Вашингтонская конвенция об урегулировании инвестиционных споров была подписана 18.03.1965 г. и вступила в силу 14.10.1966 г. Изначально ее участниками были 46 стран - члены Международного банка реконструкции и развития, специального учреждения ООН. Конвенция предусматривает правовые механизмы урегулирования транснациональных инвестиционных споров и учреждает для этих целей специальный центр. Она является одним из самых значительных источников инвестиционного права.
История Вашингтонской конвенции
Глобализация мировой торговли в XX в. ускорила развитие международных инвестиционных отношений. Причиной ратификации Вашингтонской конвенции 1965 г. была недостаточность существующих международных механизмов охраны иностранных инвестиций. Поэтому целью Вашингтонской конвенции являлось создание международного арбитража, который будет специализироваться в рассмотрении инвестиционных споров. До появления Вашингтонской конвенции 1965 г. история знала только 2 способа защиты прав иностранных инвесторов.
Первый способ - обращаться с иском в суд государства, принимающего инвестиции. Этот способ являлся неэффективным, поскольку в большинстве случаев суды отказывались защищать интересы иностранных инвесторов. Второй способ - воздействовать на принимающее государство с помощью дипломатических приемов. Во-первых, в таком случае инвестору необходимо было добиваться помощи от своего государства, а во-вторых, этот способ действовал только в случае серьезных нарушений прав (например, национализации активов).
Значение Вашингтонской конвенции
Поскольку споры инвестиционного характера между государством и иностранным гражданином или юридическим лицом являются частноправовыми, изначально они рассматривались в суде той страны, на территории которой вкладчик размещал свой капитал. Это не обеспечивало должной защиты прав инвесторов. Впервые такие споры были выведены из национальной юрисдикции принимающего государства именно в Вашингтонской конвенции 1965. Последствием ее принятия стало то, что международный арбитраж стал основным средством разрешения транснациональных инвестиционных споров. После появления первого международного арбитража развитие инвестиционных отношений продолжалось в следующих направлениях:
- унификация процедуры арбитражного разбирательства при рассмотрении международных споров в судах различных государств;
- появление правовой основы для принудительного исполнения решений иностранного арбитража в другом государстве;
- создание международных арбитражных центров по решению инвестиционных споров.
Содержание конвенции
Основные положения Вашингтонской конвенции 1965 г. можно поделить на 2 группы. В I главе содержатся нормы о Международном центре по урегулированию инвестиционных споров (МГУИС). Во II главе очерчивается его компетенция - споры, которые может рассматривать Центр. Следующая группа норм - это положения, устанавливающие порядок проведения процедур по разрешению инвестиционных споров. В III главе описывается процедура примирения, а в IV - арбитража. Всего Конвенция содержит 10 глав. Помимо вышеназванных, в документе присутствуют следующие главы:
- отвод посредников или арбитров;
- издержки;
- место рассмотрения спора;
- споры между государствами;
- поправки;
- заключительные положения.
Международный арбитраж
Вашингтонская конвенция 1965 года является документом, учреждающим Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). Он относится к группе организаций Всемирного банка, который, в свою очередь, представляет собой специализированное учреждение ООН. МЦУИС разрешает транснациональные споры между государствами и гражданами или организациями. Конвенция предусматривает две формы деятельности Центра по разрешению споров: арбитражное производство и процедура примирения.
Для того чтобы спор был передан МЦУИС, он должен соответствовать следующим условиям:
- непосредственно связан с инвестициями;
- стороны спора - государство-участник Конвенции и гражданин или организация другого государства-члена Конвенции;
- стороны должны заключить письменное соглашение о проведении процедуры примирения или арбитража.
Сторона, согласившаяся на передачу спора МЦУИС, не может в одностороннем порядке отменить это решение.
Примирительная процедура
Для осуществления процедуры примирения формируется комиссия из одного или нечетного числа человек, называемых посредниками. Если спорящие стороны не договорятся о количестве посредников, их будет трое. Комиссия разрешает спор, сотрудничая со сторонами. Она выясняет обстоятельства спора и предлагает сторонам условия для его разрешения. По результатам примирительной процедуры комиссия составляет доклад, где перечисляет все спорные вопросы и указывает, что стороны пришли к соглашению. Если этого не произошло, комиссия указывает, что стороны не достигли соглашения.
Рассмотрение спора в арбитраже
Согласно положениям Вашингтонской конвенции, арбитраж также формируется из одного или нечетного количества человек. Если стороны не договорятся о количестве арбитров, их будет трое. Большая часть арбитров не могут быть гражданами государства, которое участвует в споре. Решение принимается в соответствии с такими нормами права, о которых стороны договорились в соглашении. Если они этого не сделали, тогда спор рассматривается по закону государства - стороны в споре, и применимых норм международного права. Решение по делу принимается большинством голосов и подписывается всеми арбитрами. После этого Генеральный секретарь МЦУИС высылает спорящим сторонам копии решения. Оно считается вступившим в силу с того момента, как стороны его получили.
