Величайшие джазовые исполнители: рейтинг, достижения и интересные факты

Начавшись с небольших оркестров, игравших смесь из европейской музыки и африканских ритмов в увеселительных заведениях Нового Орлеана, джаз вырос до одного из интереснейших направлений в музыке. Сложный ритм и обилие импровизаций делают егонепростой, однако крайне увлекательной музыкой.

Но чтобы говорить о величайших джазовых исполнителях, надо бы рассказать о самом джазе. А как о нем рассказывать? Ну, с самого начала.

История

С самого начала были негры, привезенные в качестве рабов в Новый Свет (в основном мы сейчас говорим о территории Штатов). У них была уникальная африканская музыкальная культура. Во-первых, очень, очень большое внимание в ней уделялось ритмам – они были разнообразны, нелинейны и очень сложны. Во-вторых, музыка в Африке неразрывно связана с повседневной жизнью: это обязательное сопровождение разных бытовых моментов, праздников, а частенько и способ общения. Так именно музыка стала одним из объединяющих факторов для многих чернокожих рабов.

Джаз сложился сразу из нескольких относительно параллельно развивавшихся жанров афроамериканской музыки. Самый главный, конечно, регтайм – танцевальный, синкопированный (сильная доля смещена), со свободной мелодией. Потом еще блюз – с классическим 12-тактовым блюзовым квадратом и широкими возможностями для импровизации. Оформившийся уже в начале XX века джаз отразил в себе особенности и того, и другого, и еще многих музыкальных жанров.

Новоорлеанский джаз, чикагский джаз, диксиленд

Самый ранний, новоорлеанский джаз – это унаследовавшие традиции маршевых духовых оркестров ансамбли, состоящие из внушительной ритм секции (2-3 барабанщика, перкуссия, контрабас), разнообразных духовых (тромбон, труба, кларнет, корнет), ну, и гитары-скрипки-банджо, как повезет. Позже практически все известные джазовые исполнители уехали из Нового Орлеана в Чикаго, где, отточив свое мастерство, стали основателями чикагского джаза – самого раннего джаза. Диксиленд – подражание белокожих групп своим чернокожим товарищам – основателям жанра. Рассуждая о выдающихся джазовых исполнителях того времени, нельзя не сказать о целых джазовых оркестрах.

Чарльз «Бадди» Болден и его «Рэгтайм Бэнд». Считаются чуть ли не первым джазовым оркестром новоорлеанского стиля. Записей с их игрой не сохранилось, однако специалисты уверены, что репертуар состоял из различных классических композиций регтайма, блюза, а также множества маршей, вальсов и пьес с джазовым характером исполнения.

Перечисленные далее исполнители новоорлеанского джаза не привязаны к определенному оркестру. В разное время они играли в разных ансамблях, сходясь и расходясь с другими известными музыкантами.

Фредди Кеппард в списке самых влиятельных джазовых музыкантов того времени после Бадди Болдена. В Новом Орлеане играл в составе «Олимпия Бэнд», в Лос-Анджелесе создал Original Creole Orchestra, в Чикаго (на закате популярности диксиленда) тоже не скучал и выступал с известнейшими музыкантами своего времени.

Фредди Кеппард

Джозеф «Кинг» Оливер тоже корнетист и большой молодец. В Новом Орлеане успел поиграть в составе пяти оркестров, а потом, после того как в 1917 году США вступила в Первую мировую и все увеселительные заведения Нового Орлеана позакрывали, вместе со многими другими музыкантами уехал на север, в Чикаго.

Сидней Беше – кларнетист и саксофонист. Играть в ансамблях начал очень рано и успел даже попасть в «Рэгтайм» к Бадди Болдену. Отметился и в чикагских джазовых оркестрах и в более поздних свинг-оркестрах, и даже много катался по Европе, выступив в том числе и в СССР (1926).

Original Dixieland Jass Band – а вот это уже диксиленд, это уже белые ребята, отправившиеся по стопам чернокожих орлеанских групп. Известны тем, что выпустили первую в мире граммофонную пластинку с записью джазовой композиции. Вообще они очень много сделали именно для популяризации жанра. Говорят, что именно с этих ребятами начался тот самый «век джаза». Многие их вещи в будущем стали известнейшими джазовыми стандартами.

