Для многих людей было и остается загадкой, почему дети так быстро овладевают навыком говорить на родном языке. Гораздо меньше усилий требуется им и для освоения иностранной речи. Сравнительно новый раздел языкознания, который называется генеративной лингвистикой, способен дать ответы на эти вопросы.
Точка зрения психологов
Генеративная лингвистика - далеко не единственная наука, занимающаяся этой проблемой.
Психология, например, объясняет этот феномен при помощи такого свойства человеческого сознания, как сенситивный период. Это такой этап в развитии ребенка, когда его познавательные способности находятся на крайне высоком уровне.
В настоящее время пользуется широкой популярностью книга японского писателя и одного из основателей фирмы по производству электроники «Сони» Масару Ибука «После трех уже поздно». В этом произведении автор говорит о том, как важно уделять внимание раннему развитию детского интеллекта. В основе его учения все та же теория о сенситивном периоде. Неоднократно предпринимались и другие попытки объяснить природу столь ярко выраженной способности к изучению родного и иностранных языков в первые 5 лет жизни человека.
Бихевиористская теория
Ее сторонники склонны рассматривать поведение человека и другие особенности его сознания при помощи рефлексов, порожденных теми или иными внешними факторами. Такие ученые, как правило, не принимают во внимание в своих работах процессы, которые происходят в мозге, а стараются выявить причину всех явлений, основываясь на сведениях об окружающей действительности.
Защищая свой научный метод, они приводят аргумент о том, что ментальные процессы недостаточно изучены для того, чтобы их использовать в исследовательских целях. Эти ученые утверждают, что их теория вполне пригодна и для объяснения загадки способности людей к быстрому усвоению речевых навыков в первые несколько лет жизни.
Они говорят о том, что данное свойство познавательной активности детей легко объясняется инстинктом самосохранения. По их мнению, язык общения также необходим человеку, как пища, вода и многое другое, в чем он испытывает естественную потребность.
Отец генеративной лингвистики
Ноам Хомский, профессор технического института в американском штате Массачусетс, в пятидесятые - шестидесятые годы 20-го века сделал попытку взглянуть на эту проблему с принципиально новой точки зрения.
Он высказал мнение о том, что способность к изучению языков изначально заложена природой, как врожденное свойство человеческого сознания. Эти идеи были высказаны им в рамках новой теории, которая получила название генеративной лингвистики.
Основа основ
Генеративная лингвистика Хомского имеет несколько вариантов своего названия. Чаще всего ученые пользуются термином «порождающая грамматика». Это название достаточно точно передает круг интересов данной науки.
Если говорить наиболее кратко, генеративная лингвистика занята выявлением правил грамматики, универсальных для всех языков мира. Эти лингвистические знания хранятся в человеческом мозгу изначально, с момента появления людей на свет.
Для чего нужны врожденные знания?
На основе этой информации может происходить дальнейшее изучение любого из мировых языков. Какие знания генеративная лингвистика считает врожденными, а какие - приобретенными?
Ученые говорят о том, что в сознании людей изначально заложены базовые сведения об устройстве синтаксиса. Эта информация является универсальной, а поэтому может быть применима при освоении любого языка.
Лексический же запас накапливается человеком в течение его жизни, под влиянием различных внешних факторов, таких как частота общения индивида с подобными ему, классовая характеристика общества, в котором воспитывается ребенок и так далее.
Передаваемая по наследству информация о языке
Как уже было сказано в предыдущих главах данной статьи, генеративная лингвистика изучает базовые правила синтаксиса. Ноам Хомский и его сподвижники в защиту своей теории приводят, в числе прочих, и следующий факт.
В утвердительном предложении числительное всегда стоит перед существительным, к которому оно относится. В качестве примера можно привести следующие словосочетания: двадцать конфет, пять щенков, семь чайников и так далее. Если поменять слова местами, то у данной фразы получится несколько другой оттенок. Конфет двадцать, щенков пять, чайников семь. В таких словосочетаниях ясно прослеживается оттенок передающий характер неточности, предположения.
Однако данное правило действует не всегда. Оно может быть применимо, только если речь идет о числах, не превышающих одну тысячу единиц. Когда же в предложении или словосочетании присутствуют большие цифры, то эта схема уже не может быть использовано. Например, фраза «Я купил килограмма два вареников» построена верно с точки зрения грамматики. Но нельзя сказать: «Поезд проехал километров двадцать пять тысяч».
Ученые, занимающиеся генеративной лингвистикой, утверждают, что это правило, наряду со многими другими, является базовым для всех грамматик мира, а значит, информация о нем заложена в человеческом сознании с рождения. Данная гипотеза была проверена на практике. Осуществлено это следующим образом. Детям, уже изучившим слова, обозначающие количество, предлагалось выразить предположение о числе определенных предметов, не превышающем нескольких сотен. Ребята легко справились с этой задачей. Когда же им потребовалось назвать примерное количество звезд на небе, дети стали сомневаться в правильности употребляемых ими речевых конструкций. Потому что все фразы наподобие этой: «На ночном небосводе видны звезд пять тысяч», звучат неграмотно.