Решения МЦУИС
Согласно Вашингтонской конвенции 1965 г., решение арбитража, принятое в соответствии с ее правилами, является обязательным для сторон. Государство должно признать решение МЦУИС и выполнить финансовые обязательства, которые оно предусматривает. Предписание арбитража по силе приравнивается к решению национального суда. Оно не подлежит обжалованию в национальных судах.
Конвенция устанавливает основания отмены решения арбитража. К ним относятся:
- явное превышение полномочий;
- коррумпированность члена арбитража;
- нарушение существенного правила проведения процедуры;
- неправильное формирование арбитража;
- отсутствие мотивировки решения.
Отмена решения осуществляется комитетом из трех человек, состоящих в списках арбитров. К ним предъявляются следующие требования:
- не должны быть членами арбитража, вынесшего решение;
- должны иметь другое гражданство, нежели члены такого арбитража;
- не могут быть гражданами государства, которое задействовано в споре;
- не могут быть внесены в список арбитров своим государством;
- не должны быть лицами, которые были примирителями в этом же споре.
Дополнительная процедура
Некоторые споры, которые не отвечают требованиям Вашингтонской конвенции от 18.05.1965 г., также могут быть переданы на рассмотрение МЦУИС. В 1979 г. Центр разработал Правила дополнительной процедуры. В соответствии с ними, арбитраж может рассмотреть следующие виды споров:
- те, которые не являются инвестиционными;
- те, которые вытекают из инвестиционной деятельности, а государство-сторона спора или государство-инвестор не участвуют в Вашингтонской конвенции.
Решения, вынесенные по Правилам дополнительной процедуры, подлежат исполнению по правилам Нью-Йоркской конвенции 1958 г. Они не обладают той же безоговорочной силой, что и решения арбитража, принятые по правилам Вашингтонской конвенции. Национальный суд может отказать в исполнении такого решения в случае, если оно противоречит процессуальным нормам или публичному порядку.
Благодаря дополнительной процедуре государства, не участвующие в Конвенции 1965 г., могут передавать споры на разрешение МЦУИС. Например, Россия не ратифицировала Конвенцию 1965 г., хотя подписала ее в 1992 г. Двусторонние соглашения о защите инвестиций, в которых участвует Российская Федерация, предусматривают возможность рассмотрения спора в МЦУИС по правилам дополнительной процедуры.
Распространенные споры
В практике международного арбитража существует много инвестиционных споров, вызванных национализацией - принудительным изъятием иностранной собственности. Распространились случаи косвенной национализации: замораживание счетов, ограничение денежных переводов за рубеж и т. д. Инвесторы обращаются в арбитраж, чтобы получить компенсацию за изъятие их собственности.
Международная практика выработала следующие критерии для решения вопроса о том, произошла ли национализация собственности иностранного инвестора в определенном случае:
- степень вмешательства в имущественные права (насколько оно повлияло на хозяйственную деятельность инвестора);
- оправданность принудительных мер (к примеру, защита публичного порядка является уважительной причиной для изъятия собственности);
- насколько мера нарушила разумные ожидания инвестора (зависит от того, гарантировало ли государство определенную степень защиты инвестору, когда он размещал свои вложения).
Международная защита инвестиций
Принято считать, что на данный момент международная система защиты иностранных вложений состоит из трех элементов:
- двусторонние соглашения между государствами;
- Сеульская конвенция, учреждающая Международное агентство по гарантиям инвестиций, 1985 г.;
- Вашингтонская конвенция 1965 г. о порядке разрешения инвестиционных споров.
Эта система представляет собой основу для развития международного инвестирования в отдельных отраслях экономики. Например, Договор к энергетической хартии, в котором участвует Российская Федерация, содержит те же механизмы защиты прав инвесторов и поставщиков услуг, что и Вашингтонская конвенция. Этот договор направлен на защиту инвестиций в энергетической отрасли экономики.
Защита инвестиций в России
Основу регулирования инвестиций составляют межправительственные двусторонние соглашения о поощрении капиталовложений. Заключая такое соглашение, Российская Федерация обеспечивает защиту прав своих инвесторов и гарантирует применение такого же режима для иностранных вложений на своей территории. По состоянию на 2016 г. Россия заключила 80 двусторонних соглашений.
Договоры заключаются на основе Типового соглашения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 9 июня 2001 г. N 456. В нем предусмотрены следующие способы решения инвестиционных споров:
- переговоры;
- обращение в национальный суд;
- арбитраж по правилам регламента ЮНСИТРАЛ;
- рассмотрение в МЦУИС по нормам Вашингтонской конвенции;
- рассмотрение в МЦУИС по правилам Дополнительной процедуры.
Для того чтобы привлечь зарубежные инвестиции в Российскую Федерацию, необходимо предоставить вкладчикам больше гарантий правовой защиты. Желательно, чтобы Россия ратифицировала Вашингтонскую конвенцию 1965 г. и обеспечила больше возможностей для рассмотрения споров с инвесторами по правилам МЦУИС.