Страйд

Страйд возник в Нью-Йорке, в районах Манхэттена во время Первой мировой войны совершенно отдельно от новоорлеанского джаза. Это фортепианный стиль, развившийся из рэгтайма путем усложнения ритма, а также повышения виртуозности исполнителей.

Джеймс Джонсон – «отец страйда». Его считают важной фигурой в переходе от рэгтайма к джаз-страйду. На пианино учился играть в основном сам, работал в различных нью-йоркских клубах. Сам сочинил кучу популярных в 20-х мелодий.

Фэтс Уоллер – еще один страйд-пианист, прославившийся едва ли не больше как композитор, чем как исполнитель. Многие его композиции потом перерабатывались и исполнялись другими известными музыкантами. Кстати, играл еще и на органе.

Арт Тэйтум – одна из самых известных фигур в страйде. Замечательный виртуоз, отличавшийся необычной для жанра техникой игры (любил гаммы и арпеджио, одним из первых начал заигрывать с музыкальными гармониями и тональностями). Даже во времена свинга и биг-бэндов обращал на себя (сольного исполнителя) внимание. Повлиял на многих других джазовых музыкантов, нередко отмечавших его необыкновенное мастерство.

Арт Тэйтум

Свинг

Самая обширная и благодатная область, когда речь заходит о великих джазовых исполнителях 20 века. Свинг появился в 20-х годах и оставался необыкновенно популярным аж до Второй мировой войны. Играли его в основном свинг-бэнды – здоровенные оркестры составом от десяти человек.

Бенни Гудмен – без преувеличения, король свинга и основатель одного из известнейших биг-бэндов, имевшего оглушительный успех не только в Америке, но и за рубежом. Концерт его оркестра 21 августа 1935 года в Лос-Анджелесе, принесший ему звездную славу, считается началом эры свинга.

Дюк Эллингтон тоже лидер собственного биг-бэнда, а также известный композитор, создатель многочисленных хитов и джазовых стандартов, в том числе знакомой практически каждому композиции Caravan. Сотрудничал со многими из лучших джазовых исполнителей того времени, позволяя каждому привносить в звучание оркестра свой уникальный стиль, чем создавал интересный и необычный «саунд».

Duke Ellington

Чик Уэбб. Именно в его оркестре начинала свою карьеру одна из известнейших джазовых певиц Элла Фицжеральд. Сам Уэбб был барабанщиком, и его стиль игры оказал влияние на многие другие легенды ударных джаза (например, Бадди Рича и Луи Беллсона). Он умер от туберкулеза в 1939, не прожив и сорока лет.

Гленн Миллер – создатель одноименного биг-бэнда, в период 1939–1943 годов практически не имевшего себе равных по популярности. До этого Миллер играл, записывался в составе других оркестров, а также сочинял музыку вместе с другими величайшими джазовыми исполнителями своего времени – Бенни Гудменом, Пи Ви Расселом, Джином Крупа и другими.

Гленн Миллер

Луи Армстронг

Так получилось, что интересы этого величайшего джазового исполнителя оказались настолько разнообразны, а «стаж» настолько велик, что приписать его однозначно к какому-либо стилю не представляется возможным. За свою карьеру Армстронг играл и в составе известных оркестров, и соло, и в качестве руководителя собственного джаз-бэнда. Его манеру игры всегда отличала яркая индивидуальность и нетрадиционные, оригинальные импровизации.

Луи Армстронг

Джазовые певцы и певицы

Отдельной главы заслуживают эти ребята, может быть, не написавшие собственноручно джазовых стандартов, однако сделавшие немало для развития этого направления музыки. Уникальные тембры, чувственность голоса, эмоциональность исполнения – многое из этого пришло еще из афроамериканских «народных» спиричуэлсов и госпелов.

Элла Фицджеральд – «первая леди джаза», одна из величайших джазовых исполнителей всей эпохи этой музыки. Обладательница уникального мягкого и «светлого» тембра меццо-сопрано, она могла брать три октавы без видимого усилия. Помимо идеального чувства ритма и интонации, владела такой «фишкой», как скэт – подражание голосом музыкальным инструментам джаз-бэнда.

