В меняющемся мире предприятию невозможно оставаться на плаву, пользуясь только традиционными системами управления. Во всех странах разрабатываются и внедряются современные подходы в менеджменте, приемы и модели. Многие из них показали свою эффективность и получили широкое распространение.
Основные подходы в современном менеджменте. Процессный подход
Управление понимается как сплошная цепь функций, которая зависит от выполнения ряда взаимосвязанных действий.
Функции можно выделить следующие:
- планирование;
- организация;
- мотивация;
- управление;
- контроль;
- координация;
- коммуникация;
- анализ и оценка;
- принятие решений.
Весь процесс руководства можно выразить функциями планирования, организации, контроля, мотивации. Их связывают между собой процессы коммуникации и принятия решений.
Системный
Эта теория берет свое начало из 50-х и до сих пор играет важную роль в управлении. Здесь работает принцип обратной связи между частями и целым, целым и окружающей средой, частями и средой.
Любая организация воспринимается как единый механизм, где работают различные подсистемы, которые тесно связаны между собой. Это комплексный подход, он учитывает все сферы, отделы, управленческие уровни, технические составляющие, социальные факторы.
Организация начинается с целей и задач, где на выходе получается готовая продукция. При этом учитываются все связи между руководителями, персоналом, покупателями. Внешние воздействия в виде законодательства, экономических влияний, конкурентов также не остаются без внимания.
Для этой концепции менеджмента важно выполнение ряда действий:
- Обозначается объект исследования.
- Выделяются цели системы и их влияние на подсистемы.
- Определяется взаимовлияние организации и всех ее подуровней.
- Учитывается воздействие среды.
- Выделяются пути улучшения деятельности.
Ситуационный подход
В менеджменте берется конкретная ситуация, которая в данный момент важна для организации и влияет на нее. Методы управления выбирают, отталкиваясь от данной ситуации.
Не существует готового свода правил или набора руководств, это интеллектуальный метод, способ мышления.
Ситуационный подход в менеджменте опирается на 4 основных принципа:
- Знание системного анализа, планирования, понимание управленческих процессов, группового поведения и различных методов принятия решений.
- Умение предвидеть возможные результаты своих действий и использования конкретных методик.
- Способность анализировать ситуацию в моменте. Выделять важнейшие факторы и последствия их изменений.
- Правильный выбор и использование тех методов и приемов, которые будут иметь минимальные негативные последствия. Поиск наиболее эффективных путей для организации.
Количественный
Использование математики, компьютерных технологий, инженерной науки помогает конструировать точные модели управления. Их создают, отталкиваясь от проблем в крупных организациях.
Словесные рассуждения заменяются цифровыми моделями, идет ориентация на количественные значения.
Так были разработаны модели распределения ресурсов, массового обслуживания, выбора стратегии развития и т. д.
Помимо основных подходов, в современном менеджменте используются и другие. Например, не менее важен нормативный подход, поведенческий или маркетинговый. О них читайте далее.
Нормативный
При использовании нормативного подхода на предприятии устанавливаются определенные нормы управления. Они учитывают все важные элементы целевой, управляемой, обеспечивающей подсистем.
Нормативы в каждой системе устанавливаются индивидуально и могут учитывать размеры потерь и производственных отходов, отчисления от прибыли, потребности сотрудников.
Оптимизационный
При таком концепции менеджмента осуществляется переход от качественных оценок к количественным. Для этого используются специальные расчеты, статистические методы, оценки экспертов и т. д.
Учитываются законы масштаба и экономии времени. Изучаются экономические взаимосвязи между качеством товара и затратами на его производство.
Директивный
При директивном подходе происходит регламентация функций, прав, обязанностей, затрат в нормативных актах. Составляются приказы, инструкции, планы и распоряжения, которым все обязаны следовать.
Поведенческий
Это более мягкий подход, который помогает сотрудникам раскрыть свои сильные стороны и творческие способности. Эффективность предприятия повышается, благодаря правильному настрою человеческих ресурсов.
Руководитель использует не только метод принуждения, но и старается мотивировать людей, направить, убедить двигаться к цели.
