Адаптация сотрудников: особенности, этапы и рекомендации

Для каждого человека новое рабочее место – это своего рода стресс. Он должен привыкнуть к абсолютно оригинальным установкам, познакомиться и освоиться в кругу неизвестных людей, узнать поведенческие нормы и правила компании. Чтобы упростить, облегчить и ускорить процесс адаптации сотрудников, помочь им начать работать с максимальной эффективностью, предлагаем руководству воспользоваться советами, приведенными в статье.

Руки людей держатся вместе

Предупреждение

Для организации адаптация нового сотрудника представляет собой процесс ознакомления с деятельностью компании, поведенческими нормами, дресс-кодом.

Если вы руководитель, то вам нужно более серьезно относиться к такому понятию, как адаптация сотрудников. В большинстве случаев директора, управляющие и начальники отделов пускают все на самотек, надеясь, что коллектив сам найдет общий язык и ознакомит со всеми правилами новичка. Но зачастую это не так, отчего впоследствии возникают такие проблемы, как потеря концентрации и внимания, медлительность на рабочем месте и отсутствие заинтересованности.

Что это такое

Адаптация сотрудников – важный и неотъемлемый процесс в каждой компании. Он представляет собой приспособление людей к определенной структуре, условиям и правилам в организации. Адаптация сотрудников не меняет их личность, но помогает быстрее освоиться на новом месте, приступить к работе, выполнять ее крайне эффективно и быть продуктивным.

Две стороны одной медали

Кроме того, не стоит забывать, что это двусторонний процесс. С одной стороны, тот факт, что человек начал работать в компании, говорит о его осознанном выборе, основанном на мотивации и ответственности за принятые решения.

С другой стороны, компания внедряет некоторые определенные обязательства, нанимая сотрудника для какой-то конкретной работы.

Статистика, которая была предоставлена западными компаниями, доказывает, что программа качественной адаптации способна снизить текучку кадров более чем на 20 процентов в год.

Собеседование человека на работу

Для чего это нужно

Сотрудники являются неотъемлемой и важной частью любой организации или отрасли. Без них ни один бизнес не может процветать, ни одна компания не способна достичь своих целей.

Сотрудники – это те, кто что-то делает для своей компании, дает желаемый результат, прорабатывает различные операции и устанавливает стандарты. На самом деле, прибыльность никогда не может быть обеспечена без работников.

Многое нужно учитывать в случае найма нового персонала. Адаптация работников должна происходить на регулярной основе, даже если появляются новые руководители, меняются владельцы компании, происходит текучка кадров, внедряются новые правила и видоизменяется офисная политика.

Поэтому очень важно помочь вашим кадрам легко приспособиться ко всем видам изменений, чтобы взамен получить хорошего, квалифицированного и ответственного работника. В мире немало случаев, когда крупные бизнес-империи рушились только потому, что не могли помочь своему персоналу или недооценивали своих людей.

Предлагаем прислушаться к советам, которые помогут упростить процесс адаптации сотрудников.

Принятие решений у стола

Как организации могут помочь работникам приспособиться к изменениям?

План адаптации сотрудников может быть следующий:

  • Первый шаг. Помогите своему работнику понять изменения или новые условия. Важно проанализировать текущую ситуацию, чтобы объяснить каждую перемену. Так сотрудник окажется в лучшем положении и осознает, что именно происходит.
  • Второй шаг. Помогите работнику понять, что он не теряет стабильность. Когда вы объясните сотруднику обо всех изменениях, необходимо будет добавить, что его должность сохранена, и перемены не повлияют на заработную плату и/или положение в организации. Большинство сотрудников попросту боятся потерять свою работу.
  • Третий шаг. Помогите вашим сотрудникам адаптироваться к изменениям с соответствующим обучением. Не заставляйте ваших работников чувствовать, что они не подходят для изменения или недостаточно образованы, чтобы продолжать работать в обновленной организации.
  • Четвертый шаг. Держите своих сотрудников высоко мотивированными. Мотивация – важный момент в программе адаптации сотрудников, поскольку это помогает работнику легко приспособиться к изменениям. Расскажите им, насколько перемены будут эффективны и полезны для их будущего.
  • Пятый шаг. Денежное вознаграждение – лучшая форма мотивации. Почти каждый в этом мире работает, чтобы получить как можно больше денег. Людей-альтруистов практически не существуют, да и рабовладельчество уже давно отменили. Когда вы видите, что сотрудник заинтересован и стремится к переменам, может упорно и долго бороться, чтобы получить желаемый результат, то не стесняйтесь предложить ему денежное вознаграждение. Таким образом, человек будет более мотивированным, станет работать усерднее, и ему легче будет адаптироваться к некоторым новым инициативам, предпринимаемым организацией.
Анимированные человечки сотрудники

Примеры адаптации сотрудников

Мы предлагаем разобрать два распространенных случая, которые нередко происходят в различных организациях:

