Рассмотрим основные виды экспериментов в педагогической психологии, используемые в настоящее время. Отметим, что для любой науки, включая и педагогику, необходимо ее систематическое развитие. Только в этом случае можно рассчитывать на выработку новых знаний в ходе разнообразных исследований и экспериментов.
Методология педагогики
Перед проведением анализа различных видов психолого-педагогического эксперимента отметим, что он должен быть доказательным и объективным. Для этого потребуются определенные методики исследования. Наука и сам экспериментатор опираются на систему способов и принципов организации практической и теоретической деятельности, то есть базируются на методологии.
Она включает в себя основные виды эксперимента в педагогической психологии, а также формы и процедуры познания и модернизации педагогической деятельности.
Уровни методологического знания
В настоящее время выделяют четыре критерия, которые образуют систему методологических знаний:
- Философский (высший) уровень. Включает основные законы развития общества, природы, мышления.
- Общенаучная методология.
- Конкретно-научные знания.
- Технологическая методология, связанная с получением первичного эмпирического материала, его качественной обработкой.
Философский уровень
Это самый сложный вид педагогического эксперимента, который является базой для любого методологического знания. В зарубежной педагогике философские основы дополняют разнообразные концепции:
- Неотомизм.
- Экзистенциализм.
- Прагматизм.
- Необихевиоризм.
В отечественной педагогике философской базой считают материалистическую диалектику. В ее основе - принцип всеобщей взаимосвязи явлений и процессов, переход в качественные образы количественных изменений.
Общенаучная методология
Многие отечественные педагоги убеждены в том, что базой для формирования внутреннего мира человека являются процессы материального мира.
Общенаучным методологическим подходом в отечественной педагогике рассматривается системный подход. Он стимулирует педагогов-исследователей к рассмотрению явлений и объектов в виде системы, обладающей определенными законами функционирования.
Использование в отечественном образовании подобного подхода способствовало появлению таких терминов, как «целостность», «взаимодействие», «педагогическая система». К примеру, в педагогической системе рассматривается совокупность взаимосвязанных элементов: субъектов педагогического процесса, содержания образования, материальной базы. Благодаря слаженности всех элементов педагогический процесс становится полноценной динамической системой. Цель в данном случае является образующим систему фактором.
Конкретно-научные подходы
Рассматривая основные виды педагогического эксперимента, подробнее остановимся на применении методологических подходов педагогики. Их умелое использование способствует определению научно-теоретической проблемы, разработке основных путей и способов ее решения, созданию и реализации инновационных технологий педагогической практики, осуществлению прогнозирования последующего развития педагогической теории и практики.
Как организовать педагогическое исследование
Виды педагогического эксперимента и их характеристика – вопросы, которые подробно рассматриваются в отечественной педагогике. Педагогическое исследование – процесс и результат определенной научной деятельности, которая направлена на приобретение новых знаний об особенностях педагогического процесса, его принципах, структуре, содержании, подходящих технологиях.
Продолжим разговор о том, какие бывают виды педагогического эксперимента. Он не только объясняет педагогические факты и явления. В зависимости от направленности, выделяют:
- Фундаментальные эксперименты, результатом которых будут обобщающие концепции, разработка моделей развития педагогических систем на основе предположений.
- Прикладные эксперименты, предназначенные для разрешения конкретных практических и теоретических задач.
- Разработки, способствующие обоснованию научно-практических рекомендаций по воспитательному и образовательному процессу, методам и формам организации деятельности учащихся и педагогов.
Любой вид эксперимента, определяющий фактическое состояние педагогического процесса, предполагает постановку проблемы, выбор тематики, подбор объекта и предмета исследования, установку гипотезы, выбор алгоритма действий.
Критерии качества исследования
Среди них можно выделить актуальность, новизну, теоретическую и практическую значимость.
Важно правильно подобрать вид эксперимента, определяющего итоговое состояние педагогического процесса, чтобы справиться с поставленными задачами.
Актуальность указывает на необходимость изучения и разрешения проблемы для последующего развития теории и практики образования.
Цель исследования заключается в выявлении научного результата, который важно получить в ходе эксперимента. В его качестве может рассматриваться педагогический процесс либо область, имеющая отношение к воспитанию.
Гипотезу можно считать совокупностью теоретически обоснованных и практических выводов, закономерностей образования, его содержания, структуры, принципов и технологий, которые к анализируемому моменту еще не были известны в педагогической науке.
Научная новизна предполагает создание новой теоретической или практической концепции, выявление закономерностей, построение модели, разработку системы.
Теоретическая значимость исследования состоит в формировании концепции, выявлении закономерностей, выявлении принципа, подхода к определенному педагогическому приему. Какую практическую значимость имеет педагогический эксперимент? Виды его могут отличаться, но суть состоит в подготовке рекомендаций другим педагогам.
