Балетмейстер Леонид Мясин: русский иностранец

Имя Леонида Мясина мало кому известно в России, его знают в узких кругах танцовщиков, хореографов и артистов балета. Проницательность и чутье Сергея Дягилева на молодых талантливых танцоров повернуло однажды судьбу юного русского артиста балета и вписало его в историю зарубежного балета.

Детство и семья

Леонид Федорович Мясин родился в Москве 8 августа 1895 года. Его родители были музыкантами: отец Федор Мясин был валторнистом в Большом театре, а мать Евгения исполняла партии сопрано в том же Большом. В семье было пятеро детей. Четверо сыновей, из которых Леонид был самым младшим и поздним ребенком, и дочка.

Братья Лени были далеки от искусства, старший Михаил был военным, а два других Константин и Григорий готовились стать инженерами. Еще в раннем возрасте Леонид Мясин стал проявлять интерес к танцам и музыке, но это было забавы ради, нежели осознанное желание посвятить себя искусству.

мясин леонид федорович
Однажды знакомая матери из Большого театра увидела, как мальчик двигается, и посоветовала Евгении Николаевне отдать его в театральный вуз. Леонид сдал вступительные экзамены в театральное училище и вскоре его зачислили в основной класс балетного отделения.

В возрасте восьми лет он начал постигать основы хореографии, участвуя в постановках и спектаклях Малого драматического театра. Успешно сдав экзамены экстерном, Леонид находится на перепутье: балет или драматическое искусство.

Встреча с Дягилевым

Русский театральный деятель и автор "Русских сезонов" Сергей Дягилев после ухода из труппы Вацлава Нежинского отправляется на поиски нового премьера и центральной фигуры труппы "Сезонов". Увидев в 1913 году Мясина в небольшой роли в "Лебедином озере", Дягилев делает Леониду предложение войти в труппу и отправиться с ним в Париж. К собственному удивлению, парень соглашается. В январе 1914 года Мясин покидает Россию.

"Русские сезоны"

Дягилев готовил постановку "Легенда об Иосифе", в котором роль предназначена Мясину. Но перед премьерой следует долгая подготовка танцовщика к "Русским сезонам".

леонид мясин моя жизнь в балете
Он занимается у Чекетти в Италии, куда Леонид Мясин и Дягилев приехали. Мужчины посещали выставки, музеи, рестораны, проводили много времени вместе и часто были замечены жителями итальянского Позитано.

14 мая 1914 года в Париже состоялась премьера "Легенды об Иосифе", которая имела ошеломительный успех и стала для Мясина "золотым билетом" в труппу Дягилева на правах первого танцовщика и фаворита.

Партнеры и другие члены труппы вспоминали Мясина как импульсивного и требовательного танцовщика, мания величия и эгоизм часто мешали взаимодействию артистов на сцене. Тем не менее, у Дягилева нет сомнений относительно молодого Мясина, он предлагает Леониду исполнять все партии Нежинского.

Постоянные упоминания Вацлава как талантливого артиста очень напрягают и бьют по самолюбию Мясина, вдобавок провальные гастроли в Штаты дают трещину в самоуверенности юноши. Дягилев решает подбодрить парня и предлагает ему стать хореографом "Русских сезонов". Вместе они строят планы новых постановок и гастролей, однако все портит начавшаяся Первая Мировая война. Падает общий интерес к искусству, труппа редко выезжает и только в гарнизоны и госпитали. В 1915 году дебютная постановка Леонида Мясина "Полуночное солнце" имеет успех, и танцовщик становится хореографом.

Изгнание

Мясин много путешествует в поисках вдохновения и познания народных танцев. Его знают в Швейцарии, Испании, Франции. Спектакли "Женщина в хорошем настроении", "Парад", "Треуголка" и другие работы представились тогда заграничной публике. Одни постановки вызывали негодование, другие - срывали овации.

Дягилев неоднозначно относился к хореографу, в тайне он боялся повторения истории с Нежинским, что и случилось в 1921 году. Леонид Мясин объявил о женитьбе на балерине Вере Савиной, после чего был уволен Дягилевым из труппы. Сам хореограф болезненно воспринял свое изгнание, поскольку лишился любимого дела и средств к существованию. Любовь не принесла утешения - в 1924 году Хореограф и Савина расстались.

леонид мясин
В этот же период Мясин приобретает небольшой островной архипелаг близ Неаполя, который мечтает обустроить под резиденцию для артистов театра и балета. Тут же он стал жить и писать автобиографию. Работа Леонида Мясина "Моя жизнь в балете" станет доступна читателям лишь в 90-е годы, благодаря чему его личность начнут изучать в России.

В 1933 году балетмейстер собирает бывших дягилевцев и талантливых артистов в труппу "Русский балет в Монте-Карло", а в 1939 году начнет покорять балетом Америку. Гастроли в Штатах были настолько удачны, что Мясин с третьей супругой Татьяной Орловой переезжают жить в США.

Визиты в Россию

В 1961 году после 40 лет лет отсутствия Мясин приезжает в Москву. В надежде окунуться в приятные воспоминания детства Леонид встречает только печаль и разочарование. Слежки, цензура, НКВД коснулось и его семьи, старшего брата Михаила, военного офицера, арестовали за "неосторожное слово". Люди жили с опаской и оглядкой, подобная ситуация в России очень расстроила Мясина.

леонид мясин и дягилев

Повторный визит балетмейстера на Родину состоялся через два года. Он надеялся, что его постановки увидят в Большом театре. Но тогдашний министр культуры Фурцева негативно относилась ко всему западному, пусть и с русскими корнями, и Мясин уехал ни с чем.

Последние годы жизни

Мясин поставил более, чем 100 балетов, которые увидели во всех уголках развитых стран. Он даже снялся в нескольких фильмах, где также участвовал в постановке хореографии. В последние годы жизни Леонид Федорович читал лекции по народным танцам в Королевской школе в Лондоне. Его дети Леонид и Татьяна тоже стали артистами балета.

Умер хореограф в возрасте 83 лет в Германии.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Добавить смайл
  • :smile:
  • :wink:
  • :frowning:
  • :stuck_out_tongue_winking_eye:
  • :smirk:
  • :open_mouth:
  • :grinning:
  • :pensive:
  • :relaxed:
  • :heart:
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 6
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.