Некоторые школы считают разновидностью поведенческого подхода компетентностный подход в менеджменте.
Его автор - Д. Макклелланд - изучал процесс работы человека, чтобы найти идеальные компетенции сотрудников. Им были выявлены основные критерии, и позже его методика активно разрабатывалась в США.
Такой подход помогает моделировать эффективное трудовое поведение, повышать удовлетворенность рабочих и уровень прибыли предприятия
Компетентностный подход в менеджменте применяется в различных управленческих процессах. Его используют при подборе и ротации кадров, аттестации, в корпоративной культуре.
Маркетинговый
Сущность подхода заключается в повышении торговой эффективности предприятия. Руководители должны в первую очередь ориентироваться на рынок, вовремя реагировать на смену обстановки и влиять на обстоятельства.
Маркетинговый подход в первую очередь предполагает:
- анализ рынка;
- подбор целевой аудитории;
- создание комплекса маркетинга;
- реализацию маркетинговых предприятий.
Чем отличается современный менеджмент
Современная экономика поспособствовала развитию следующих современных подходов в менеджменте:
- Личностные качества и характеристики менеджера выходят на первый план. К ним предъявляются высокие требования. Ценится интеллектуальное лидерство, умение грамотно управлять командой, создавать уникальные проекты. Личность одного человека может активно влиять на имидж всей организации.
- Менеджмент, с одной стороны, объединяет в себе одновременно множество функций, а с другой – разбивается на модули. Появляются различные новые виды - маркетинговый менеджмент, бюджетный инновационный и т. д.
- Культура менеджмента активно развивается, постоянно рождаются инновации, появляется большое количество курсов менеджмента.
- Внешние и внутренние условия настолько нестабильны, что менеджеры вынуждены постоянно менять курс и реорганизовывать цели.
- Современное управление не поощряет авторитарности и дает максимальную свободу менеджеру, если его действия направлены на эффективное преобразование. Поощряется создание команд и рабочих групп для работы над развитием организации.
- Широко используются новаторские методы планирования и высокие технологии. Владение современными методами во многом определяет квалификацию менеджеров.
- фактор риска в современных подходах в менеджменте - один из важнейших в принятии любых решений.
Характерные черты современного менеджмента
В отличии от традиционных, современные подходы значительно расширяют зону ответственности менеджера. Он должен учитывать все факторы, влияющие на предприятие и результаты его работы. Внешние, внутренние, подконтрольные и даже те, на которые никак нельзя повлиять.
Современный менеджмент – это стратегический подход на всех уровнях управления, и человеческий фактор здесь используется в качестве основополагающего.
Отмечаются следующие позитивные моменты:
- Стопроцентная личная ответственность менеджера.
- Развитая коммуникация на всех уровнях.
- Непрерывное обучение сотрудников и руководителей.
- Атмосфера на предприятии, помогающая трудящимся раскрыть свои способности по максимуму.
- Каждый работник сознательно вносит свою долю в общий результат.
- Отказ от авторитарного стиля руководства в пользу лидерства.
- Развитые коммуникативные навыки для общения с покупателями.
- Этика бизнеса.
- Открытость и доверие к людям.
- Знание и использование основ менеджмента.
- Четкое видение пути предприятия.
- Непрерывное самосовершенствование и стремление повысить качество своей работы.
- Комплексный подход.
Практически воплотить все эти принципы управления непросто, но многие современные предприятия стремятся к нововведениям.
Среди моделей управления особо выделяются американская и японская. На их основе формируется современный подход в менеджменте в других странах.
Американская модель
Эта модель раньше была определяющей во многих странах. Но руководители, которых интересуют современные подходы в менеджменте, стараются отойти от нее, ориентируясь больше на японскую систему.
Данная модель обуславливается менталитетом жителей Америки. Система менеджмента использует их способность бороться до конца, подчеркивать свою исключительность, стремиться к быстрому успеху.
Американская модель основана на борьбе за лидерство. До недавнего времени стиль управления в компаниях США был единоличным, устанавливалась жесткая дисциплина. От рабочих требовали полного подчинения, демократичность была только внешней.
Продвижение по службе происходит быстро среди тех, кто сумел выделиться. Место работы постоянно меняется в зависимости от того, где больше платят.