  1. Менеджер по продажам устроился на работу в многосекторальную группу компаний, которая занимается промышленной коммерческой деятельностью. Человек уволился с нового места по прошествии двух дней. Оказалось, что работник не был обеспечен рабочим местом, у него отсутствовал стол и телефон, но самое главное, что никто не объяснил ему, почему этих вещей не было. Дело было в том, что директор отдела продаж, в подчинении которого и находился этот сотрудник, после нескольких минут беседы с ним в первый же день утром отбыл в командировку, не дав никаких указаний никому. Ситуация не могла быть решена, человек не вернулся в компанию, и организация очень пожалела об этом. Уволившийся сотрудник очень быстро нашел новое место и спустя несколько месяцев уже занимал хороший пост, получая достойную заработную плату.
  2. На крупный завод по производству продуктов питания был нанят менеджер транспортного отдела. После первого дня человек ушел из компании, так как в конце смены на выходе охрана попросила его показать сумку для осмотра. Сотрудник рассмотрел это как оскорбление, хотя это был естественный процесс на предприятии, который также применялся и к управляющей группе. Просто никто не сообщил об этом новичку. Если бы организация заранее оповестила работника о своих правилах, то конфликта можно было бы избежать.

Эти примеры адаптации нового сотрудника помогут ему освоиться на новом месте, быстро привыкнуть к распорядку и правилам организации, понять все рабочие моменты и принять нюансы, чтобы стать незаменимым и высокооплачиваемым кадром.

Порядок организации

Вот еще перечень советов для профессиональной адаптации сотрудников. Ознакомительный день нового работника рекомендуется начинать немного позже, чем обычно, чтобы все люди заняли свои места, и можно будет знакомиться без суеты. Как правило, новенького встречает кто-то из отдела кадров, и в первую очередь они приступают к заполнению важных и нужных документов. После всех процедур человека вручают куратору (необязательно директору), который отвечает за реализацию планов по внедрению должности.

Сначала сотрудник получает необходимое для его работы оборудование. Затем он направляется к своему рабочему месту и знакомится с коллегами.

Девушка стоит у графика

Список возможных тем для обсуждения

Социальная адаптация сотрудников не менее важна в данном процессе. Когда люди общаются между собой, делятся историями, то они начинают доверять друг другу. Это создает благоприятную обстановку внутри компании. Итак, представляем вашему вниманию список возможных тем для знакомства с организацией:

  • подробная история компании и ее развития;
  • наиболее важные детали организации;
  • описание бизнеса предприятия и политики в сфере работы с клиентами;
  • содержание и описание работы, ответственность;
  • знакомство с охраной труда на предприятии (инструкции, распорядок);
  • список документов, о которых в первую очередь должен знать новый сотрудник;
  • перечень должностных обязанностей.
Мужчина подпрыгнул вверх

В первый день

Прежде чем встречать нового члена компании, необходимо подготовиться. Примерный алгоритм следующий:

  • вместе с новым сотрудником изучите его трудовые обязанности, пускай работник задает наводящие вопросы;
  • объясните правила компенсации возможных расходов;
  • объясните требования конфиденциальности информации;
  • разъясните правила внутреннего распорядка;
  • обсудите стиль управления, особенности культуры, традиции, нормы организации;
  • познакомьте его с основными кадровыми процедурами и политикой, организационной структурой и структурой подчинения (при необходимости);
  • подготовьте правила безопасности труда и действия в случае эвакуации, составьте инструкцию первой медицинской помощи;
  • познакомьте с порядком общения, с требованиями к внешности, с правилами открытия и закрытия офиса, ухода за рабочим местом;
  • дайте ему информацию личного характера: местонахождение столовой, туалета, комнаты отдыха, места для курения.

До конца адаптационного периода

Не стесняйтесь проводить собрания или опросы о том, что, по мнению сотрудников, можно и нужно изменить в организации. Это, безусловно, заставит их чувствовать себя более комфортно. Кроме того:

  • ознакомьте его со специальными процедурами, спецификой работы в отделе и в организации в целом, с требованиями и стандартами работы, с системой отчетов;
  • произведите анализ компетентности и разработайте индивидуальную программу перспективного обучения;
  • объясните, как работает административная система организации.

Разговаривайте со своими сотрудниками, независимо от того, что происходит

Пусть ваши работники знают, что вы с ними будете на протяжении всего пути. Новые изменения могут быть довольно трудными для них, но сотрудникам будет гораздо проще, когда работодатель оказывает поддержку и помощь.

Новое замененное фото

Скажите им, что вы готовы предоставить любую информацию и содействие, чтобы им было легче принять изменения. Это, безусловно, сделает адаптацию проще как для вас, так и для ваших сотрудников.

Создавайте новые команды и проекты

Организуйте новые пары. Попытайтесь связать молодых профессионалов со старшими, чтобы они могли обменяться опытом и технологиями. Создание новых команд может открыть второе дыхание в организации.

Важно понимать, что компании ничто без сотрудников. Заставьте их почувствовать, что они важны и ценны для руководства.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.