Философское понимание возможно только через тексты. В них можно найти ответы на все необходимые вопросы. При этом категориальный аппарат, которым пользуются мыслители, зачастую бывает довольно сложен. Это значительно обостряет проблему понимания. Есть ли способы качественного анализа философских текстов? Ответ будет дан в нашем материале.
Понятие философии
Для начала следует разобраться с самим понятием "философия". С греческого языка это слово переводится как "любовь к мудрости", ибо "софия" есть знание, мудрость. Философия представляет собой особую форму познания окружающего мира. Она вырабатывает систему знаний и представлений о фундаментальных принципах, предельных понятиях и характеристиках существующего бытия, об отношениях человека и общества.
В философских текстах можно найти разные вопросы. Можно ли познать мир? Существует ли Бог? Что есть истина, Человек и что есть хорошо? Что первично - сознание или материя? Все эти проблемы решаются уже не одно тысячелетие.
... все другие науки более необходимы, чем она, но лучше нет ни одной. Аристотель, "Метафизика".
Философия представляет собой множество разных учений, которые противостоят друг другу и дополняют друг друга. Каждое учение представляет собой отдельную предметную область - вроде метафизики, этики, эстетики, политической философии, гносеологии и т. д.
Каждое учение облачается в специальные философские тексты. Они могут фиксироваться напрямую мыслителями, либо их содержание будет лишь отчасти свидетельствовать о мышлении того или иного ученого. Немалая часть философских текстов трудна для понимания. Связано это с отсутствием системы и сложностью имеющихся предикатов (понятий). Существует несколько способов анализа текстов. Философия о них умалчивает, так как основная часть инструментария находится в ведении методологии. О самих текстах и способах их анализа будет рассказано далее.
Анализ философских текстов
Человечество имеет письменную философию со времен Платона. Именно он догадался записывать знаменитые диалоги своего учителя Сократа. Сегодня доступ к текстам открыт каждому. Чтение и понимание проблем, которые обозначали мыслители, являются одними из самых сложных задач умственного труда. Не изучение комментариев по учебным пособиям, а непосредственное соприкосновение с оригиналом есть единственно возможной и настоящей учебой.
Человек при изучении сложных философских текстов пытается самостоятельно выявить проблему, которую хотел обозначить автор. Понимание достигается непросто, так как древние мыслители рассуждали зачастую хаотично. Многие и вовсе накидывали большое количество предикатов для усложнения задачи. Но так поступали в основном софисты. Классические мыслители - вроде Платона, Аристотеля, схоластов и философов Нового Времени все же старались выстроить систему из собственных рассуждений.
Что следует понимать в тексте? Конечно же, это смысл. Однако смысл должен не прочитываться, а угадываться. Любой текст с философской проблемой не имеет своей задачей непосредственное ознакомление читателя с определенными задачами. Смысл часто бывает спрятан и закодирован.
Маячащий смысл, при приближении к нему отдаляется, пока идет искание, присутствует как ориентир. Его приходится "насильно" извлекать.
Бибихин В.В.
Любой философский текст имеет свои особенности. Чаще всего это многогранность, незавершенность, вариативность и т. д. Скрытый в тексте смысл представляет собой явление подвижное, иногда изменчивое, недоступное для прямого наблюдения и полной рефлексии. При этом не следует забывать, что основным средством получения смысла является понимание. Именно оно раскрывает содержание любой проблемы.
Значение философских текстов
Итак, письменные свидетельства о положениях разных мыслителей зачастую хаотичны и вариативны, но главное - сложны для понимания. Чтобы уловить истинный смысл философского текста, придется немало постараться. Какова в этом случае роль самих текстов?
Во-первых, оригинальные письмена дают представление о типе мышления той или иной эпохи. Сегодня есть отличная возможность проследить, как менялось и развивалось сознание людей, как расставлялись приоритеты и формировалось отношение к определенным явлениям.
Во-вторых, есть прекрасная возможность сравнить различные школы. Простой пример - философские тексты Запада и Востока, времен античности и распространения буддизма.
Наконец, в-третьих, философские труды следует анализировать для совершенствования механизмов смыслотворчества. Это совокупность сопереживания, противоречивости, метафоричности, самовопрошания и т. д. Изучение смыслотворчества отводится герменевтике - одному из важнейших философских направлений.
