Воспитание и образование человека – это процессы, крайне важные для формирования полноценного общества. Наука о законах воспитания и образования человека называется педагогикой. Из данной статьи вы узнаете подробности об истории, категориях и функциях этой науки.
История педагогики: элементарные сведения
Понятие "педагогика" – результат слияния двух древнегреческих слов: "пайдос" ("ребенок") и "ага" ("вести"). В результате мы получили "детоводитель", то есть педагог. Любопытно, что в Древней Греции слово "педагог" понимали буквально: так называли раба, в обязанности которого входило провожать ребенка в школу и забирать его оттуда.
Впервые о педагогике как самостоятельной науке, а не части философии, в первой четверти XVII века заговорил англичанин Френсис Бэкон – философ, автор труда "О достоинстве и приумножении наук".
Именно там он называет педагогику наряду с другими уже известными обществу науками.
Примерно до середины прошлого столетия на педагогику смотрели как на науку, которая имеет отношение в основном к детям. Но в XX веке высшее образование перестает быть привилегией, доступной только богатым, и получает массовое распространение. В связи с этим в 50-х гг. XX века стало понятно, что находки педагогики применимы не только к детям, но и к взрослым (студентам, например). Это открытие расширило область научной деятельности, но для начала подкорректировало саму формулировку. Отныне педагогика – это наука о законах воспитания и образования человека вообще, а не только ребенка.
Что изучает педагогика?
Педагогика рассматривает закономерности воспитания подрастающего человека. Иначе говоря, в центре этой науки лежит процесс передачи старшим поколением накопленных знаний младшему, а со стороны младшего поколения – процесс активного восприятия получаемых знаний. Педагогика близка к психологии. Так как рассматриваемая нами наука неразрывно связана с человеческим фактором, следовательно, педагогу едва ли не в первую очередь следует научиться решать проблемы, связанные с человеческой и, в частности, детской психикой, ведь он работает с живым человеческим материалом. Грамотный педагог способен использовать особенности психологии ребенка в свою пользу.
Категории педагогики
Рассмотрим основные категории науки о законах воспитания и образования человека.
- Развитие. Это общий процесс формирования подрастающей человеческой личности. Люди имеют свойство меняться на протяжении всей своей жизни. Правильнее будет сказать, что они постоянно, непрерывно меняются. К детям это относится в большей степени, чем к взрослым. Более того, средний и старший школьный возраст приходятся на то же время, что и переходный. А переходный возраст – это один из важнейших очагов развития в жизни человека.
- Воспитание. Несмотря на то, что развитие – это в первую очередь процесс, который осуществляется внутри личности, развитие ребенка нуждается в грамотном руководстве и направлении извне. Вот это руководство и направление и называется воспитанием. Это каждодневный, трудоемкий, процесс. Целью его является развитие всех сторон личности, которые педагог считает обязательными для успешного существования человека в обществе.
- Образование. На самом деле это часть и развития, и воспитания, но настолько обширная и трудоемкая часть, что ее выделили в отдельную категорию. Образование подразумевает под собой знакомство с важнейшим опытом предшествующих поколений, обобщенным в виде конкретных знаний.
- Обучение. Непосредственно вытекает из предыдущего пункта и представляет собой его реализацию. Процесс обучения, как, собственно, и весь педагогический процесс, – это двусторонняя деятельность. В данном случае – ученика и учителя. Ученик занимается учением, учитель – преподаванием.
- Общая педагогика. Это теоретическая часть науки. Она изучает все вышеизложенные категории и занимается формированием форм, средств и методов успешного воспитания и обучения. Общая педагогика вырабатывает фундаментальные законы, то есть законы, общие для всех возрастных категорий.
Выделяют также педагогическую психологию, педагогику высшей школы (она изучает вопросы педагогической деятельности в средних и высших учебных заведениях, исправительно-трудовую педагогику (ее главная цель – перевоспитание).
Функции педагогики
Выделяют две основные функции педагогики как науки:
- Теоретическая. Ее суть – отслеживание, систематизация и описание новаторского опыта, возникающего на практике; диагностика существующих педагогических систем; проведение опытов и экспериментов. Эта функция имеет более непосредственное отношение к науке.
- Технологическая. К ней относятся: разработка планов, программ обучения, проектов и пособий для обучения, то есть материалов, упорядочивающих педагогическую работу; внедрение инноваций в практическую педагогическую деятельность; анализ результатов деятельности. Эта функция более связана с практическим трудом.
Заключение
Педагогика – единственная наука, предметом изучения которой является воспитание человека. Она востребована во всех обществах, перешагнувших первобытную стадию развития. Именно поэтому педагогику, наверное, можно назвать наукой о законах, наиболее важных для общества.