Дети, участвовавшие в эксперименте, не имели ни малейшего понятия о данном правиле.
Тем не менее они выразили неуверенность в корректности своего высказывания.
Поэтому предположение Ноама Хомского, отца генеративной лингвистики о врожденности знаний об основах синтаксиса, небезосновательно. Этого нельзя сказать о правилах словообразования. Ведь даже многие взрослые часто делают ошибки в числительных, обозначающих годы 21-го века. Нередко можно услышать вместо «Две тысячи восемнадцатый» разнообразные неправильные вариации этого словосочетания.
Можно сделать вывод, что такой информации не содержится в наборе врожденных лингвистических знаний.
Новаторство американского ученого
Ноам Хомский утверждает, что главной единицей языка для генеративной лингвистики является не фонема, морфема или слово, как в других отраслях языкознания, а предложение (в некоторых случаях - словосочетание).
В качестве доказательства он приводит тот факт, что изначально в человеческом сознании появляются идеи именно целых предложений, которые затем воплощаются в устной и письменной речи.
Отсюда вытекает, что врожденными являются именно знания о базовых правилах синтаксиса.
Поэтому можно утверждать, что профессор Массачусетского института Ноам Хомский является дважды первооткрывателем в современной науке о языке. Во-первых, он, в отличие от других исследователей, стал рассматривать предложение как основную единицу лингвистики. И во-вторых, ученый попытался объяснить способность человека к изучению языков врожденными свойствами, в одинаковой степени присущими всем людям, населяющим планету Земля.
Принципиально новый подход
Цель генеративной лингвистики - доказать, что существуют определенные знания о языках общения, которые передаются по наследству от родителей к детям. Также эта дисциплина рассматривает вопрос о содержании этой универсальной информации. Впервые в истории науки о средстве человеческого общения ученые задались вопросом не о внутреннем устройстве каждого из многочисленных языков мира, а об общих принципах, объединяющих их. Кроме того, исследователи поставили перед собою задачу найти причину возникновения речи. То есть эта отрасль лингвистики пытается ответить на вопрос не о том, как устроен язык, а почему он создан таким образом?
Ноам Хомский и его последователи стараются объяснить структуру средства общения при помощи изучения тех процессов, которые происходят в мозге. Причем большинство изучаемых ими явлений лежит в области бессознательного, что во многом сближает его научную деятельность с трудами выдающегося психолога Зигмунда Фрейда.
Наряду с работами этого исследователя, Хомский также использует в своей деятельности результаты последних данных в области математики, биологии и многих других наук. Изначально его идеей было исследование лингвистических вопросов по принципу точных дисциплин.
Проблемы и трудности
В своей деятельности Ноаму Хомскому пришлось столкнуться с рядом трудностей. Одной из них является недостаточная изученность особенностей работы головного мозга, в частности его отдела, который называется подкоркой и отвечает за бессознательные процессы мышления.
Поэтому периодически появлялись новые редакции теории генеративной лингвистики, которые учитывали новые достижения разных областей человеческого знания, а также последние научные наработки самого создателя этого ответвления науки о языке, Ноама Хомского.
Итоги работы
В процессе развития генеративной лингвистики результаты, полученные учеными, можно чаще всего представить не в виде общих правил, а скорее в форме универсальных запретов. Согласно мнению, которое не раз высказывал сам Ноам Хомский в интервью и своих научных работах, в сознании человека заложена в основном информация не о том, как можно сказать ту или иную фразу на разных языках, а скорее о том, каким образом ее нельзя построить ни в одном из них.
Например, сторонники рассматриваемой в настоящей статье теории считают, что людям дано с рождения знать о том, что любое предложение включает в себя два главных сегмента. Эти части называются подлежащим и сказуемым, но, в отличие от традиционной грамматики, здесь остальные члены предложения воспринимаются не как самостоятельные явления, а в качестве составных частей одной из главных групп.
Прогрессивная отрасль лингвистики
Ноама Хомского часто называют революционером в области языкознания. Его идеи, высказанные им впервые в конце пятидесятых годов 20-го столетия, буквально перевернули представления о возможностях изучения главного средства человеческого общения. Исследование его природы всегда остается актуальным, поскольку язык является одним из важнейших черт, которыми человек отличается от всех других представителей животного мира, населяющих планету Земля.
Результаты работы, проводившейся приверженцами теории Ноама Хомского, нашли и практическое применение. Информация, полученная ими, использовалась в том числе и для разработки компьютерных программ для генерации речи.
Заключение
В данной статье была предпринята попытка краткого обзора генеративной лингвистики, целей и результатов, полученных в рамках исследований по этой дисциплине.
Создателя данной отрасли языкознания по праву называют революционером в науке, одним из самых выдающихся людей 20-го века.