Герменевтика
В XIX веке, во многом благодаря усилиям Дильтея и Шлейермахера, начинает складываться общая теория понимания и истолкования, именуемая герменевтикой. Это искусство интерпретации и анализа философских текстов - древнекитайского, древнеиндийского, античного и прочих периодов.
Существуют четыре инструмента, образующих собой базу герменевтической сферы. Это герменевтический круг, представляющий собой взаимообусловленность двух понятий - понимания и объяснения. Также это бесконечность интерпретации, а именно изучение конкретного объекта через множество его внешних проявлений. Здесь же следует выделить необходимость предпонимания (наличие базовых знаний о предикате) и интенциональность сознания, то есть направленность мышления человека на конкретный субъект.
Основной вопрос герменевтики - как возможно понимание? Речь идет о поиске новых способов и типов мышления.
Герменевтика берет свое начало еще в древности. Христианский философ Аврелий Августин в IV-V веках нашей эры пытался подвергнуть анализу содержание библейских текстов. Его труд именовался "Христианская наука, или основания священной герменевтики". В этом смысле рассматриваемая дисциплина являет собой разновидность филологической критики.
При исследовании любого литературного памятника требуется максимально объективное толкование. Поняли это представители немецкой классической философии: Поль Рикер, Гадамер и Шлейермахер. Они стали первыми идеологами теорий самонаблюдения, литературного анализа и философского познания. Все эти идеи сплелись в уже оформившееся научное направление, именуемое герменевтикой.
Древнекитайская литература
На примере представленных выше герменевтических методов возможно разобрать основные древнекитайские философские тексты. Известно, что письмена описывают весь период "ста философских школ". Это собирательное название интеллектуальных течений, установившихся в Китае в доимперский и раннеимперский периоды.
Первой школой явилось учение Конфуция - в VI-V веках до нашей эры. Остальные течения, в частности даосизм и легизм, получили свое развитие лишь с опорой на базовые принципы конфуцианства.
К древнекитайским философским текстам относятся такие литературные памятники, как произведения Сюнь-Цзы, письмена поздних монистов, записи Ли Цзи (конфуцианцев), Шан Цзюнь Шу (легистов) и т. д. Большинство из представленных произведений представлено в виде некой летописи. Все события пронумерованы, у каждого субъекта есть свое наименование.
Известнейшим примером древнекитайского философского текста является "Цзо чжуань" - настоящий литературный памятник Древнего Китая. События летописи охватывают события с 722 по 468 гг. до н. э. По содержанию произведение невероятно богато. В нем дается обильный материал о воинах, религии, правителях, бытовых проблемах и т. д. Каждый диалог датирован.
Выявить проблему или даже смысл в древнекитайском философском тексте не так тяжело, как может показаться на первый взгляд. Использование базовых герменевтических инструментов, несмотря на обилие сложных понятий, имен и мест, поможет в скорейшем раскрытии содержания литературного памятника.
Древнеиндийская философия
Индийские мыслители появились еще задолго до китайских. Расцвет классической древнеиндийской философии приходится на VIII-VI вв. до н. э. Тогда стали появляться первые Веды - сборники священных писаний индуизма.
К древнеиндийским философским текстам относятся работы разных школ и направлений. Здесь нет того относительного единства мнений, который можно было найти у китайских мыслителей. Долгое время веды считались священными произведениями. Ближе к VI веку до н.э. появились Упанишады - сборники комментариев к ведам. В трактатах обсуждались проблемы Бога и Человека, природы медитации, единения с природой и т.д. Период Упанишад можно назвать консервативным.
К IV веку до н. э. появились прогрессивные древнеиндийские тексты. Их составлением занимались шраманы - странствующие монахи и проповедники. Именно они взяли на себя задачу анализа Вед - того, что долгое время считалось нетленным и святым. Анализ действующих положений привел к падению авторитета ведизма. Появились первые критики индуизма - Кесакамбал, Гаутаму и Будда.
Индийские тексты отличаются особой сложностью из-за наличия в них жесткой религиозной полемики. При этом некоторые исследователи сопоставляют индийскую философию с античной. Представителей ведизма можно сравнить со знаменитыми софистами, а шраманов с сократиками.