Последовательность проведения
Какую структуру имеет педагогический эксперимент? Виды его могут отличаться, но последовательность схожа:
- Первичное ознакомление с проблематикой исследования, объяснение актуальности, выявление предмета и объекта, тематики, формулировка главной цели и задач планируемого исследования.
- Подбор методологии, опорной теоретической базы.
- Продумывание гипотезы эксперимента.
- Обоснованный подбор методов исследования.
- Проведение экспериментов.
- Анализ, обработка, оформление полученных в рамках работы результатов.
- Составление практических рекомендаций.
Методы работы
Как можно проводить педагогический эксперимент? Виды и приемы данной работы мы рассмотрели выше. Педагогический эксперимент заключается в изучении различных явлений в образовании, получении новых сведений с целью постановки закономерных связей и взаимоотношений, в построении инновационных теорий.
Основные принципы отбора методов проведения исследования:
- Применение разных взаимосвязанных приемов, наблюдения, социологические исследования.
- Соответствие выбранных методик сути проводимого исследования, возможностям автора.
- Недопустимость применения методов, которые противоречат морали, могут нанести серьезный ущерб участникам исследования.
Классификация методов
Как правильно провести педагогический эксперимент? Виды и методы работы для этого подразделяют на конкретно-научные и научные.
К первой группе относятся:
- Синтез и анализ, конкретизация и абстракция, противопоставление, сравнение, дедукция, индукция.
- Шкалирование, ранжирование, корреляция, индексирование.
- Тренинг, тестирование, социометрия.
Конкретно-научные методы принято подразделять на практические (эмпирические) и теоретические.
Именно они помогают осуществлять педагогический эксперимент. Его виды и этапы зависят от наличия теоретической литературы, архивных документов и материалов, анализа и систематизации эмпирических сведений и теоретических материалов. К ним относится анализ литературы, терминов и понятий по вопросу исследования, построение гипотезы, проведение мысленного эксперимента. Сюда же можно включить моделирование, прогнозирование, то есть создание продуктов педагогической и воспитательной работы.
С помощью эмпирических методов учитель собирает материал, выявляет формы и методы воспитательной деятельности.
К эмпирическим исследованиям относят беседу, наблюдение, анкетирование, интервьюирование, самооценку, педагогический консилиум, тестирование.
Они применяются вместе со статистическими и математическими методами, позволяют устанавливать количественные зависимости между рассматриваемыми явлениями.
Важные аспекты
Любой педагогический эксперимент необходимо начинать с детального изучения научной литературы по проблеме. Какие книги подобрать для подобных целей? Психологи рекомендуют обращаться к историческим и педагогическим документам, а также просматривать материал по смежным наукам: психологии, медицине.
Исследователь применяет в подобной деятельности сравнительно-исторический анализ. Учителя часто пользуются методикой моделирования, выбирая наглядно-образные характеристики для рассматриваемых явлений. Например, можно составить воспитательную программу для работы с классным коллективом, вооружившись символами, математическими формулами, схемами, чертежами.
После определения области исследования педагог составляет библиографию, то есть выписывает те источники, которые потребуются для проведения полноценного исследования.
По мере изучения литературы исследователь проводит аннотирование – кратко и лаконично излагает основное содержание рассматриваемого материала.
Заключение
Чтобы изучить реальный педагогический опыт, учителя практикуют конспектирование. После модернизации отечественной системы образования учителя обязаны составлять не только планы на полугодие и год, но и поурочные конспекты по преподаваемой учебной дисциплине.
Опытные педагоги не представляют своей профессиональной деятельности без многочисленных наблюдений и мониторингов. Министерством образования и науки Российской Федерации для подобной деятельности ежегодно предлагаются всероссийские проверочные работы в различных предметных областях. Результаты выполнения школьниками таких работ психологи и педагоги анализируют, систематизируют, обобщают.
По тем итогам, которые получают после полной обработки ответов школьников, представители надзорных органов делают вывод о качестве образовательного и воспитательного процесса в конкретном учебном заведении, регионе.
В качестве объектов при проведении наблюдений могут выступать отдельные категории школьников, к примеру, ребята подросткового возраста. Чтобы полученные результаты были в максимальной степени объективными и полными, помимо педагогов, к исследованиям подключается школьный психолог. Тестирование проводится в различных формах: индивидуальное, групповое, коллективное.
При индивидуальном изучении особенностей личности подростку предлагается перечень вопросов, ответы на которые он должен дать.
Существуют специальные методики, согласно которым подводятся итоги, педагог получает определенную информацию об особенностях психики своего воспитанника.
Групповые тестирования направлены на выявление взаимоотношений между членами коллектива, установление комфортности климата в классе. Безусловно, только при проведении разнообразных педагогических экспериментов педагог получает реальное представление о школьниках, имеет возможность подбирать для них оптимальные образовательные и воспитательные траектории развития.