Японская модель
Основы управления по-японски признаны во всем мире. Она формировалась под влиянием зарубежного опыта, в том числе американского, но при этом сохранила лучшие национальные традиции.
Японская система – самая эффективная в мире и основывается на умении работать с людьми. Так как природными ресурсами страна не богата, то ставка изначально делалась на человеческие ресурсы. Это позволило японской экономике выйти в лидеры среди других стран. В итоге модель активно влияет на формирование особенностей современного менеджмента.
На предприятиях активно продвигается принцип «Мы все – одна семья». Главная цель менеджеров – установить хорошие отношения с работниками, создать единую команду.
Само управление не авторитарное, а рекомендательное. Нет необходимости очерчивать круг обязанностей работника, потому что каждый готов делать то, что необходимо команде. Все подчинены одной идее, стремятся к достижению общей цели.
Японцы настолько преданы своим фирмам, что часто не используют выходные и оплачиваемые отпуска. К тому же смена места работы не приветствуется. При переходе в другую компанию человек теряет свои заслуги и стаж и вынужден начинать карьеру с нуля. Такие работники считаются второсортными.
Продвижение по службе совершается каждые 4-7 лет. Так как люди чаще всего работают в одной компании всю жизнь, то им стараются разнообразить деятельность. В первую очередь повышают самых порядочных, скромных и трудолюбивых.
Всячески поощряется тесное общение сотрудников между собой. Все начинают день с зарядки и корпоративной песни, сидят в кабинетах без перегородки вместе с начальником. Руководителям не положен отдельный кабинет, чтобы не разрушать атмосферу единства. Нет привилегий в зависимости от ранга, зарплаты новичка и управляющего отличаются, но всего в 7-8 раз. Причем во время кризиса в первую очередь снижается зарплата руководства.
Поощряется создание рабочих династий. Фирмы охотно принимают на работу детей и близких родственников своих служащих. В 45 % случаев кадры набираются по рекомендациям. И тот, кто его порекомендовал, несет за него ответственность.
Такой менеджмент, учитывающий психологию людей, усовершенствовал традиционные методы и позволил Японии добиться огромных результатов. Сейчас эта система внедряется и в других странах с развитой экономикой.
Состояние российского менеджмента
Менеджмент в Российской Федерации находится на стадии становления, его эффективность пока невысокая. Остро стоит проблема подготовки хороших специалистов в этой области. Не хватает по-настоящему эффективных курсов по менеджменту.
Существует три условные модели российского менеджмента.
Модель «здравого смысла»
В 90-х руководителями становились все, кто этого хотел, даже не имея никакой подготовки в области управления. В те годы «здравого смысла» хватало на то, чтобы руководить бизнесом. Но по мере расширения организаций такая модель начала показывать свою несостоятельность.
Модель «советских методов управления»
Не все организации смогли продвинуться вперед. Их система управления мало чем отличается от той, которая была 50 лет назад.
Модель «западной культуры»
В первую очередь страна перенимает внешнюю атрибутику западного менеджмента – элегантность, хороший дизайн помещений, вежливость. Технологические структуры также активно внедряются – компьютеризация, специальные программы, системы связи.
Освоение западной модели корпоративного управления продвигалось медленно, но ускорилось в последние годы. Влияние на культуру российского менеджмента усиливается и способствует внедрению наиболее современных тенденций менеджмента в России.
Перспективы
Гибкость и простота – вот к чему стремится современный менеджмент. Все изменения и нововведения призваны обеспечить конкурентоспособность и эффективность.
Все больше организаций стремятся оставить позади командно-иерархические отношения и сделать ставку на усиление лучших качеств персонала.
а) освоение новых рынков
б) стремление к повышению эффективности производства и
бизнеса в целом
в) разработка специальных программ обучения трудовым навыкам
г) ведение деятельности, направленной на создание спроса
3. Какая функция менеджмента предполагает разработку
новых видов продукции и освоение новых рынков:
а) маркетинг
б) производство
в) управление
г) развитие
4. Какая функция управления обеспечивает его слаженность,
бесперебойность и неп