Элла Фицжеральд

Билли Холидэй – имела необычный сипловатый голос, придававший особенную чувственность манере исполнения. Так называемый инструментальный тембр ее голоса и способность к ритмической интерпретации удачно сочетались на сцене со звучанием джаз-бэнда.

Би-боп

К сороковым годам танцевальный и немного легкомысленный свинг начал изживать себя, и молодые ребята, охочие до экспериментов, начали развивать стиль игры, позже названный би-боп. Его отличают более высокие требования к мастерству музыкантов, быстрый темп игры, сложные импровизации и, вообще, «интеллектуальность» стиля по сравнению со свингом.

Диззи Гиллеспи

Диззи Гиллеспи – один из основателей би-бопа. Сначала играл на трубе во многих популярных свинговых оркестрах, но потом отпочковался, собрал собственное комбо – небольшой ансамбль – и начал продвигать би-боп, что у него получалось просто замечательно, отчасти благодаря эксцентричной манере поведения. Мастерски обыгрывал классические джазовые темы с необыкновенной виртуозностью.

Чарли Паркер – также основоположник би-бопа. В составе молодых сторонников этого направления буквально перевернул с ног на голову весь традиционный джаз. Би-боперы положили начало модерн-джазу. Паркер также сыграл большую роль в становлении афро-кубинского джаза. Несмотря на все успехи, музыкант страдал тяжелой героиновой зависимостью, от которой впоследствии и скончался в возрасте 35 лет.

Фьюжн

Появился в шестидесятых и действительно является сплавом (перевод fusion с английского) самых разнообразных музыкальных жанров: рока, попа, соула и фанка. По сравнению с другими стилями джаза может показаться довольно «опопсевшим» – фьюжн потерял характерный свинговый бит, однако оставил за собой импровизацию и упор на обыгрывание определенной мелодии (стандарта).

The Tony Williams Lifetime – группа, выпустившая в 1969 году альбом, который ныне считается классикой фьюжна. На волне популярности рок-музыки в своих записях они использовали электрогитару, бас-гитару (классические инструменты именно рок-групп), а также электрическое фортепиано, создавая характерное тяжелое звучание в сочетании с типично джазовым характером.

Майлз Дэвис – разностроннейший музыкант, заслуженно один из самых великих джазовых исполнителей. Помимо джаз-рока он увлекался еще кучей стилей, но и здесь успел создать множество классических композиций, определивших его звучание на несколько лет.

Майлз Дэйвис

Неосвинг

Это попытка возрождения старых добрых свинг-бэндов начала XX века. Сохраняя общее настроение и характер исполнения классического джаза, неосвинг-группы отошли от импровизации. Они не стесняются современного набора музыкальных инструментов и по структуре их композиции куда больше напоминают современную музыку. В сухом остатке имеем оригинальную стилизацию старого, гораздо более доступную ушам незнакомого с джазом слушателя.

Еще среди интересных исполнителей можно назвать Big Bad Voodoo Daddy, Royal Crown Revue (звучит в фильме «Маска»), Squirrel Nut Zippers и Diablo Swing Orchestra, оригинально смешавшие свинг с металлом.

Royal Crown Revue

Босса-нова

Необычная смесь джаза и ритмов латиноамериканской самбы. Зародился, очевидно, в Бразилии и приобрел большую популярность во всем мире. Основателями стиля считаются Жуан и Аструд Жилберту, Антониу Карлуш Жобим, а также саксофонист Стэн Гетц.

Списки лучших

В статье было рассказано о знаковых музыкантах, сыгравших значительную роль в становлении джаза. Однако знаменитых джазменов несравненно больше, и рассказать обо всех сразу не представляется возможным. Тем не менее в список лучших джазовых исполнителей обязательно должны войти:

  • Чарльз Мингус;
  • Джон Колтрейн;
  • Мэри Лу Уильямс;
  • Херби Хэнкок;
  • Нэт Кинг Коул;
  • Майлз Дэвис;
  • Кит Джарретт;
  • Курт Эллинг;
  • Телониус Монк;
  • Уинтон Марсалис.

Причем это и музыканты, и певцы, и даже те, кто больше известен как композитор. Каждый из них обладает яркой индивидуальностью и долгой творческой карьерой. Хотя, как можно заметить, выбраны в основном люди «шестидесятых», выступавшие значительную часть всего XX века, а некоторые из них и XXI.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.