Классическая философия Древней Греции
Дать краткий анализ античной философской мысли практически невозможно. Поэтому особое внимание следует уделить именно древнегреческим текстам, их зарождению и развитию.
Первым античным мыслителем, решившимся на составление литературных произведений, стал Платон. За всю жизнь он написал 23 диалога и одну речь, именуемую "Апологией Сократа". Самой знаменитой работой философа является "Государство" - трактат в виде диалога Сократа с другими мыслителями. В "Государстве" Сократ рассуждает об устройстве существующего общества, об идеальной системе власти и управления. В остальных работах раскрываются конкретные проблемы бытия.
Читать работы Платона совсем не сложно. Пожалуй, его тексты являются одними из самых доступных для понимания за всю историю древней философии. В том же "Государстве" главной герой произведения, Сократ, ведет диалог со своими приятелями в формате "вопрос-ответ". Он постепенно подводит собеседника к нужному выводу, после чего подводит итоги.
Ученик Платона, Аристотель, написал громадное количество работ. Его философские тексты о жизни, логике, психологии, этике, искусстве, политике, истории и биологии изучаются и анализируются по сей день. При этом главной работой Аристотеля остается "Метафизика" - учение о первоначалах, истинном предмете мудрости.
Тексты Аристотеля отличаются системностью и содержательной строгостью. Каждая работа относится к определенной научной группе. В самих же произведениях прослеживается логика - то, чего так не хватало многим восточным и западным мыслителям.
Эллинистическая философия
Центром эллинистической философской школы стали Афины. Там соперничали три влиятельных направления: скептицизм, стоицизм и эпикуреизм. Продолжали существовать школы, основанные еще Платоном и Аристотелем. Однако они все меньше влияли на развитие философской мысли.
Эпикур (IV-III вв. до н. э.) являлся основателем эпикурейского течения. Философия для него есть основное средство достижения счастья. Лишиться какого бы то ни было страха можно только через самосознание. Науку и мифологию Эпикур разделяет. В основе эстетики знаменитый философ кладет понятие "удовольствия" - но не телесного, а духовного.
Скептики вобрали в себя многое от древнегреческих философов. Одним из основателей школы считается Пиррон. Он стремился к невозмутимости, постоянному спокойствию и критичности ко всему происходящему. Лишь через бесстрастие человек сможет достичь истинного блаженства.
Третьим течением является стоицизм. Изучение природы, формализация логических суждений, рассуждение о боге - все это характерно для стоиков. Также, как и скептики, представители стоицизма взывали к победе духовного над материальным.
Аксиология
Проблемной с точки зрения герменевтического анализа является аксиологическая философия. Аксиологией называют систему ценностей, вбирающую в себя различные аспекты этики. Исследуется место человека в мире, происходит бесконечный поиск ответов о том, что же представляет собой человеческое счастье и как его можно достигнуть.
Этика исследует проблемы зла и добра, справедливости и смысла жизни. Аксиологическое направление практически невозможно подвергнуть разбору на части, так как поднимаемые проблемы слишком тяжелы для осознания. Из-за этого ценностная философия становится практической, то есть разбивается на части. Появляются такие направления, как философия политики, истории, права, эстетики, образования, техники, религии и т. д. В каждой представленной дисциплине есть множество текстов, которые нужно анализировать. Но с помощью каких инструментов подобное возможно? Попробуем разобраться далее.
Анализ философской мысли
Что есть понимание текста? Это создание текста заново, в новом времени и с новым читателем. Автор творит текст, читатель его понимает. Любое философское письмо имеет свойство рождать нечто подобное себе, оставаясь при этом собой. Понять мысль автора - значить породить свою, новую мысль. Это и есть философское творчество - помыслить то, о чем помыслил Будда или Аристотель.
Число смыслов возрастает в зависимости от индивидуального смыслообразования и смыслообновления. Именно смыслы обладают особой новизной - благодаря обновлениям конфигурации связей и отношений. Происходит эффект сопереживания "авторскому духу", который настраивает читателя на волну авторских идей. Чувства читателя, его интересы и познавательные способности - все это оказывает непосредственное влияние на рождение новых смыслов.