ценности всех народов.

Основополагающие принципы

Такая дисциплина, как культурология, в сегодняшних педагогических университетах имеет целью довести до сознания студента важность окружающей ребенка общественной морали, выраженной в ежедневном общении членов общества. Будущий учитель должен понимать важность взаимопроникновения культуры и личности. Ведь на самом деле культура речи полностью отображает внутренний мир человека.

Впервые принцип культуросообразности ввел немецкий педагог-просветитель А. Ф. Дистервег. Он также считал необходимым усилить самостоятельную работу учеников, и считал, что все образование должно выстраиваться на 3 основополагающих принципах:

внутренняя культура

  • Природосообразности — педагогика должна выстраивать личность в соответствии со внутренней природой. То есть развивать те задатки, которые уже имеются в человеке.
  • Культуросообразности — все нормы общества и культурные достижения должны быть учтены в планировании обучающих программ. Социальный опыт и сложившаяся в результате многовекового развития культура — политическая, нравственная, семейная — все эти нормы кристаллизуются в сознании ребенка и составляют базис воспитания.
  • Самостоятельности в приобретении знаний. Этот принцип означает, что только проявив инициативу, ребенок по-настоящему узнает предмет.

Задачей педагога Адольф Дистервег считал активизировать внутренние познавательные интересы учеников. Окружающая среда, по его мнению, является производной по отношению к природе человека, его потребностям и особенностям характера. И если среда не соответствует ожиданиям ребенка, взрослея, он противопоставляет себя социуму, поскольку не может естественно самореализоваться в этой культуре.

Значение принципа культуросообразности

"Учитель учителей" (Дистервег) находил, что состояние культуры - это такое же значимое явление, как и ландшафт или исторические достояния. Так как каждый народ находится на определенной ступени эволюционного развития, индивид, который будет частью этой нации, должен впитать в себя культурные особенности и стать полноценным гражданином этого общества.

Гуманистические ценности внутри индивида должны быть правильно "взращены". Необходимо, чтобы они служили ему компасом для самостоятельного выбора дальнейшей судьбы.

культуросообразность воспитания

Без соблюдения принципа культуросообразности при воспитании педагог не сможет дать ученикам ничего более, чем основы его предмета. Повзрослевшие дети будут испытывать трудности при интеграции в общество. Найти свою "ячейку" в социальном море для подростка жизненно важно. Ребенок в 14–16 лет очень зависим от мнения сверстников, родители уже не так важны в это время, как друзья и общение с единомышленниками.

Реализация на практике

Но на практике воплотить этот принцип очень тяжело. Обособленных культурных групп в наше время множество, и нормы социума постоянно претерпевают изменения. Молодежные субкультуры слишком разнообразны и многие из них нуждаются в контроле со стороны взрослых.

Однако если у воспитанника есть явные таланты в литературе, например, или в музыке, задача педагога поддерживать его интересы именно в этом русле, и не стыдить за непонимание других составных частей культуры.

природосообразность и культуросообразность

Культура городского населения и сельского значительно между собой разнится. В городе же с развитием интернет-зависимости и недостатком родительского внимания школьники часто не поддаются влиянию учителей. Поэтому даже если педагог и хочет помочь развить задатки в ребенке, "достучаться" до гуманной и творческой стороны его индивидуальности не всегда возможно.

Современные взгляды на принципы воспитания

Однако внешняя культура социума (массмедиа, старшие друзья) все равно будет воздействовать на ребенка, причем не всегда положительно. Поэтому такой педагог, как А. В. Мадрид, считает, в современном обществе принцип культуросообразности заключается в том, чтобы помочь ребенку ориентироваться в тех быстрых изменениях, которые происходят и внутри индивида с возрастом, и в обществе в целом.

Современное общество слишком противоречиво. Но при воспитании нужно учитывать множество факторов: взаимосвязь возрастных особенностей ребенка с его типом личности, ноосферу, стремительное развитие социальных процессов. Таково видение принципов природосообразности и культуросообразности многими современными педагогами. Подросток должен ощущать, что он - активный творец ноосферы, и чувствовать при этом ответственность перед социумом и природой.

принцип культуросообразности в педагогике

Современная педагогика направляет сознание детей и на понимание того, что личность является не только гражданином Земли, но и гражданином Вселенной, так как космические открытия сильно изменили культуру за последние сто лет.

Понятия внешней и внутренней культуры

Общечеловеческая культура разнообразна. И Дистервег условно разделил ее на 2 части: внешнюю и внутреннюю. Что такое внешняя культура? Это быт, где растет малыш с первых лет жизни, язык, отношение к природе, общественная мораль его народа, другие факторы. Ко внутренней же культуре относятся личные духовные представления ребенка.

Этот педагог не был убежден, как англичанин Оуэн, в том, что человек не в силах сам воспитать в себе характер. Напротив, А. Ф. Дистервег настаивал на том, чтобы внутренняя культура человека признавалась педагогами. Еще есть понятие общественной культуры. К таковой относится массовая культура всего социума. Все, что ребенок впитывает (все модели поведения и общения в обществе), становится частью его личной культуры.

В. Сухомлинский и К. Ушинский о вопросах культуры в педагогике

В советские времена вопросы образования и воспитания детей в гуманном духе также были актуальны. Украинский педагог В. Сухомлинский выступал за всестороннее развитие ребенка. Как и Ф. Достоевский, Сухомлинский видел человека, его чувства и мысли как высшую ценность. В своей педагогической деятельности он использовал опыт и Песталоцци, и Дистервега, и Льва Толстого. И так же как они использовал для воспитания принцип природосообразности и культуросообразности.

Василий Сухомлинский основной задачей педагога считал открытие перед каждым учеником той сферы, где он может достичь лучших результатов, то есть помощь в нахождении своей природы и осуществлении первых шагов в выборе профессии.

Константин Ушинский считал, что принцип культуросообразности в педагогике заключается в том, чтобы воспитать детей и подростков в соответствии с тем идеалом личности, который в будущем понадобится обществу.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.