Менеджмент как сфера профессиональной деятельности направлена на достижение любым предприятием или организацией намеченных целей путём рационального использования ресурсов. Любая компания ориентируется и на рыночную конъюнктуру, и на потребности отрасли, и на нужды потребителей, пытаясь максимизировать свою прибыль. Менеджмент же здесь не только корректирует цели, но и формирует их, исходя из основных потребностей организации и особенностей рынка.
Любая организация действует в постоянно меняющихся условиях рыночной среды, что вынуждает менеджмент находить пути органичного приспособления компании к этим изменениям. Этим занимается стратегический менеджмент.
Вцелом любую стратегию можно определить как инновационную модель действий для достижения поставленных целей. Её содержанием служит специфический набор правил, помогающий выявить основные направления деятельности, на которые следует сконцентрировать внимание. Виды стратегий в менеджменте весьма разнообразны, что обусловлено различными особенностями как и отраслей хозяйственной жизни, так и особенностями функционирования каждой конкретной компании. Использование стратегий является необходимым при внезапном изменении условий макросреды.
Виды стратегий в менеджменте различны по своему характеру. Поэтому выделяют наступательную, наступательно-оборонительную и оборонительную стратегии. Наступательная стратегия является активной, так как непосредственно связана с диверсификацией производства или интенсификацией рынка. Она также является и наиболее рискованной, так как может обеспечить успех лишь в случае с правильным выбором ниши. Оборонительная же связана с централизацией управления на всех его уровнях в случае сокращения деятельности. Наступательно-оборонительная стратегия нацелена на исправление пошатнувшегося положения организации.
Виды стратегий в менеджменте непосредственно связаны с организацией. Поэтому стратегии функционирования и стратегии развития, которые характерны для менеджмента, характерны и для организации. Следовательно, виды стратегий в стратегическом менеджменте базируются на общих стратегиях.
Стратегии функционирования непосредственно связаны с деятельностью организации на рынке и осуществлением ею поставленных целей. Любая компания может выбрать для себя либо лидерство в низких издержках, либо дифференциацию, либо фокусирование. Если ценовая конкуренция отрасли предопределяет внутренние тенденции развития в ней, то компании целесообразно применять лидерство в низких издержках, экономя на постоянных затратах. Если же компания обладает технологическими преимуществами, то ей стоит избрать дифференциацию своего производства, добиваясь уникальности своих продуктов. Фокусирование же позволяет достигать безусловных конкурентных преимуществ в конкретном сегменте.
Стратегия роста присуща новосозданным, молодым организациям, которые стремятся в кратчайшие сроки занять лидирующее положение в отрасли.
Конечно, оптимальной стратегии не существует, поэтому каждая организация разрабатывает уникальную стратегию, которая учитывает все особенности макросреды.
Конечный результат деятельности организации определяется её целями. Существуют различные виды целей в менеджменте. Цели могут быть общими, отражая важнейшие направления деятельности, специфическими, которые разрабатываются в каждом подразделении в разрезе общих целей, стратегическими, нацеленными на решение масштабных задач и тактическими, которые отражают отдельные этапы стратегических целей. В зависимости же от времени цели делятся на краткосрочные и долгосрочные.
Различные виды стратегий в менеджменте помогают организации наилучшим образом использовать свои преимущества для того, чтобы занять лидирующее положение в отрасли.